Дизайн

ДизайнЕсли вы хотите поработать со своим интерьером лично, нужно понимать, что дизайн – дело сложное и требует специальных знаний и опыта. Внешний вид постройки называют экстерьером, внутреннее оформление помещения – интерьером. И экстерьер, и интерьер отражают художественные вкусы как архитектора, так и общества и создают художественный образ, который часто несет в себе еще и какую-то идею.

Экстерьер – это творение архитектора, интерьер – дизайнера. Однако поскольку интерьер вписан в некую конкретную конструкцию и должен учитывать ее свойства и особенности, архитектура и дизайн неразрывно связаны.

Дизайнер как особая профессия появился в эпоху массового строительства, когда архитектор уже не мог прорабатывать каждую отдельно взятую квартиру. Дизайн существует одновременно в двух измерениях, двух мирах – в области искусства и в области техники. Соответственно, и язык понятий делиться на две группы.

Первую можно обозначить как художественную. Она указывает на тесную связь дизайна с такими видами искусства, как скульптура, живопись. Художественная сторона дизайна оперирует общими понятиями для всех искусств и архитектуры: стиль и стилизация, пространство и среда, композиция, пропорции, пластика, ритм, свет, контраст и нюанс, поверхность и фактура. Некоторые из этих понятий присущи любой среде – например: пространство, свет, пропорции, объем, поверхность. Их можно по желанию изменять, но для этого необходимо овладеть специальными приемами работы.

Дизайн является составной частью архитектуры. Еще в глубокой древности была найдена формула архитектуры – так называемая формула Витрувия: Архитектура = польза + прочность + красота. Витрувий определил три стороны архитектуры: функциональную, техническую и эстетическую, связав их в единое целое. Функциональная сторона архитектуры говорит о "нужности" постройки. Постройка создается только тогда, когда она необходима для человека. Техническая сторона архитектуры отвечает за конструкцию -"скелет" постройки, ее прочность, долговечность, устойчивость. Эстетическая (художественная) сторона делает архитектуру одним из видов искусств. Ее называют застывшей музыкой. Витрувий считал, что постройка должна быть не только необходимой и прочной, но и обязательно красивой, "приятной, нарядной, безупречной" и "благообразной".

Ритм, цвет, контраст и нюанс, фактура, отчасти свет – это приемы и принципы преобразования среды. К техническим понятиям относятся: реконструкция, перепланировка, кубатура, перспектива, зонирование, масштаб, эскиз, проект, чертеж, выкраска, инсоляция, декорирование, модуль, план. «Техническая» группа представляет собой перевод абстрактных – художественных – понятий на практический язык. Так, философское понятие «пространство» в переводе на технический язык становится «кубатурой», а цвет реализуется в жизнь с помощью технических терминов «выкраски» и «колор». Переход в дизайнерском творчестве к этапу технических понятий означает, что замысел вплотную приближается к реальному воплощению в жизнь.

Идея превращается в проект, а проект – в индивидуальное пространство, пригодное для комфортной жизни. Познакомимся кратко с важнейшими терминами. Среда – это организованное дизайнером или архитектором предметно-пространственное окружение человека. В процессе дизайнерской деятельности вы должны четко и обосновано ставить перед собой задачи и представлять себе образ будущей среды – интимная ли это обстановка спальни, уютно-деловая – кабинета или располагающая к отдыху атмосфера гостиной. Пространство можно назвать “оформленной пустотой” Пространство всегда окрашено эмоцией, оно формирует личность и настроение человека. Дизайнер, как правило, имеет дело с внутренним пространством. Композиция "держит"пространство, организует его и подчиняет так называемым законам композиции. К нему можно отнести деление зоны, вычесление главного и второстепенного. Чаще всего встречается центрическая композиция жилища.

В доисторической пещере центром, вокруг которого сосредотачивалась жизнь рода, был очаг, в Элладе и Древнем Риме – внутренний дворик – атриум, в Средневековье – камни, и, наконец, в современной квартире смысловым и композиционнымцентром стал друг семьи – телевизор. Пропорции наиболее полно выражали представление людей о гармонии. Пропорции нужны для достижения максимального комфорта. "Правильные" и "неправильные" пропорции – понятия, в применении к интерьеру достаточно условные. То, что красиво для стиля хай-тек, абсолютно не подойдет для готики, и наоборот. Различные системы пропорций мы видим в любом стиле – от барокко до минимализма.

