Шалости и гадания в Святки

Святки были главным временем гаданий. В святочных гаданиях особенно четко проявились главные в жизни человека темы: плодородия и урожая, судьбы человека, его личной жизни и брака. Гадания имели разнообразные формы. Достаточно полно описала многие виды гаданий в Мезенском и Лешуконском краях отечественный этнограф С.И. Дмитриева. Одним из самых распространенных на всем Русском Севере было гадание посредством вызывания зрительных образов: высматривание женихов и судьбы в зеркале, в различных емкостях с водой, а также с использованием ложек, лучин, шейных крестов. Самые смелые гадали в бане. Гадали и с помощью звуков, когда гадающие, прислушиваясь к определенным звукам, старались их истолковать. Под Новый год ходили слушать на перекрестки (росстани) или за околицу, на церковное крыльцо. Большинство девичьих гаданий посвящалось будущему замужеству. Замужние женщины гадали о здоровье, урожае, судьбе близких.

Девушки гадали, а парни кудесили. Эта форма обрядового озорства или бесчинств (кудеся, калашенье) была одним из самых любимых святочных молодежных развлечений севернорусского населения. В Святки молодые парни «вроде как шалили»: могли разбросать костер (поленицу дров), спустить в печную трубу глухариные перья, отчего дым расходился по избе, затащить на крышу сарая сани, приморозить дверь. Устраивали и более изощренные «шалости»: увозили у нерадивого хозяина сани и, оставив их на видном месте, укладывали в них бревно, завернутое в тулуп, а сверху прикрепляли дощечку с надписью «Хозяин пьян». Бочки с горы скатывали и иногда — в прорубь. Могли проложить из дров или просыпать золой дорожку от дома жениха к дому невесты или к домам влюбленной парочки. Интересно, что за подобные действия, совершенные в Святки, никого не ругали, только посмеивались и подтрунивали над теми, кто стал объектом баловства. Но существовало строгое негласное правило: нельзя было кудесить во дворе вдовы или стариков.

Завершал значимый для всего Архангельского Севера святочный период праздник Крещения. В южных уездах края святочной игрой, проводимой в последний день святок была забава «Барина водить» или «Барский поезд». По традиции на Крещение те, кто участвовал в ряжении, особенно рядившиеся покойником или животным, обязаны были окунуться в Иордань — специально вырубленную прорубь в форме креста. Считалось также, что купание в святой воде излечивает от недугов и болезней.

Можно сказать, что в празднике Крещения нашла свое завершение святочная тема брака, свадьбы. В Архангельском крае сложился обычай смотрин девушек-невест именно в этот праздник, к тому же во многих деревнях Крещение было и престольным праздником. В этот день шапоцницы, девушки в зимнем праздничном наряде, чинно выходили «на воду» (так называли в Пинежском и Мезенском уездах ритуал освящения воды во время праздничного богослужения) и часами стояли у Иордани. Этот выход был настоящим зрелищем, на которое собирались вся округа и приезжие гости. Основная цель его заключалась в просватании девушки: одевая ее в самое лучшее, показывали невесту, ее красоту, богатство.