Часто ребенок, прийдя из школы, жалуется на головную боль. Иногда подобные жалобы бывают и утром. Обычно родители не знают, чем помочь своему ребенку, или думают, что это просто нежелание идти в школу.
Головная боль может быть симптомом болезни органического происхождения или носить самостоятельный, функциональный характер. Причины головной боли бывают самые различные и механизм их различен.
Условно головные боли у детей можно разделить на 3 большие группы: 1) головные боли органического характера, непосредственно связанные с повреждением головного мозга в результате травмы (переломы костей черепа, повреждение мозгового вещества), воспалительных заболеваний (гнойные менингиты — воспаление мозговой оболочки, менингоэнцефалиты),кровоизлияний, внутричерепных опухолей; 2) головные боли органического происхождения, не связанные с непосредственным поражением головного мозга, наблюдающиеся при тонзиллитах — воспалении миндалин, воспалении легких, респираторных и энтеровирусных заболеваниях, а также при воспалительных заболеваниях носовых, лобных пазух, средних отитах и др.; 3) головные боли функционального характера. Сюда относятся головные боли типа мигрени у детей старшего возраста, чаще у девочек-подростков, головные боли психогенного характера, сосудистого происхождения, так называемые мышечные головные боли.
Наиболее часто встречаются так называемые функциональные головные боли. В 90% случаев они являются психогенными. В 8% — сосудистыми и в 2% следствием органических заболеваний.
Каковы причины головных болей у детей?
Головной болью в ряде случаев начинается любое инфекционное заболевание: острые респираторные заболевания, хронический тонзиллит, гайморит, фронтит, туберкулез и др. Головная боль обычно носит упорный характер постепенно нарастает, чаще проявляется в первую половину дня. При обострениях хронического воспалительного процесса интенсивность боли нарастает.
Частой причиной головных .болей могут быть травмы головного мозга. Посттравматическая головная боль возникает непосредственно после травмы головы, особенно если последняя сопровождалась бессознательным состоянием, причем головные боли продолжаются длительный срок (месяцы, годы), сопровождаются головокружением, раздражительностью, повышенной чувствительностью к шуму, нарушением сна, отсутствием концентрации внимания.
Характер головной боли при черепно-мозговой травме зависит от вида травмы, локализации и тех изменений, которые она вызывает. При легкой травме головная боль проходит через несколько часов или дней, но затем может появиться вновь.
При сотрясении и ушибе головного мозга головная боль является первой жалобой ребенка после того, как он приходит в сознание. Наиболее выражена боль при ушибах стволовой части головного мозга, когда происходит сдавливание мозга, вследствие чего повышается внутричерепное давление.
При ушибах головного мозга, сопровождающихся кровоизлиянием в оболочки мозга, а также развитием кровоизлияний, головная боль зависит не только от повышенного внутричерепного давления, но и от раздражения оболочек мозга кровью.
Головная боль при опухолях мозга у детей — один из наиболее постоянных, частых и ранних обще-мозговых симптомов. Появляется она всегда в раннем периоде развития опухоли, возникает, как правило, по утрам, часто сочетается с работой и не поддается никакому воздействию. Симптомы повышенного внутричерепного давления у детей появляются несколько позже, особенно у детей младшего возраста.
При опухолях головного мозга происходит сдавливание чувствительных окончаний нервных волокон и как следствие — ощущение головной боли. В Этом случае выделяют местные, общие и смешанные головные боли. У детей младшего возраста тип головной боли иногда трудно определить, так как приспособляемость мозга к повышению внутричерепного давления у них больше, чем у взрослых.
Болевые рецепторы могут раздражаться вследствие сдавливания нервных окончаний и нервных волокон патологическими образованиями не только внутри черепа, но и вне его.
Мышечная головная боль вследствие сокращения мышц —одна из наиболее частых хронических рецидивирующих болей у детей. К мышечной головной боли приводит длительное сокращение мышц черепа или продолжительные эмоциональные напряжения.
Начинается она с болей в мышцах шеи, плеч и затылка. Далее распространяется к фронтальной области. Создается впечатление, будто голова стянута бинтом. Такие головные боли могут продолжаться несколько дней или недель, иногда сопровождаясь тошнотой, рвотой, головокружением.
Нередки головные боли при упорных запорах, поражениях печени и почек, глистной инвазии. Они возникают вследствие появления токсинов и носит диффузный (распространенный) характер.
