РАБОТА В СТУДИИ

 РАБОТА В СТУДИИ В прошлом номере мы говорили о том, как собрать домашнюю студию для написания электронной музыки. Сегодня мы затронем следующий вопрос - что, собственно, с этой студией делать? В этой статье вы НЕ найдете советов технических, а-ля «соберите все инструменты в суб-группу и повесьте на нее low-pass фильтр на 12КГц» или «попробуйте Steinberg Cubase, но не стоит привыкать к Fruity Loops». Мы будем говорить об инициационной, организационной и правых сторонах вашей студийной работы.

Ваш компьютер проапгрейден до немыслимых гигагерцев и гигабайтов, новые мониторы красуются на своих местах, midi-клавиатура так и просит «нажми»... Здорово, когда идея уже полностью есть в голове, и остается только сесть и изложить ее в секвенсоре. А что, если есть страстное желание сделать что-то, но нет четкого понимания - что же именно?
Стоит начать с прослушивания ваших любимых треков в стиле, в котором вам бы хотелось самим делать музыку. Только слушать их не как клаббер или диджей, а как продюсер. Слушайте трек, и мысленно пытайтесь его разбить на составные части, прислушайтесь, как работает бас вместе с бас-бочкой, отделите тарелки, рабочий барабан, обратите свое внимание на гармоническое заполнение, эффекты, и на то, как это все работает вместе.

Это то, что отделяет профессиональные шедевры от любительских поделок, это то, что очень легко услышать и воспринять, но очень непросто сделать. В некоторых книгах groove называют «дыханием композиции», только не пытайтесь отыскать определение этого слова в советских учебниках по теории музыки, т.к. в отечественной музыкальной школе это фундаментальное понятие отсутствует напрочь, возможно, это и есть одной из главных причин того, что наша поп-музыка так разительно отличается от европейской или американской.

Послушайте, какими инструментами и/или семплами сыграны партии в треке, какую роль выполняет каждый из них. Инструментальный (тембральный) состав трека очень важен, поскольку именно из суммы инструментов складывается конечное звучание трека. Забегая наперед, скажу, что когда вы сами будете заниматься подбором инструментов к своему творению, то вам нужно будет учитывать тот весьма неочевидный аспект,что один и тот же инструмент звучит совершенно по-разному один и вместе со всеми остальными инструментами трека.

Вслушайтесь также в примененные эффекты, за неимением подходящих русских слов будем их называть так, как они называются в английском: bang и whoosh. Первый служит для придания акцента первому удару барабана, скажем, после «ямы», второй же служит либо для заполнения пространства, либо является подводкой к первому в конце «ямы». Конечно же, возможны и другие использования эффектов, но, думаю, пока стоит остановиться на базовых.

Очень важно определить для себя, чем же вам нравится та или иная композиция и чем хороший, на ваш взгляд, трек, отличается от не очень хорошего.

Также очень важным является понимание типологии построения трека в конкретной стилистике. Например, для поп-музыки типичным построением будет [куплет]-[распевка]-[припев]-[проигрыш]. В электронной музыке тоже есть свои каноны построения в каждом конкретном стиле, хотя, конечно, вариации не только возможны, но и желанны. Для более простого восприятия можно каждый трек представить себе в виде холмов и долин (peaks and valleys) со своими подъемами, спусками, вершинами, плато и низинами.

Как я и обещал, останавливаться на технических подробностях самого процесса написания шедевров мы не будем, так как на эту тему уже много всего написано и сказано. Давайте пойдем дальше - что делать с музыкой, которую вы написали? Вероятно, нет музыканта, который не желал бы издать созданное им творение на каком-либо рекординговом лейбле и таким образом донести свое творение до массового слушателя, а возможно и заработать какие-то деньги и славу.

Прежде всего, вам нужно составить для себя список лейблов, которые издают музыку близкую к той, которую вы написали, найти их контакты и подготовить для них демо должным образом. Под «должным образом» я имею в виду, что если демо вы будете отправлять на CD-R, то желательно, чтобы он был не надписан маркером, а имел печатную этикетку, с хотя бы минимальным дизайном, чтобы с ним была ваша биография (я имею в виду вашу артистическую биографию, а не то, в какой школе или техникуме вы учились).

Важно помнить, что если вы не отнесетесь к демо со всей серьезностью, то у a&r менеджера, который будет его слушать, не будет повода серьезно к нему отнестись.

Даже если трек вы отправляете в mp3, то он должен быть правильно назван, например, так: <имя артиста>_<название трека>_(<название микса>). mp3. Только не вздумайте забивать его сверху метками с вашим именем или отправлять вырезанный из него кусок, потому как плод вашего творчества незамедлительно будет направлен в мусорную корзину. Предвижу удивленные возгласы некоторых из вас: «а как же авторские права?». Это следующая тема нашей сегодняшней беседы.

У меня всегда вызывало удивление, что в то время, как матерые продюсеры обычно дают свою музыку всем желающим, лишь бы ее слушали или играли, их начинающие коллеги частенько относятся к своим творениям с параноидальной ревностью, опасаясь, что их творения кто-то украдет, так как их «авторские права никак не защищены». Признаться, последняя фраза у меня всегда вызывала удивление. Уверен, что ни один лейбл не будет выпускать трек, без ведома музыканта, да и маловероятно, что кто-то захочет присвоить трек себе и назвать его собственным именем. Но, даже если и случится нечто подобное то очень легко доказать свое авторство через суд, предоставив исходные материалы произведения, которых вор предоставить, очевидно, не сможет. Избежать таких инцидентов превентивными мерами, зарегистрировав свое творение где-то, невозможно. И если, в противовес всему вышеизложенному, подумать о плюсах распространения своей музыки, то можно прийти к выводу, что они с лихвой перекрывают возможные риски. В наше время заработать сколько-нибудь существенные деньги на электронной музыке весьма и весьма затруднительно. Да и в целом доходы от музыкальных продаж неуклонно падают с каждым годом, и все больше певцов и музыкантов возвращаются к истокам шоу-бизнеса - заработкам на концертах, используя распространение музыки, как промо-инструмент. Потому повторю еще раз - не бойтесь давать свою музыку всем, кто захочет ее послушать.

В заключение хотел бы посоветовать путем сравнительного прослушивания чаще оценивать собственные треки на предмет соответствия профессиональному уровню. Помните, не существует такого волшебного устройства, пропустив через которое вашу музыку, можно получить профессиональный саунд, и утверждение «на лейбле мастерингом все исправят» является чистейшей воды заблуждением. Не бойтесь задавать себе вопросы «почему у меня это звучит не так как у них?» и ищите на них ответы, благо, в наши дни интернет дошел до самых отдаленных уголков планеты и с его помощью можно черпать информацию, получать знания и общаться с себе подобными, безо всяких границ и преград.