СКОЛЬКО СТОИТ КЛУБ?

 СКОЛЬКО СТОИТ КЛУБ? Ростислав Ручко, владелец клубов Forsage, Saxon:- Первая стадия - это идея, которую необходимо где-то реализовать. Все зависит от тематической направленности клуба: ты понимаешь, для кого ты будешь работать, определяешь свою целевую аудиторию. Исходя из этого ищешь место. Соответственно, если в планах какой-то гламурный клуб, это должен быть центр. Если это демократичный клуб, ты ищешь то, где это будет интересней, удобней. Сумма вложений зависит от типа клубов. Первый тип: клубы, которые работают недолго (1-2 года), потом закрываются. Второй тип клубов рассчитан на 5-10 лет. Тогда на 1 м кв. можно потратить не 100, а, к примеру, 1000 долларов, причем потратить эту сумму на коммуникации (поменять воду, подвести газ, создать систему вентиляции) - это стоит гораздо дороже, чем косметический ремонт для краткосрочных проектов.

  После выбора сегмента и места можно готовить проект, на основе которого ваши мечты воплотят в реальность. Кстати, грамотный проект также стоит денег. Для его подготовки, как правило, приглашают специалистов (архитекторов, дизайнеров). При этом обязательно участие специалиста в сфере клубного бизнеса. Потому как у архитекторов и дизайнеров много идей, но клуб при этом должен функционировать как клуб.

Ростислав Ручко:

- Никогда ни один архитектор не работал в клубе. Он не ходил с подносом, не стоял за барной стойкой, за диджейским пультом. Он сделает проект, все рассчитает по нормам. Но саму идею размеще-ния должен делать человек, который знает, как это
Ключевой момент клубов- вентиляция. От нее зависит, как долго люди смогут находиться в клубе как зимой, так и летом. По словам Кати, директора клубов «Хамелеон» и «Махаон», на вентиляцию приходится третья часть сметы проекта.


  Катя, директор клубов «Хамелеон», «Махаон»:

- клуб площадью 1 тыс. м кв. можно построить за 300-400 тыс. у.е. сюда входят: аренда помещения, строительные работы, дизайн, звуковое и световое оборудование.

  При грамотном менеджменте вложенные средства окупаются сравнительно быстро. Если речь идет о краткосрочном проекте, то это 1-2 года.


  Ростислав Ручко:

- Обычно бизнесмены, которые занимаются клубным бизнесом, смотрят на рентабельность. Они должны вложить деньги, и если это клуб на два года, они должны отбить вложения за год и следующий год зарабатывать. У нас таких клубов большинство, ты вложил, в течение года-полтора отбил и начинаешь зарабатывать. Потом рентабельность начинает падать.


ПЕРСОНАЛ

Вопрос персонала в клубе, собственно, как и в любом другом бизнесе, очень важен. Это первое, что бросается в глаза посетителю, который уже успел оценить ваш замечательный дизайн, звук и свет. От того, как выглядит и что говорит охрана на входе, как обслуживает бармен, как быстро справляются с заказами официанты, и зависит, вернется посетитель в ваш клуб или нет. Как правило, в клубе за персонал отвечает директор, который живет и дышит заведением. Но, поскольку работать 24 часа и следить за тем, что делает персонал, ни один живой человек не в состоянии, директор нанимает администраторов, которые доносят политику клуба до каждого официанта, бармена, охранника.
  Еще один важный человек в клубе - арт-директор. Именно он определяет музыкальную политику клуба и делает все, чтобы клуб придерживался данного формата. Не скупитесь и не пытайтесь сделать эту работу за него, ни в коем случае не нанимайте на работу тех, кто никогда не выполнял обязанности арт-директора. Наймите профессионала, отданного своей работе.


Ростислав Ручко:

  - Клуб работает тогда, когда есть человек, который здесь живет. Должен быть такой вот моторчик, двигатель, который этот клуб будет двигать, координатор, который своей энергией заряжает других, иначе клуб умрет по разным причинам.