Найденное в Древней Греции идеальное соотношение пропорций получило название “золотого сечения” и считается наиболее совершенным. В дизайне интерьера выражение "человек – мера всех вещей" буквально означает следующее: с высотой роста среднего человека, с длиной его рук и ног соизмеряется высота помещения, ширина оконных и дверных проемов, размеры ступней лестниц. Недаром до появления метрической системы все мерили "частями тела" – локтями, саженями. Ритм – это равномерное чередование действий или элементов, бессознательное или организованное, совершаемое человеком, машиной, в природе и т.д. В архитектуре и дизайне ритм используют как выразительный прием, чтобы придать внешнему виду здания или интерьеру эмоциональность, обозначить четкий порядок или, наоборот, "сломать" однообразие и монотонность пространства.

Пример строгого ритма – упорядоченный строй колонн периода классицизма. Стиль складывается, как правило, из ряда устойчивых приемов и форм, присущих только ему. Часто новые идеи – это измененные, стилизованные идеи старые. Очень часто при оформлении интерьеров дизайнеры оглядываются далеко назад, скажем, в Древний Египет, Рим, Индию… Вообще стиль, по словарю Даля, – это образ, вкус. Стиль – сто совокупность черт, это язык проекта, его характер. Стиль в искусстве – понятие многогранное. Можно говорить о стиле отдельного произведения или жанра, об индивидуальном стиле отдельного автора, а также о стиле целых эпох: стиль Возрождения, барокко, рококо, классицизма. Слово «стиль» происходит от греческого слова stylos – так называлась палочка для письма по воску.

Стилевое единство присуще архитектуре, пожалуй, больше, чем любому другому виду искусств. Романский стиль, готика, ренессанс, барокко, рококо, классицизм, модерн, конструктивизм – каждый из этих стилей выражается во всех трех сторонах: функциональной, конструктивной и художественной. На фоне универсальных интерьеров больших городов обстановка в стиле этно подкупает своей необычностью и индивидуальностью. Чтобы дать представление о каком-то конкретном архитектурном стиле, нужно охарактеризовать его со всех трех сторон, входящих в формулу Витрувия. Развитие и смена архитектурных стилей неразрывно связаны с историей. Смена эпох всегда влекла за собой смену стиля, и мы говорим об исторических стилях.

Формирование стиля – это очень сложный и длительный процесс. Стиль не возникает по чьему-то желанию. Стиль по продолжительности существования чаще всего совпадает с исторической эпохой или даже с историей цивилизации или народа. Очень важно, чтобы в оформлении интерьера прослеживалась общая линия и его элементы гармонично и естественно сочетались между собой, создавали цельный образ – определенный стиль. Классицизм, модерн, арт-декор, минимализм, хай-тек, китч – это далеко не все стили, существующие в дизайне интерьера.

Многие из них еще и подразделяются на несколько направлений. Допустимо смешание стилей, например, в классическом интерьере могут присутствовать элементы современного дизайна. Важно, чтобы они были уместны, гармонично вписывались в окружающее пространство и подчеркивали индивидуальность хозяина. Проблема выбора – самая сложная. В строительном магазине глаза разбегаются от обилия материалов, красок, фактур, интерьерные журналы радуют стильными, профессиональными фотографиями… Как разобраться в этом многообразии, в каком стиле обустроить свой дом?

Вот некоторые из примеров стилей:

Голландский дом
Голландские художники увидели в повседневности красоту и создали новые жанры живописи – бытовой интерьер и натюрморт. Они воспели незначительные на первый взгляд мелочи быта, которые придают дому особый уют. И сейчас в каждом доме обязательно присутствует голландское изобретение – горка для посуды, на открытых или застекленных полках которой расставлена разнообразная бело-голубая посуда. Деревянные комоды, потемневшие от времени или покрашенные краской, столы, покрытые по форме кресла, обтянутые тканью или кожей органично сочетаются со старой ажурной бронзовой люстрой, домоткаными ковриками. Стены украшают полки и полочки, покрытые кружевными салфетками, установленные расписными декоративными тарелками или небольшими скульптурами из белого фаянса.

Английский дом

Верность традициям – отличная черта англичан. Известный девиз "Мой дом – моя крепость!" – это своеобразная философия их жизни. И в наше время англичане предпочитают старину авангарду, а подлинность – стилизации. Каждое новое поколение обитателей английского дома, не меняя ничего, доставшегося от предков, привносит в обстановку что-то свое. Как следствие предметы мебели в интерьере отличаются по тону и стилю, в целом создавая своеобразную гармонию.Большое место в декоре занимают абажуры светильников. стулья, подушки и пледы на креслах, шторы и полог над кроватью. Цветовая гамма обычно светлая, спокойная. Рисунки – разнообразные: от шотландской клетки и набивных ситцев в мелкий цветочек, строгой полоски на шелке и цветного кашемира до роскошных букетов роз на пологе, покрывалах и шторах