Культовый бельгийский дизайнер Анн Демельмейстер (Ann Demeulemeester) беседует с журналистом Dazed Digital о Германе Гессе, красивой старости и власти ювелирных украшений над нашими эмоциями.
Удивительно видеть, как загораются глаза той, кого называют темной королевой бельгийского дизайна, когда она рассказывает о нетривиальных способах использования бриллиантов в своей потрясающей коллекции ювелирных украшений. «Вы знаете, Антверпен знаменит своими бриллиантами. Когда меня спрашивали, могу ли я представить себе работу над дизайном украшений, я полагала, что это не мое, поскольку никогда раньше не работала в этой области.
Я захотела начать все с нуля, не принимая в расчет традиционные представления о бриллиантах. Бриллиант — это прекрасный камень; ребенок мог бы смотреть на него как на звезду, пытаться прикоснуться к этой звезде, удержать ее и носить с собой. Носить драгоценные камни — это очень естественно».
Такие возвышенные описания очень характерны для этого вдохновенного дизайнера, которая уже более 20 лет продвигает свою собственную духовную и романтическую эстетику. Как ее постоянная муза и лучший друг Патти Смит (Patti Smith) Демельмейстер одной из первых создала андрогинный образ, мастерски объединив мужские и женские элементы.
Более десяти лет она представляет свою женскую и мужскую коллекцию в одном показе, а некоторые уважаемые бренды, такие как Balenciaga, начинают ей в этом подражать. Ее показ коллекции сезона весна-лето 2009 представлял очаровательную и легкую сказку о выдуманной принцессе. Эта же история нашла отражение в принтах, изображающих снежинки внутри кристаллов, и добавлении к традиционным для марки черному и белому оранжевого, желтого и шафранового цветов. Интервью для Dazed Digital состоялось в Rose Bakery кафе.
— Является ли для Вас создание украшений чем-то личным?
— Это то, чем я давно уже хотела заняться. Нужно было дождаться подходящего момента, встретить нужных людей. Поэтому летом 2007 я начала работу над линией ювелирных украшений. Первой вещью в этой коллекции стало перо — моя эмблема — на серебряной цепочке. Создание украшений требует эмоционального подхода. Именно эта сторона работы с ювелирными украшениями интересует меня больше всего. Для меня было важно найти свой собственный стиль в сфере украшений; они должны были быть такими, чтобы мне самой захотелось их носить. Нужно было, чтобы владелец мог сам изменить эти украшения, сделать их более индивидуальными. Мне кажется, такие украшения — это долговечные ценности.
— В своей коллекции весна-лето 2009 Вы отошли от привычной монохромной гаммы. Расскажите о своих экспериментах с цветом.
— Это получилось очень естественно. Было даже что-то мистическое в появлении у меня потребности в цвете. Сначала я хотела, чтобы форма и цвет было довольно абстрактными, чтобы цвет преобладал. Затем мы поработали с формой, так что получились облака цвета, а не просто цветная одежда. Идея о необходимости добавить цвета пришла ко мне из книги Германа Гессе «Сиддхартха». Оттуда мы взяли начальную идею и развили ее дальше.
— Показ Вашей мужской коллекции был очень трогательным, там были такие стареющие джентльмены. Это тоже из Гессе?
— Да, у него есть стихи и эссе о красоте старения. Я видела портреты Германа Гессе и он мне действительно очень понравился. Он обладал такой хрупкой красотой, был таким старым и трогательным, но в нем был виден могучий дух. Я не могла пройти мимо этого образа. Я подумала, что хорошо бы в одном шоу показать хрупкость юности и старости. Чем старше мы становимся, тем мудрее одеваемся. Молодых можно одеть в черное, а старики должны быть в белом — сияющие и прекрасные, как ангелы. Это был такой эксперимент, мне хотелось нарушить монополию молодых и красивых на подиуме. Самому старому из моделей было 87 лет! Мне кажется, он был самым красивым на моем показе. Меня поразило, сколько в них появилось гордости и достоинства. Я была счастлива, что смогла в тот день вызвать у них такие чувства. Они же гордились этим больше, чем молодежь. В них было такое изящество. Я открыла для себя новые ощущения.
— Когда Вы впервые приехали в Лондон в составе Антверпенской шестерки, было начало эпохи панка. Вы ощущаете эту энергетику и сегодня?
— Нет, все совсем по-другому, нельзя даже сравнивать. Энергетика осталась, но ее труднее уловить, ее слишком много. Когда я приехала в Лондон в конце 70-х, это было прекрасное время. В музыке была энергия, хотелось совершать открытия. Сейчас люди получают знания из интернета, они все знают и им нечего открывать. В 80-х каждый новый музыкальный альбом становился событием. Новый альбом! Хотелось поскорей дождаться его, купить, танцевать и веселиться. Сейчас таких чувств испытать невозможно.
— Вы начали свое дело в самом начале серьезного экономического кризиса…
— Да уж. Мне все говорили: «Ты сошла с ума?! На дворе кризис, а ты начинаешь дело!», но мне было совершенно все равно. Я думаю, кризис — это время действовать, а не паниковать и бездельничать. Именно кризис является испытанием силы воли.
— Сейчас у нас опять финансовый крах. Какова, как Вы думаете, будет реакция мира моды. Наступит ли расцвет креативности?
— Хотелось бы надеяться. Я по-прежнему пытаюсь дать людям что-то прекрасное и мне, кажется, это удается, судя по растущим объемам продаж. Я стараюсь быть честной. Мне хочется создавать что-то практичное. Вещи, которые можно носить, о которых хочется мечтать, которые дарят ощущение счастья. Пусть в жизни людей появится что-то новое.
— Вы одной из первых объединили в своих показах мужскую и женскую коллекции. Вам не кажется, что работа над мужской одеждой отличается от создания одежды для женщин? Вещи из Вашей женской коллекции Вы примеряете на себя и подруг, а вещи из мужской коллекции — на мужа и сына?
— Единственное отличие состоит в том, что приходится кроить на совершенно другую фигуру. А в остальном, все более или менее одинаково. Я более 10 лет представляю свои коллекции в одном показе. Женщины в окружении мужчин выглядят еще прекрасней. Мужчины и женщины взаимодополняют друг друга. Мой муж примеряет каждую вещь из коллекции. Мне необходимо, чтобы свое ощущение к вещам высказал человек, я не могу просто примерить их на манекене, ведь вещи ближе всего к нашему телу. Как будто ты создаешь второю кожу и нужно узнать, что чувствует тот, кто ее одевает.
— Вы более двадцати лет занимаетесь дизайном. Какого положения Вы достигли в мире моды и что хотели бы реализовать в будущем?
— Мне бы хотелось создать нечто новое, такое, чего еще никто не делал. Лучший комплимент для меня, это когда люди говорят, что надев мою одежду, они поняли что-то новое. Что касается моего места в мире моды, лучше всего было, когда я начинала. В моих коллекциях я выражала протест, делала то, что считала нужным, не считаясь особо с модными тенденциями. За это меня уважают в мире моды. Люди понимают, что в свои вещи я вкладываю душу. Я не строю планов на будущее. Я стараюсь жить полной жизнью и заниматься тем, что мне интересно.