РЕКЛАМНАЯ АКТИВНОСТЬ

Клуб открыт, персонал набран, дело за малым, в клуб должны приходить люди. Вот тогда и наступает момент для начала рекламной кампании. Именно от вашего умения зависит ее успех и количество потраченных средств. Здесь важно определить для себя, сколько денег клуб может потратить за один контакт с клиентом.

Катя (клубы «Хамелеон», «Махаон»):

Реклама зависит от места расположения. «Хамелеон» - клуб в центре и рассчитан на молодежную аудиторию. Мы используем радиостанцию «Кисе фм», портал TOPDJ. А вот с «Махаоном» по-другому, там больше наружной рекламы. В прошлом году делали рекламу «Хамелеона», основываясь на деловых изданиях. Эффект был ошеломляющим. И стоило это гораздо дешевле, чем реклама в глянцевых журналах.

Сэкономить на рекламе и даже заработать клубу значительно помогают договоренности с различными группами товаров, продаваемых в клубе. Этот вид экономии носит гордое название - листинговые контракты.

ЛИСТИНГОВЫЕ КОНТРАКТЫ

Благодаря закону о рекламе, который запрещает . рекламировать алкоголь и сигареты, изрядная часть богатых бюджетов водочных и табачных брендов с недавних пор оседает в клубах. Из достоверных источников стали известны цифры, которые фигурируют при работе с клубами. Как правило, между клубом и брендом заключается годовой контракт, условием которого является наличие продукции бренда в клубе, брендирование клуба (реклама бренда в клубе), а также проведение брендированных вечеринок (5-6 в год). При этом табачные компании заключают эксклюзивные контракты (в клубе присутствуют сигареты только одной марки).

Стоимость табачного контракта в Киеве - от 30 до 100 тыс. у.е. в год. В регионах (городах-миллионниках) - от 20 до 50 тыс. в год. 'ели подписать 3-4 годовых контракта с разными продуктовыми категориями (водка, пиво, табак), то этого хватит на то, чтобы организовывать, как минимум, 5 вечеринок с участием зарубежных диджеев.

Также существуют нейминговые контракты, когда названию клуба добавляется название бренда. Стоимость таких контрактов превосходит иногда самые смелые ожидания. По нашим данным, нейминговый контракт «Остров Венус от Опиум» перевалил за 200 тыс. у.е. за сезон. Правда, наладить отношения с крупными компаниями не так уж легко.

СВЕТ, ЗВУК

Даже в нашем стремительно развивающемся мире есть те, кто готов сэкономить на звуке и свете. Вот чего-чего, а этого делать не нужно. Специалисты ведущих компаний-дистрибуторов света и звука объясняют почему.

Влад Волощук, коммерческий директор компании «Арт Р»:

- Что касается подбора оборудования, необходимо руководствоваться следующими параметрами: общая площадь, форма периметра, высота потолков, зональное распределение помещения: где находятся столики, барная стойка, какова геометрия танцпола, где расположена сцена и т.д. Одним из основных критериев является высота потолка. Чем ниже потолки, тем оборудование (мы говорим о световом оборудовании) ниже по стоимости. Чем выше потолки, тем мощнее должны быть лампы, тем дороже оборудование.

Звуковое оборудование подбирается в зависимости от объема помещения и размеров танцпола. Если в клубе есть балкон, то это влечет за собой дополнительное звуковое оборудование для подзвуч-ки этих балконов. Если рассматривать соотношение бюджета свет-звук, то световое оборудование составит приблизительно две трети от общей суммы, а звуковое - одну треть (все зависит от бренда). Один из главных моментов - подбор оборудования необходимо осуществлять заранее, при черновых работах на объекте. Очень многие заказчики, построив заведение, сделав отделку, начинают задумываться об оборудовании. Тогда оказывается, что кабель уже нельзя проложить, там нельзя что-то подвесить. И результат получается достаточно скромным.

