Дизайнер Карим Рашид

Дизайнер, опережающий время, придумал авангардную коллекцию для словенской компании Gorenje. Карим Рашид — о тайнах профессии в эксклюзивном интервью.


В чем, на ваш взгляд, предназначение современного дизайна?

Дизайн должен развивать нас, создавать красоту, улучшать и украшать нашу планету в любом ее уголке. Задача дизайнера состоит в том, чтобы сделать мир более устойчивым и сбалансированным, более функциональным и совершенным. Сегодня дизайн просто обязан демонстрировать свою позицию по отношению к проблемам охраны окружающей среды. Ведь в конечном итоге, только будучи дружественным природе, дизайн может создать для человека комфортные условия существования.

Что вас раздражает в современном дизайне?

Засилье украшательства: барочные люстры, цветочные мотивы, классические узоры, изогнутые деревянные ножки. Их так много в ностальгических интерпретациях, вариациях на тему классики, в мебели старинных форм из пластика... Я с этим не согласен. Очень просто взять что-то старое и исполнить его в новом материале. Очень трудно создать что-то абсолютно новое. Конечно, людям удобно и безопасно, как им кажется, жить в среде привычных знаков и символов. Но копированное прошлое лишено смысла. Мы живем и дышим сегодня и вовлечены в окружение современного мира. Хотим мы этого или нет.

Поговорим об экологическом подходе. С какими материалами вы предпочитаете работать?

Стараюсь использовать те, которые можно подвергнуть вторичной переработке. Например, стул Snap для компании Feek сделан из полистирена, он на 97 % состоит из воздуха и перерабатывается на все 100 %. Будущее, на мой взгляд, за «умными» пластиками, которые способны видоизменяться в зависимости от наших нужд: гнуться, менять цвет или форму, нагреваться, охлаждаться... Только представьте себе, что все, от зубной щетки до плиты, выполнено из таких материалов. Думаю, это мощный стимул для создания расслабляющего интерьера.

Как складываются ваши отношения с компаниями-производителями?

Я тот человек, который подталкивает к движению других. Мир порой не успевает за моей скоростью. У клиентов Карима Рашида не получается работать так быстро, производить такое количество концептов, перестраивать производство — в итоге я выдаю больше идей, чем фабрики могут произвести. Например, в 2010 году я разработал около 230 проектов — всего за пять месяцев! На рынке в ближайшем будущем появится только сотня из них. Это в лучшем случае.

Чайник KETTLE, Copco.

Коллекция бытовой техники GORENJE KARIM RASHID, Gorenje. Приборы способны менять цвет от легкого прикосновения: желтая, синяя, красная (всего 7 вариантов) полоса со светодиодами проходит по духовому шкафу, вытяжке, холодильнику. Она эффектно контрастирует с нейтральной гаммой самих приборов.