Многие родители завели в своей семье добрую и полезную традицию — читать с ребенком. И, конечно, мы понимаем, какую роль в воспитании малыша играют именно эти вечерние занятия чтением. Поэтому и предлагаю обсудить два вопроса:
«Что читать?»
«Как читать?»
Чтение — обучение . Чему учат книги?
Казалось бы, странный вопрос, ведь мы с детства слышим , что детские сказки учат добру, любви, честности и состраданию. Но всегда ли это так? Давайте подумаем, ведь книги, как и люди, бывают разными .
Мы все и всегда уверенны в том, что герой всегда прав. Этому учатся и наши детишки. А на самом деле? На самом деле нашими героями становятся Иванушки-Дурачки, которые лет по тридцать (а то и больше) лежат на печи и ничего не делают, в то время, как их злодеи-братцы пашут с утра до ночи и, отчего-то, терпеть не могут Ванюшку. Затем Ванечка (наконец-то) встает (или его заставляют встать братья) и идет трудиться . Длится этот труд, как правило, не долго, так как на помощь приходит волшебный конь, торба, гусь или хотя бы Змей-Горыныч и, по большому счету, решает все Ванькины проблемы. А еще лучше, когда на помощь приходит меч-кладенец и тут такая резня начинается, что Стивен Кинг отдыхает. Также, по ходу действия, наш замечательный герой не прочь приврать и присвоить себе, что-то чужое.
Ну и, конечно же, самое интересное будет в конце, когда наш герой за все свои «труды» получает царство и принцессу впридачу. Здорово, правда?
А теперь давайте подумаем серьезно: чему ребенок может научиться из таких сказок?
Учится ли он трудолюбию?.. Нет, ведь и Ванечка наш не так, чтоб очень работящим был.
Любви к братикам и сестричкам - тоже нет. Ведь иванушкины братья, чаще всего, с самого начала представлены, как негативные личности, несмотря на то, что именно они, судя по всему, заботятся о своем младшем лежебоке. Благодарности они за это не получат.
Пойдем дальше: видят ли дети пример тому, как с усердием преодолевать трудности и не опускать руки перед препятствиями? Не совсем. Ведь и герой наш не сам их решает - их решают его помощники, какие-то волшебные предметы, звери или, на худой конец, принцесса. И если подумать, стоит ли тогда удивляться, когда мы слышим жалобы знакомых, что их, казалось бы, такой хороший мальчик двадцати-тридцати лет, лежит на диване, не устраевается на работу и помогать жене или престарелым родителям даже и не думает.
Удивительно? Вовсе нет, ведь именно этому его учили в детстве, так как формирование и закрепление жизненно важных установок происходит пропорционально созреванию и росту мозга и к десяти годам составляет 97% . А ведь именно в эти годы мы стакой радостью читаем с малышом сказки.
Ну так что, не читать что-ли? - скажете вы .
Читать , читать и читать как можно больше! Просто не забывайте полезную функцию «цензуры», - не так уж она и плоха. Прежде чем преступить к чтению, просмотрите книгу сами и подумайте, чему вы хотите научить ребенка, прочитав эту книгу.
Когда полезна книга
Мы уже поговорили о том, какие книги выбирать. Теперь перейдем к вопросу: «как читать?»
Как вы читаете с ребенком? У кого-то это хорошо получается и он, как в театре, читает по ролям. Кто-то - не такой одаренный и каждый вечер в вашем доме раздается монотонное «бу-бу-бу». Мы все разные, поэтому и читаем по-разному. И как бы вы ни читали, можете быть уверенны, что для вашего малыша вы — самый лучший чтец. Но вы можете помочь усваивать ребёнку информацию. Как? Задавайте по ходу чтения вопросы. Делитесь своими впечатлениями. Предложите нарисовать вместе с ним самые понравившиеся эпизоды.
Например, чтение отрывка из сказки «Красная Шапочка»:
- Как ты думаешь, Максимка, почему мама отпустила Красную Шапочку одну идти через лес?
- Наверное, она не знала, что там живет волк.
- Я тоже так думаю, иначе она ни зачто не отпустила бы свою малышку одну, верно?
- Да.
- Интересно, а почему Красная Шапочка согласилась так далеко пойти?
- Потому что она хотела помочь бабушке.
- Конечно, так и было. А чем мы с тобой можем помочь нашей бабушке? И т. д.
Кажется, не сложно, но, поверьте, очень эффективно.
Благодаря такому методу чтения книг, вы научите своего ребенка извлекать из прочитанного ценные уроки, анализировать и сопоставлять информацию, делать полезные выводы. А ведь именно к этому мы и стремимся с самого начала. Не так ли?