Маски Знакомые И Неожиданные


        Маски Знакомые И Неожиданные          Как-то, во время грибной охоты в Подмосковье, я увидел в лесу берёзу, на стволе которой был необычный нарост (кап), похожий на лешего, но с каким-то удивительно приветливым выражением лица. Грибов я в тот день нашёл немного и, вернувшись домой, постарался с помощью имевшихся инструментов вырезать из нароста маску. Конечно, у меня ничего не получилось. Позднее, освоив навыки резьбы по дереву, я несколько раз возвращался к этому образу, но создать его так и не смог. Какие-то неуловимые детали стерлись в памяти, не позволяя выполнить задуманное. Не сумел я больше найти и ту берёзу, хотя за грибами в эти места ходил ещё не раз. Вот этот случай и стал началом моего увлечения изготовлением масок.

Первыми образцами для подражания служили самобытные маски африканских мастеров. Но уже вскоре большинство образов стал придумывать сам. Некоторые из них напоминали сказочных героев, но основная часть — персонажи вымышленные. Никогда не придумывал я и названий для масок. Хотел, чтобы зрители сделали это сами.


        Маски Знакомые И Неожиданные          Изготовление масок, от сбора материала до обработки заготовок, — очень увлека-тельное занятие. Огромный простор для творчества и большие возможности для эксперимента. Как это ни удивительно, но каждый раз не знаешь, что же получится в результате? Любой, на первый взгляд незначительный, нюанс в работе может неуловимо изменить облик маски, сделать другим её выражение и создаваемый эмоциональный настрой.

Исходный материал — оригинальные наросты — я нахожу в лесу на поваленных деревьях с необычным расположением ветвей. Из древесных пород отдаю предпочтение осине, берёзе и тополю. Их древесина мягкая, прекрасно обрабатывается и надёжно сохраняет форму. Есть у меня и опыт работы с дубом. Маски из него обладают красивым рисунком, однако чрезвычайно прочную древесину приходится долго обрабатывать, и не каждому инструменту она «по зубам».

Найденные заготовки обязательно хорошо просушиваю и к их обработке приступаю обычно через год.

Все маски созданы в результате кропотливой ручной работы. Из инструментов использую молоток, стамески, ножи и напильники. Применение электрического оборудования, безусловно, ускорило бы работу, однако в результате готовые маски, на мой взгляд, теряют что-то важное, какое-то неуловимое тепло. Ктомуже использование электрооборудования делает возможным создание многочисленных копий. А мне всегда были более интересны вещи, сделанные в единственном экземпляре.

На заключительной стадии маски обрабатываю морилкой нужного цвета, шлифую и покрываю бесцветным лаком. На изготовление одной большой, размером до одного метра, маски у меня уходит не менее месяца. Сейчас в домашней коллекции хранится около 70 масок. Другие подарены друзьям и знакомым.

Фото автора.

Кандидат геолого-минералогических наук Владимир КОМАРОВ.

Наука и жизнь №11 (ноябрь 2012)