Раздражение болевых рецепторов может происходить вследствие воздействия на них различных веществ, которые не только образуются в организме, но и поступают из вне. Например, при остром отравлении угарным газом (окисью углерода) появляется диффузная боль с преимущественной выраженностью в области лба и виска.
Известно, что нервная система очень чувствительна к недостатку кислорода, поэтому, если ребенок долго находится в душном помещении, он также может жаловаться на головные боли.
У некоторых детей головная боль может появиться при длительных перерывах в приемах пищи. При этом отмечается повышенное выделение инсулина поджелудочной железой, что приводит к состоянию гипогликемии, т.е. снижению содержания сахара в крови, и как следствие появляется ощущение внезапной слабости, чувство голода, общее дрожание, головокружение и в дальнейшем головная боль.
Аналогичное состояние вызывает нарушение режима сна, режима занятия и отдыха, изменения условий окружающей среды, в том числе климатопогодных.
Головная боль может быть и результатом перегрева на солнце. При этом наблюдается расширение мозговых сосудов, повышение внутричерепного давления, что приводит к отеку и полнокровию головного мозга и его оболочек.
Острая головная боль может возникнуть при изменении чувствительности организма к тому или иному веществу, при аллергических реакциях. При этом аллергенами могут быть различные пищевые продукты, бытовые вещества и др. Боль возникает внезапно, начинается со лба, реже теменной или затылочной области. Ее развитию могут предшествовать различные аллергические реакции со стороны кожи или слизистой носа. Продолжительность приступа от нескольких часов до нескольких дней. Объяснение ее причины — повышенная проницаемость кровеносных капилляров, отек, набухание тканей, вследствие чего и происходит сдавление чувствительных нервных окончаний.
Головная боль может возникнуть и вследствие психической травмы, т.е. психогенным путем. Психогенный фактор путем влияния на нервную систему может изменять состояние и функции различных органов и систем, в том числе тонус сосудов, что приводит к раздражению болевых рецепторов, заложенных в стенках сосудов.
Очень часто школьники, страдающие артериальной гипотензией (понижение давления), предъявляют жалобы на головные боли, причем они могут быть спровоцированы различными причинами: переутомлением, изменением погодных условий, нахождением в душном помещении и т.д. Их особенностью является то, что боль при этом заболевании редко достигает большой степени и выраженности. Врачу не удается выяснить ее четкую локализацию, она может захватывать как всю голову, так и лобную, теменную, затылочную области. Лишь иногда бывает тошнота и редко рвота при этом.
Причиной головной боли может быть и мигрень, которая характеризуется приступообразно возникающей болью в голове. Частота мигрени, по данным ученых, различна — от 4 до 8% в детском возрасте. Мигрень может проявляться не только в ее классическом виде, но и в виде эквивалентов: боли в животе, конечностях, грудной клетке, циклическая рвота, пароксизмальная тахикардия, резкая смена настроения или даже лихорадка.
Наблюдали приступы мигрени у детей в возрасте от 1,5 до 4 лет. При этом отмечались рецидивирующие приступы крика, бледность кожных покровов и рвота.
Приступы мигрени могут появиться в любое время дня, но обычно они наблюдаются с утра. В ранней стадии заболевания локализация головных болей часто односторонняя, но позже может стать генерализованной, или двусторонней. Чаще боли локализуются в области лба, позади глаз, на одной стороне головы, на затылке, темени, в области всей головы и лица. Во время головной боли, на ее пике может наблюдаться тошнота в сочетании со рвотой или без нее, часто после рвоты ребенок чувствует облегчение.
Среди других симптомов, помимо головной боли, чаще всего носящей пульсирующий характер, тошноты и рвоты, следует отметить преходящие глазные симптомы, фотофобию и полиурию (обильное мочеиспускание).
В классическом варианте приступ длится несколько часов, после чего боль стихает, ребенок засыпает и после сна просыпается без головной боли.
Следует сказать, что приступу обычно предшествуют так называемые предвестники: мелькание мушек перед глазами, повышенная раздражительность. Обычно предвестники приступа у детей наблюдаются в 85 %, визуальная аура у 5 %, парастезии у 26%.
Причины появления мигрени до сих пор окончательно не выяснены. Наибольшее количество сторонников имеет точку зрения наследственной предрасположенности заболевания. Об этом свидетельствует такой факт: у большинства детей, страдающих мигренью, родители также страдают этим заболеванием.