Стоимость оборудования для клуба вместимостью 600 человек - от 15 тыс. у.е., а предела у этой цифры нет, можно упереться и в 150 тыс.

  Помимо света и звука есть такое понятие, как «спецэффекты». С помощью их можно интересно подать заведение. Они тоже делятся на очень много разных градаций - это могут быть лазерные системы, светодиодные экраны, светодиодные задники и т.д.

Андрей  Жмурко,  бренд-менеджер направления «Звук. Свет» компании A&T Trade:Помещение должно быть подготовлено для этих задач акустически. Прежде всего, необходимо сделать звукоизоляцию. Как правило, зона танцпола находится по центру клуба. Она озвучивается с четырех сторон. Каждый ночной клуб имеет акустические системы - топы, которые подвешиваются к потолку и сабвуферы. Если брать танцпол площадью 50 м кв., нам потребуется 6-7 Кватт (6-7 тыс. ватт) звука. Есть разные бюджеты. Более бюджетный звук - 1 доллар за 1 ватт (то есть 6-7 тыс. долларов). Будет громко, но не очень качественно.

СТАНДАРТНЫЙ НАБОР ЗВУКОВЫХ ПРИБОРОВ:

Колонки, усилители, приборы обработки, то есть приборы, которые защищают акустику либо расширяют динамический диапазон.Эконом-вариант цифра для среднего клуба - от 10 до 20 тыс. у.е. Для клуба топового уровня (например, «Арена») - от 40 тыс. долларов.

Затраты на свет гораздо больше. Эта техника более интеллектуальна, чем звук, поэтому приборы дорогие. Попытка сэкономить на свете ни к чему хорошему не приведет. Можно сэкономить сегодня 5 тыс. у.е. Но через год затраты на ремонт и электричество превысят эту цифру.


НЕОБХОДИМАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ:

Торговый патент от 60 до 320 грн. в месяц. Разрешение районной администрации - бесплатно. Лицензия на продажу алкоголя - 8 тыс. грн. в год. Лицензия на продажу сигарет - 2 тыс. грн. в год. Разрешение пожарников - бесплатно. Разрешение санитарно-эпидемиологической службы - бесплатно.


СТАНДАРТНЫЙ НАБОР СВЕТОВЫХ ПРИБОРОВ:

Вращающиеся головы (от 2 до 12 тыс. у.е.). Сканеры будут стоить от 0,5 до 3 тыс. у.е. Также есть многолучевые эффекты. Стоимость центрального прибора - от 1,5 тыс. у.е. Стробоскопы обойдутся от 200 до 700 у.е. Очень часто используются ультра-фиолетовые лампы - около 40 у.е. Свет очень актуален в дыму. Стоимость дым-машин варьируется от 0,2 до 1 тыс. у.е. Этим всем нужно управлять. Пульт управления, предлагаемый нашей компанией, стоит 700 у.е. Очень часто светом управляют просто при помощи компьютера. Это намного удобнее, покупается диск с программой. Стоимость такой программы - 1 тыс. у.е. Часто применяют лазеры (от 0,4 до 3 тыс. у.е.). Очень важно создать атмосферу в клубе, для этого используется интерьерное освещение, подбираемое в зависимости от концепта клуба. Это и эффекты на основе оптоволокна, имитирующие звездное небо, эффекты падающей воды, растекающейся плазмы, различные проекторы.

Отдельной строкой бюджета является диджей-ское оборудование, в стандартный набор которого входит: 2 CD-проигрывателя, 2 виниловых проигрывателя, микшерный пульт и процессор эффектов. Стоимость такого комплекта 5 тыс. у.е.

Установка оборудования, как правило, оценивается в 10% от стоимости оборудования. Эта цифра уменьшается в зависимости от сложности работ.