Момбаса, Город-остров

Момбаса, Город-остров

Город-остров кораллового происхождения, второй по значению в Кении. Известен по арабским письменным источникам с XII в., хотя местные историки полагают, что он намного старше. Момбасой владели арабы и португальцы, англичане и индийцы, и все эти периоды отразились и в ее архитектуре, и в космополитичном духе. Начиная со Средних веков Момбаса известна как крупнейший порт Восточной Африки, а в наше время и как центр обширного курортного района.

КЛЮЧ ОТ ПОБЕРЕЖЬЯ ВОСТОЧНОЙ АФРИКИ

Различные влияния коснулись этого кусочка африканской земли и создали его неповторимый уклад жизни и облик. Здесь властвовали арабы и португальцы, англичане и индийцы.

В морской географии до 1860 г приводились сведения со ссылкой на упоминание Птолемея (ок. 87 г - ок. 165 г.) о том, что в 80 г мореход Диоген, возвращавшийся из Индии, был унесен штормом к берегу Восточной Африки. Это и дает повод гидам Момбасы с гордостью говорить о том, что «автор первого путеводителя по Момбасе — Диоген». При этом отождествляются мореход Диоген и знаменитый древнегреческий философ с тем же именем, живший на самом деле четырьмя веками раньше. Нет, все было не так, установили историки. Мореход Диоген лишь пересказал устные истории о чудесном коралловом острове Момбаса, которые слышал от арабских мореходов. Археологических следов города, существовавшего там в это время,  не обнаружено. А вот сведения о нем от арабского географа Аль-Идриси 1151 г. достоверны вполне. Кенийские же историки уверяют, что город намного старше, возник около 900 г., а его первое название на суахили звучит как Кисива Ча Мвита. что означает «остров войны». Начиная с середины XII в. арабские мореходы сообщают о Момбасе как о крупном и независимом (за независимость, очевидно, и шли войны на острове) торговом центре, на рынках которого главными товарами были слоновая кость, железная руда и золото Африки, а также просо, кунжут  и  кокосовые орехи. Часто эти товары просто обменивались на пряности, шелк и другие ткани, привозимые из Индии, керамику и чай из Китая. В Средние века на рейде порта Момбасы уже регулярно появляются корабли из других африканских стран, стран Ближнего Востока, Индии и Китая. Знаменитый ученый и путешествующий купец из Марокко Ибн Баттута (1304-1377 гг.) побывал в Момбасе в 1331 г и описал его как процветающий мусульманский город с множеством мечетей, жители которого, по его свидетельству, носят золотые украшения и имеют добротные двух-и трехэтажные дома.

С появлением в 1498 г кораблей экспедиции Васко да Гамы (1460 или 1469-1524 гг.). искавшего путь в Индию, в Момбасе устанавливается власть португальцев, как и в ряде других прибрежных городов Восточной Африки. Четыре раза португальцы сжигали и разграбляли город, прежде чем он покорился. Имея планы сделать Момбасу столицей своих восгочноафриканских территорий, португальцы построили в 1593 г здесь мощную крепость, названную ими Форт-Иисус, возвели немало зданий, а также принесли в Момбасу католичество. С середины XVII в. португальцев Момбасы начали беспокоить правители султаната Оман, пока в 1699 г имам Султан ибн Сейф не изгнал окончательно с острова «неверных-, выбив их в декабре 1698 г из крепости. Городом начали править наместники султана из числа тех. кто имел хотя бы отчасти арабское происхождение. Но португальцы не сдались окончательно, и был еще один недолгий период португальского правления в Момбасе — с 12 марта 1728 по 21 сентября 1729 г Образовавшаяся африканско-арабская династия Мазруи, однако, в начале XIX в. взбунтовалась против диктата Занзибара, где к тому времени располагалась резиденция султана Омана. В 1824 г Мазруи признают протекторат Британии над Момбасой. На что султанат ответил в 1828 г агрессией с моря. Эта война длилась до 1837 г и закончилась победой Занзибара. На рынках Момбасы в период арабского владычества шла и торговля рабами. Начиная с 1870-х гг территория Восточной Африки становится предметом перемежаемых локальными войнами споров и переговоров европейских держав, главным образом Германии и Великобритании.

