С чего начинается студия...

С чего начинается студия...С чего начинается студия...

Рано или поздно любой начинающий продюсер задумывается над вопросом: как сделать звук материала лучше? Почему мы слышим в треках известных исполнителей красивый плотный бас, сочные биты, а в наших треках всё смазано, местами гудит, потрескивает и т.д?

Есть мнение, что плохой звук - это результат неграмотного мастеринга и сведения. Но порой проблема лежит гораздо глубже.   Тут можно провести аналогию с работой по металлу: мастеринг и сведение - это лишь полировка готовой модели. А до того как полировать, модель нужно качественно изготовить, и для этого нам, как ни крути, понадобятся фирменные инструменты и станки. И если материал некачественный в корне, то ни один полировочный станок уже не придаст ему нужную форму.

В первой статье, посвященной мьюзикмей-кингу, мы уже касались того, что нам пригодится для создания музыки. Сегодня мы поговорим об этом более детально и рассмотрим то,какими знаниями стоит руководствоваться при сборке домашней студии, а также попробуем подсчитать, сколько вечнозеленых купюр нам придется отдать за минимальные условия для создания качественного саунда.


Звуковая карта

Итак, чтобы получать более или менее нормальный звук, нужно начать с п рофессиональ-ной     звуковой карты. От других ее   отличает   в первую   очередь цена. Как правило, цены на професио-нальные или Hi-End звуковые карты начинаются от 150-200$.

Основными врагами хорошего звука являются шумы, поэтому при выборе звуковой карты обязательно стоит обратить внимание на то, какими она оснащена входами и выходами. Стоит помнить, что гнезда типа MiniJack дают много лишних шумов и по умолчанию не являются герметичными.

Для того чтобы выходящий из звуковой карточки или входящий в нее сигнал не искажался и не смешивался с шумом, стоит брать карточку со входами/ выходами типа «тюльпан» или Jack.

Также стоит обратить внимание на тип интерфейса - их есть два: внешний и внутренний. Внутренние интерфейсы (т.е. те, которые вставляются в PCI-слот материнской платы) зачастую также дают шумы, обильно присутствующие внутри системного блока. В свою очередь, внешние (т.е. те которые соединяются с компьютером по порту FireWire или USB) всегда избавлены от такого недостатка.

Поэтому наилучшим выходом является звуковая карточка с внешним интерфейсом (а также, по возможности, с фантомным питанием, если вы планируете использовать микрофон).

Хорошими карточками славится компания M-Audio, к тому же в комплекте с ней всегда идут лицензионный Ableton Live. Но, конечно, есть и другие, не менее известные производители, такие как Behringer или Focusrite. Рекомендую ознакомиться с карточками M-Audio Audiophile FireWire, E-MU 0404 USB, Behringer BCA2000.


Мониторы

- А зачем мне мониторы, если у меня уже есть отличные   наушники? - такой вопрос     частенько   можно услышать  от начинающих на различных тематических интернет-ресурсах. Необходимость в мониторах обусловлена по крайней мере двумя причинами: Во-первых, монитор - это студийный динамик небольшой мощности с максимально гладкой АЧХ, используемый в профессиональной звукозаписи для контроля качества звука.

Мониторы нужны для того, чтобы при работе со звуком вы максимально честно слышали тот звук, который вы производите. Обычные колонки совершенно для этого не подходят, т.к. в них почти всегда звучание «приукрашено». Во-вторых, наушники не могут заменить мониторы по той причине, что несмотря на то, что они могут быть отличного качества, давать прекрасный звук и обладать идеально ровной АЧХ, они никогда не воссоздадут тот звук, который льется из динамиков в открытое пространство.Поэтому мониторы следует покупать. Как правило, благодаря высококачественным материалам, из которых изготовлены мониторы, их цена весьма высока. В среднем это около 250$ за штуку для активных мониторов и 150$ - для пассивных (для вторых вам также понадобится усилитель).

Чтобы не отягощать вас еще и выбором качественного усилителя, я рекомендую брать активные мониторы, ибо вместе с усилителем пассивные могут выйти и дороже, к тому создать ряд проблем (качественная коммутация, проблемы с размещением
и т.д.)

При выборе обязательно слушайте все мониторы. При этом рекомендуется слушать музыку разных направлений (рок, классику, электронику). Можете прихватить свое творчество. И пускай вас не пугает, что трек звучит не так, как вы привыкли. Также есть смысл ознакомиться с характеристиками мониторов (частотный диапазон, номинальная мощность и т.д.)

На мой взгляд, лучшие по соотношению цены и качества - Alesis, Yamaha и KRK. Рекомендую опробовать серию KRK Rokit, Alesis M1 Active MKII, а также Yamaha HS50M.


Наушники

Конечно, если у вас уже есть мониторы, наушники могут вам и не понадобиться ©. Но всё же, как говорится, «профессионалы  рекомендуют»... Наушники, как правило, служат для премастеринга, т.е., например, я 80% работы с музыкой провожу в наушниках, и только 20% детально прослушиваю на мониторах.

Тем более, иногда бывают случаи, когда в комнате есть еще кто-то, кто не в особом восторге, когда ваши мониторы рубят целый день редактируемый вами кусок трека.

