Вообще-то если перевести слово image с английского языка, то оно означает «образ». Следовательно, когда говорят: «У него имидж делового человека», это значит, что таким люди видят данного человека, так его оценивают, так к нему относятся. То есть имиджмейкеры занимаются формированием образа человека, включая и его манеру держаться, говорить, жестикулировать, разрабатывают стиль в одежде и взаимоотношения с окружающими, корректируют его психологические затруднения, если таковые, не дай Бог, имеются.
Сегодня поговорим о том, кому и зачем нужен имиджмейкер, а также расскажем немного о том, как же формируется благоприятный или «нужный» образ человека с точки зрения психологической.
Каким образом имиджмейкер может сформировать нужное мнение о человеке, ведь у нас в России говорят: «На каждый роток не накинешь платок». А это значит – хочешь не хочешь, а мнение о тебе может возникнуть помимо твоей воли.
Совершенно верно, и вот для того чтобы не «помимо воли», а «нужное» мнение, и существуют имиджмейкеры. Они как специалисты по «нужному» мнению обладают специальными знаниями в области психологии, стилистики и т.д., чтобы, когда нужно, «накинуть платок», а когда не нужно – вовсе наоборот.
Отсюда следует, что имидж может быть как положительным, так и отрицательным. При этом может быть такое, что большое количество людей имеют об одном человеке одинаковое мнение, но оно не всегда является верным. Увы. История знает немало таких примеров. Вспомните хотя бы, как в 33 году н.э. толпа кричала Иисусу Христу: «Распните его!», а затем – ровно через девятнадцать веков – население целой страны восторженно приветствовала криками Гитлера – одного из самых страшных и жестоких людей на Земле.
Так что мнение о человеке порой бывает настолько прочным, что изменить его – проблема проблем, и именно здесь кроется главная задача имиджмейкеров – не допускать негативного мнения о своём клиенте.
Специалисты утверждают, что только 20% информации человек получает осознанно, а остальные 80% - на подсознательном уровне. Случалось ли вам бывать в ситуации, когда вы беседуете с человеком, он в чём-то горячо вас убеждает, и доводы его понятны и убедительны, и сам он имеет вид весьма презентабельный, но почему-то, когда он уходит, у вас остаётся неприятный осадок? И поразмыслив, вы не соглашаетесь на его приглашение, а потом оказывается, что избежали таким образом больших неприятностей, ибо человек-то оказался форменным мошенником?
А оказывается, во время разговора, пока ваше сознание было занято тем, что этот человек говорил, от него к вам приходили негативные сигналы, которые, проскользнув мимо сознания, ушли в подсознание. Например, его несколько напряжённая поза, на которую вы не обратили внимания, или на то, как он нервно вертел в руках ручку.
Но сигналы могут быть и положительными, например вы наверняка замечали, что без всякой видимой причины вам может быть очень симпатичен тот или иной человек. Мы называем это обаянием, шармом, на самом же деле этот человек может непроизвольно посылать именно те сигналы, которые вам приятны – улыбкой в нужном месте разговора или прикосновением руки, а может быть, он прищуривает глаза так же, как ваш лучший друг?
В этом и состоит работа имиджмейкера – с помощью специальных психологических техник, а также созданием внешнего образа добиться того, чтобы у окружающих помимо их воли возникало приятное чувство, связанное с вашим именем и образом.
Позвольте, скажет наш пытливый читатель, понятно, что имиджмейкер нужен звёздам шоу-бизнеса, политикам, но обычным-то людям он зачем? И вот здесь начинается самое интересное.
Представьте: возле магазина сидит на цепи собака. Собака сидит и никого не трогает. Но вот мимо неё проходит человек, который с детства боится собак. Однако, будучи человеком умным и взрослым, он берёт себя в руки и старается уверенно шагать мимо неё. И иногда ему удаётся проскользнуть мимо собаки, но в большинстве случаев они бросаются на него, лают и рычат. Ни на кого даже внимания необращают , а его не пропускают. А ведь человек, на которого бросаются даже самые миролюбивые собаки, визуально ни чем не отличается от других людей: ни одеждой, ни походкой, ни лицом.
А вот другой пример. Есть такой тип людей, которым хронически везёт на всякого рода неприятности. К такому человеку даже в толпе прицепится цыганка и предложит погадать на руке. Другие люди идут, и на многих из них эти гадалки и внимания не обращают, а вот ему не дают пройти. Такой человек везде находит неприятности и создаёт конфликты на пустом месте: вечно к нему кто-то пристаёт, везде его шпыняют, как гадкого утёнка; везде он как мальчик для битья.
А происходит следующее: в первом случае с собакой всё легко объяснимо – она чувствует запах адреналина, который выделяется, когда человек боится, и улавливает малейшие изменения его позы, а во втором человек неосознанно провоцирует людей тем, что у него манера ходить «бочком-с, бочком-с», он как будто пригибается, как бы говоря: «Чего изволите?». И понятно, почему к нему цепляются хулиганы и цыганки – они подсознательно реагируют на его манеру держаться и строят своё поведение в соответствии с этой информацией.
И вот такому-то человеку нужен имиджмейкер – не для того, чтобы стать знаменитостью или видным деятелем искусств, но чтобы хоть на улице не приставали.
Конечно, так ведут себя далеко не все люди, но кто из нас не сталкивался с грубостью в транспорте или магазине, когда продавщица в упор не видит, кому не хочется, чтобы люди больше его ценили и уважали?
Представьте себе человека с гордо поднятой вверх головой и открытым, твёрдым взглядом – к такому не то что ни одна цыганка не подойдёт, он невольно вызывает уважение.
Таким образом, задача имиджмейкера – не допустить, чтобы его клиент подсознательно провоцировал нежелательное поведение других людей, а если такое случится, научить его вести себя таким образом, чтобы люди потянулись к нему.