В 1890 г эти две страны заключили не вполне легитимный с точки зрения международного права Гельголандский договор, в котором признавалось, что Момбаса — протекторат Британии, но с 1895 г., когда Кения де-юре стала британской колонией, этот статус перешел и на Момбасу.

Город Момбаса расположен на одноименном коралловом острове в Индийском океане, южнее линии экватора. Ширина острова 5 км, длина — 3 км. В южной и юго-восточной части города находятся Старый город с его арабской и португальской архитектурой. Центр города — это торговый и финансовый центр. Современные кварталы города расположены в основном вдоль северо-западного берега острова и залива Килиндини.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ПРИЛОЖЕНИЯ МОМБАСЫ

В XX в. Момбаса получила новые возможности для развития своего коммерческого потенциала.

В 1897-1901 гг англичане построили железную дорогу (через дамбу) от Момбасы до озера Виктория и проложили параллельную ей линию связи. В 1906 г они перенесли столицу колонии из Момбасы в Найроби, а еще через год запретили рабовладение. В декабре 1963 г Кения обрела независимость, но английские компании не ушли из страны, что пошло ей только во благо. Железнодорожная линия Момбаса - Уганда значительно разветвилась, и сегодня из Момбасы можно добраться (с пересадками) до любой части континента. Основная же доля железнодорожного узла Момбасы приходится не на пассажирские, а на грузовые перевозки. Они начинаются и заканчиваются в двух глубоководных портах города: Момбаса (Старый порт), где базируются суда, выполняющие рейсы регионального значения, и Килиндини {Новый порт), принимающий контейнеровозы, танкеры, рефрижераторы, круизные суда океанского типа, военные корабли. Во время Второй мировой войны он был одной из основных баз Военно-морского флота Великобритании. Этот порт на правах аренды используют также Уганда, Южный Судан, Бурунди, Руанда, Демократическая Республика Конго. По грузообороту Килиндини занимает второе место в Африке после Кейптаунского порта (ЮАР), в 2010 г он составил 5,4 млн тонн. Отсюда вывозятся: кофе, чай, продукты нефтепереработки, цемент, кожи и шкуры, мясо и мясопродукты, консервированные ананасы, пряности, сизаль и другие традиционные африканские товары. Ввозятся: нефть, различное оборудование, сельскохозяйственные машины и другие транспортные средства, металлы. В последние годы порт Килиндини значительно расширил свои контейнерные терминалы, перешел на электронную обработку всей информации, и время обработки судов значительно сократилось. Вокруг порта сконцентрирована промышленная зона города. В Момбасе сходится и множество шоссейных дорог Восточной Африки. Благодаря дамбе Макупа на севере, мосту Новый Ньяли на северо-востоке острова и паромной переправе Ликани на юге они получают продолжение на материке.

Во второй половине XX в. европейцы делают еще одно открытие Момбасы, вернее возможностей ее развития: ближайшие к ней берега с белоснежными пляжами под сенью баобабов и пальм имеет смысл развивать как курорты. Кения была только «за». Дополнительный важный фактор в выборе ближайших к Момбасе мест отдыха — природные условия: зоны купания здесь отделены от остального океана коралловыми рифами, а поблизости от курортных поселков находится немало охраняемых природных зон и заповедников. Есть пляжи в самой Момбасе.

Момбаса издавна известна своими архитектурными достопримечательностями, в особенности Старым городом с его причудливой смесью африканского колорита, арабской и европейской архитектуры. Одно из самых колоритных и бойких мест Момбасы, место общения и генератор всех городских новостей — Сувенирный базар, где можно приобрести разнообразные поделки из полудрагоценных камней, черного дерева, кожи, ткани, дерева и многое другое. В море этих пестрых, кричащих яркими красками разнобразных, но далеко не всегда качественных и нужных человеку товаров есть островок своего рода момбасского Монмартра, где художники выставляют свои произведения под открытым небом. Они работают и в африканских, и в арабских, и в европейских традициях.