Но имеются и другие точки зрения на происхождение этого заболевания: эндокринная — «менструационная мигрень» (так как наблюдается до, во время или после менструации); мигрень может иметь отношение к эпилепсии; провоцирующим фактором в развитии мигрени может быть и аллергия.
Мы привели такое разнообразие причин головной боли, чтобы родители знали, что это не всегда «безобидное» заболевание. Что наряду с так называемыми функциональными головными болями существуют головные боли и как симптомы грозных заболеваний. Но они существуют не так часто. Поэтому при жалобах ребенка на боли в голове обязательно должны проконсультироваться у врача.
В выяснении врачом причины головной боли анамнез играет важную роль. Эмоциональные стрессы могут являться пусковым механизмом как при органических, так и при функциональных заболеваниях. Но стрессовые ситуации чаще предшествуют последним.
Ребенок на приеме у врача не должен ограничиваться фразой: «У меня болит голова». Для установления причины для врача важно как можно полнее описать эти ощущения;
После проведенного обследования врач назначает лечение. При этом важно сотрудничество врача с родителями, которые должны руководствоваться его рекомендациями.
В профилактике и лечении головных болей функционального характера большое значение имеет правильный режим питания (голод провоцирует головные боли), распорядок дня с уменьшением различных предрасполагающих к головным болям факторов, в частности, длительного просмотра телевизионных передач; помещения, где находится ребенок, должны хорошо проветриваться.
Известно, что при просмотре телевизионных передач главная нагрузка падает не только на нервную систему и опорно-двигательный аппарат, но и на орган зрения. Длительное нахождение перед экраном телевизора может привести к головной боли вследствие повышенной возбудимости центральных аппаратов нервной системы, ускорения мозгового кровотока, что приводит к повышению артериального и внутриглазного давления. Считают, что подростки могут смотреть телевизионные передачи не более двух часов в день; дети дошкольного возраста — не более получаса, дети до 14 лет — до 1,5 часов. Детям в возрасте до 3-х лет смотреть телепередачи не рекомендуется. Наилучший вариант — когда дети смотрят передачи не каждый день, а 2-3 раза в неделю.
Соблюдение этих рекомендаций позволит избежать головных болей, связанных с неправильным просмотром телевизионных передач.
Во время приступа мигрени ребенку необходимо создать максимальный покой, который достигается устранением зрительных и слуховых раздражителей. Иногда эффективны горчичники, прикладываемые на затылок или межлопаточную область, горячие ножные ванны. Медикаменты без назначения врача давать не рекомендуется.
Некоторые врачи считают, что больным, страдающим мигренью, следует давать молочно-растительную диету, так как в мясе и рыбе находятся вещества, провоцирующие приступ.
В межприступном периоде помимо лечения, назначаемого врачом, ребенок должен проводить ежедневные прогулки и спать достаточно для его возраста.
Если умственное напряжение является провоцирующим фактором, то его по возможности следует избегать, а если это невозможно (например, перед экзаменами), то необходимо профилактически давать легкие седативные средства, причем назначаются они короткими курсами.
В некоторых случаях запрещается занятие спортом, если известно, что физический стресс является фактором, провоцирующим головную боль.
Профилактические меры следует принимать и при наличии провоцирующего фактора аллергической природы (запахи, пища и т.д.).
Иногда причиной головной боли могут быть неправильно подобранные очки. Родители должны помнить об этом и обязательно консультироваться с окулистом.
Если у ребенка при обследовании выявляются какие-либо отклонения со стороны органов зрения, то необходимо правильно подобрать очки, и задача родителей в последующем следить, чтобы ребенок носил их и правильно пользовался. Ребенку следует объяснить значение очков в обеспечении нормального зрения, В1гушать ему, чтобы он не обращал внимания на насмешки сверстников по поводу очков.
Родителям необходимо контролировать ребенка за рабочим местом дома, наладить нормальное освещение рабочего места.
Иногда только такие меры позволяют помочь ребенку избавиться от головной боли.
Правильно подобранные очки и выполнение всех рекомендаций врача приносят благоприятные результаты, особенно если головные боли обусловлены нарушением органов зрения.
Школьные педагоги должны быть информированы о заболевании ребенка. Особенно это касается провоцирующих факторов приступа мигрени. Большую помощь врачу может оказать дневник, который может вести ребенок при помощи родителей. В дневнике отмечаются дни недели и часы появления болей, их длительность и интенсивность.
В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что дети, страдающие головными болями, должны находиться под постоянным наблюдением педиатра и при необходимости консультироваться у невропатолога.