№14. Про "доктора Фокса". Детали эксперимента, о которых почему-то не пишут.

«Эффект доктора Фокса» - психологический эффект, названный в честь лектора, которого харизматично сыграл приглашённый актёр, ничего не понимавший в сути лекции. Организаторы эксперимента - Дональд Нафтулин, Френк Донели, Джон Уор.

В 1970-х годах в медицинской школе Калифорнийского университета состоялась серия экспериментов, организациях которых заключалась в том, что слушателям (студенты разных направлений подготовки) представили пришедшего "лектора" как известного учёного, исследователя, сделавшего две публикации и написавшего две книги, который расскажет о поведенческих играх, связанных с обучением врачей.

Доклад, состоявший из алогизмов, неологизмов, юмористических фраз и озорных комплиментов был подан «доктором Фоксом» так, что многие студенты поверили в истинность утверждений.

№14. Про
"Доктор Фокс"

Лекция окончена, аудитория аплодирует!

К микрофону возвращается организатор, и сообщает, что перед публикой сейчас выступал актёр (зал разочаровано загудел).

Организатор продолжил: «Подобных лекторов мы видим в фильмах и шоу. Наш актёр лишь вчера приобщился к материалу, о котором он только что рассказывал. Цель эксперимента заключается в том, что мы смоделировали ситуацию обучения наших врачей. Лекция может быть хорошо организована, содержать много научных терминов, но при этом сам лектор может не разбираться в теме, а содержание не иметь какого-либо смысла» .

Удивительный факт: несколько студентов в итоговом анкетировании заявили, что читали публикации доктора Фокса.

Так было подтверждено предположение о том, что при оценке качества преподавания ХАРИЗМА лектора может иметь больший вес в глазах слушателей, чем содержание его лекций.

Примеры, запечатлённые в культуре:

· речь О. Бендера в клубе «Картонажник» (И. Ильф, Е. Петров, 1927)

· преподаватель словесности Павел Иванович Ариков „Палван“ из повести "Республика ШКИД" (Г. Белых, Л. Пантелеев, 1927)

· фильм-мистификация «Ленин-гриб» (С. Шолохов, С. Курёхин, 1991)

№14. Про
№14. Про

Учитесь фильтровать информацию. Приобщение к истинно научному знанию может помочь в этом нелёгком, но увлекательном деле!

Желаю Вам здоровья, здорового оптимизма и хороших новостей!

Подписывайтесь на мой сайт - впереди ещё много интересного!

#психология #наука #общество #образование #информационная безопасность #социальная психология