Общественный и культурный центр для людей с ограниченными возможностями под названием «Семинары Бомболулу», созданный в 1969 г расположен в 8 км от Момбасы, здесь постоянно живут 150 человек и приезжают на реабилитацию группы из других районов Кении, в том числе дети. Это одновременно и этнографическая деревня, состоящая из 8 традиционных дворов разных племен, и центр обучения различным ремеслам, и специализированный медицинский кластер. «Семинары Бомболулу» были открыты в 1969 г под патронажем международных организаций, а в 1987 г их куратором стала и Ассоциация инвалидов Кении. Рукотворные изделия людей с ограниченными возможностями (украшения, сумки, изделия из африканского текстиля), работающих в центре «Семинары Бомболулу», продаются более чем в 20 стран мира, это приносит «Семинарам» и их обитателям стабильный доход, позволяет центру обеспечивать им бесплатное жилье и лечение. А главное, что получают здесь люди, обделенные здоровьем, — это возможность общаться, заводить друзей, семьи, веселиться, узнавать что-то новое. Главное, что получает Момбаса, — репутацию города гуманного и просвещенного. И в Кении, и во всей Африке. Основы методики Бомболулу в последние годы широко внедряются в школах города. Это очень важно для него. Дело в том что с началом туристического бума Момбаса стала средоточием разного рода и уровня развлекательных заведений. Стандарты праздного, курортного образа жизни, культивируемые в казино и ночных клубах, соприкоснувшись с африканским темпераментом, создали такую гремучую смесь, которая стала очень плохо влиять на местную молодежь. А здоровые физически и духовно, трудолюбивые, стремящиеся к знаниям, целеустремленные молодые люди городу чрезвычайно нужны, у него большие планы развития.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■  В 1895 г., когда Кения была объявлена британской колонией, Форт-Иисус стал тюрьмой и оставался ею до 1958 г., когда крепость обрела статус исторического памятника.

■  Известная датская писательница Карен Бликсен (1885-1962 гг.) в своем автобиографическом бестселлере «Прощай, Африка!» писала так: «Момбаса напоминает райский сад на детском рисунке».

■  В Старом порту Момбасы, существующем с XI в., и сегодня можно увидеть небольшие дхоу, форма и размер которых в точности повторяют арабские средневековые корабли. В этой же традиции выполнен и такелаж дхоу, но, конечно, они оснащены современными навигационными приборами.

■  Отношение жителей Момбасы к религии своеобразно: значительная часть из них часто называет себя приверженцами двух и более конфессий, а традиционных африканских верований придерживаются практически все.

■  Самый распространенный и самый быстрый вид транспорта в Момбасе — микроавтобусы-маршрутки, называемые здесь матату. Они курсируют и по ночам, и в них всегда звучит громкая музыка.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

■  Старый город (объект Всемирного наследия ЮНЕСКО).
■  Малинди — прибрежный городок, ровесник Момбасы: крест на берегу установлен, по преданию, Васко да Гамой.
■  Руины Годи (XV в.) — останки древнего города в 16 км от Малинди.
■  Культовые сооружения: 20 мечетей, крупнейшая среди которых — Мандри (1570 г.), англиканский собор Св. Иоанна (XX в., архитектура близка к мавританскому стилю), католический собор Святого Духа с серебряным куполом, индуистский храм Шивы на территории парка Джамхури, знаменит своими парковыми скульптурами.
■  Форт-Иисус (1593 г.), в нем расположен Национальный музей.
■  Сувенирный рынок.
■  Монумент «Бивни Момбасы» (1952 г.).
■  Природные резерваты: Национальный парк Шимба Хиллз (львы, слоны, жирафы, леопарды, крокодилы, гиппопотамы, гепарды, буйволы, единственное место в Кении, где водится редкий вид антилоп — черная лошадиная антилопа роан); Халлер-парк (зоопарк и ботанические сады); заповедник Тропический лес (буйволы, слоны, бабуины, мангусты, дикие кошки), более 250 видов бабочек. Национальные морские парки Мпунгути и Кисите, морские парки Ватаму (подводные пещеры Вума и Черепаший риф) и Малинди, крокодилья ферма Мамба Виллидж.