Сознательное использует страх для сохранения за собой лидерства. Всякий раз, когда сознательное попадает под угрозу или когда «Я есть» заявляет о себе через эго, сознательное отгораживается стеною страха. Чем более человек отождествляет себя с сознательной стороной своей жизни, тем эффективнее начинает работать эта система. В жизни большинства людей она стала настолько совершенной, что даже возможности того, что «Я есть» будет затронуто, хватает для содержания его под надзором, в колодках сознательного. Но страх, провозглашаемый сознательным, основан на пристрастиях и желаниях, и в этом его главная слабость.
Чем более пристрастен человек к сознательной стороне жизни, которая ведет ко все большим потребностям и желаниям, тем сильнее его поведением будет управлять страх.
Стоит только индивидууму уничтожить в себе привычку пристрастия и пойти по пути психодуховного воссоединения, оставляя своим неосознанным самосутям свободу проявления, порочная власть страха над ним начинает рушиться. Теперь его существо уже может пустить корни в «Я есть» и выйти из круга желания и страха. Это становится возможным, потому что человек переживает высшую реальность и высшую защищенность, в результате страхи и желания быстро теряют над ним свою власть.
Если достигнуто беспристрастие, то страх не может заставить человека принять подлинность сознательного, потому что в этом случае у индивидуума появляются внутренние источники питания. Сознательное не может предложить ничего ценного тем, чьи нужды уже удовлетворены другими способами, и тем, кто видит, что в корне своего бытия они целостны, совершенны, могут постоянно и без всякой причины чувствовать, как из мирового поля на них изливается любовь.