Наушники бывают двух видов: открытые (полуоткрытые) и закрытые. Открытые наушники - это такие, одев которые, вы всё равно будете слышать окружающий мир, а музыку, играющую в них, будут слышать окружающие вас люди. Закрытые - это, соответственно, герметичные наушники, которые пропускают очень мало звуков снаружи.
  Если у вас такой случай, как я описал ранее (за вашей спиной смотрят 98-ю серию «Пушкаревой» в тот момент, когда вы пытаетесь написать новый трек), то вам как нельзя лучше подойдут закрытые наушники. Если же вы работаете в тихом помещении, то можете смело брать полуоткрытые. Бытует мнение, что в закрытых наушниках создается в неко-
тором роде «вакуум» и звук может искажаться. Исходя из личного опыта, могу сказать, что полуоткрытые, как правило, более комфортны, т.к. пропускают воздух к ушам.

При покупке наушников, как и при покупке любой акустики, в первую очередь нужно слушать. Также стоит смотреть на характеристики и консультироваться с продавцом. Нужно, чтобы в наушниках было комфортно. Если вы просидите целый день в неудобных наушниках, голова будет болеть однозначно. Поэтому следите, чтобы обруч не сильно давил на голову сверху, желательно, чтобы его присутствие вообще не ощущалось.

Также следите, чтобы раковины не сильно сжимали уши. Оптимальный вариант, когда раковина настолько широкая, что ухо внутри нее вообще не касается деталей наушников. Если эти критерии соблюдены, то вы сможете гарантированно долго и с комфортом работать в наушниках.

Цена на хорошие наушники начинается с отметки в 150$. Лично я хочу похвалить за особое удобство наушники немецкой компании Sennheiser. В них можно сидеть хоть целый день, абсолютно без последствий. Также почитаются в кругах звукачей наушники   Beyerdynamic.   Рекомендую опробовать Beyerdynamic DT770 Pro, Sennheiser HD 270, Sennheiser HD 280. Однако если вам придется по душе AKG - все карты в руки, у этих ребят тоже есть достойные модели.


Микрофон

Далеко   не   обязательный     атрибут, но всё же нужная вещь   в   домашнем      хозяйстве. Как сказал один специалист,    «человеческий   голос обладает в тысячи раз большим многообразием звука, чем любой  инструмент».  А если вы собираетесь записывать вокал, то тем более вам никуда не деться без качественного микрофона.

Микрофоны существуют двух видов: динамические и конденсаторные. Основными отличиями между ними является их строение, и как следствие - области применения. Динамические микрофоны в большинстве используют на концертных выступлениях, а конденсаторные - для записей в студиях, т. к. они обладают гораздо большей чувствительностью. Поэтому и для домашней студии также стоит брать конденсаторный микрофон.

Приемлемый для работы конденсаторный микрофон будет стоить от 160-180$. Для него вам понадобится держатель и стойка (держать в руках такой микрофон не рекомендуется ввиду его чуствитель-ности) - это еще примерно 40$. Также стоит помнить, что зачастую кондесаторные микрофоны работают от фантомного питания в 48V и обладают разъемами XLR, поэтому проследите, чтобы в таком случае в вашей звуковой карточке (а это бывает только на внешних) были соответствующие выходы и фантомное питание.

В противном случае вам придется приобрести микшерный пульт. В целом, это небольшая трагедия, т. к. для   этих  целей  подойдет    самый дешевый микшерный пульт на два    входа, а такой можно найти за 65-80$ (к примеру, Phonic MU  502 можно найти в    % Киеве за 350 грн.).

Если   вы   хотите писать звук хорошего качества, то при выборе звуковой карточки настоятельно  рекомендуется  брать внешнюю (почему - описано выше), а также обратить внимание на качество кабелей. Стоимость хорошого кабеля для микрофона будет около 20$.

И снова, при покупке вы имеете полное право проверить то, как микрофон работает, оценить качество записываемого звука, а также обязаны ознакомиться с техническими характеристиками микрофона.

В нашем случае стоит обратить внимание на таких производителей, как Marshall Music (микрофоны серии MXL), а также AKG, т. к. представители этих марок часто отлично сочетают в себе невысокую цену и довольно высокое качество.


Звукоизоляция

И последний, но весьма важный элемент домашней студии - это звукоизоляция, звукопоглощение и форма комнаты. Эти три компонента немало влияют как на качество вашей записи, так и на качество того, что вы слышите из своих мониторов.
Во-первых,  если  вы  счастливый  обладатель пластиковых окон - то уже треть проблем решена: на ваш вокал не будут накладываться крики детей и сигналы машин с улицы. Если же нет - герметик вам поможет, но это может негативно отразиться на окраске окон.

Во-вторых, если вы счастливый обладатель «квадратной» комнаты (т.е. такой, стены в которой равны по своей длине), то решена вторая треть проблем: у вас не будет условий для создания в комнате «эха» или «эффекта трубы», как это бывает в комнатах «прямоугольной» или даже «коридорной» формы.

И в-третьих, чем больше у вас ковров на стенах и мебели - тем лучше (никогда не задавались вопросом, почему, когда в комнате нет мебели, наблюдается такое эхо?), т.к. мебель и ковры отлично поглощают звук и препятствуют реверберации. Если такого нет, то можно применить смекалку, как, например известный транс-продюсер Giuseppe Ottaviani, который обложил студийную комнату пустыми коробками из под яиц. Либо приобрести специальный пенопласт, который является чудесным звукопоглощающим материалом.