Примеры:
И. И. Ульянов — М. Л. Ульянова (Кабан — Коза),
О. Э. Мандельштам — Н. Я. Мандельштам (Кот — Кабан),
М. Л. Булгаков — Л. Е. Белозерская-Булгакова (Кот — Коза),
Л. Энштейн — М. Марч (Кот — Кабан),
Р. Рейган — Н. Рейган (Кабан — Кабан),
Г. Н. Потанин — Л. В. Потанин (Коза — Кот).
Теория улыбается этому браку. Ведь в гнездовом, союзе не надо слишком углубляться. И природную простоту легче реализовать в тихом браке мужа-созерцателя и жены-мистика, свободно говорящей на языке мужа. Ни одному из супругов не нужны слова, вполне достаточно намека, взгляда, улыбки. Так и знакомятся в этом союзе — без страстей, сразу же становясь старыми знакомыми.
Белозерская-Булгакова пишет: «Все самые важные разговоры происходили у нас на Патриарших прудах... Одна особенно задушевная беседа, в которой Михаил Афанасьевич — наискрытнейший человек — был предельно откровенен, подкупила меня и изменила мои холостяцкие намерения. Мы решили пожениться...».
Задушевные разговоры в первый период знакомства положили начало любви Рональда и Нэнси Рейган. Журналист пишет: «Они разговорились, вернее, Рейган рассказывал о себе... А Нэнси слушала так внимательно, что даже не прикоснулась к тарелке и рюмке...». Несколько недель «задушевного общения» в ссылке положили начало браку двух путешественников — исследователей Центральной Азии — Потаниных.
Альберт Эйнштейн писал о своей первой жене Милеве Марч: «Между нами удивительное сходство...». То спокойствие, что позволяет мужу-реалисту и жене-мистику сойтись в задушевной беседе, становится залогом спокойного, теплого домашнего очага, когда заключается брак. О семье Ульяновых написано много. И в каждой книге показана чудесная атмосфера спокойствия и уюта.
М. Прилежаева: «Не перечислить всех маминых рассказов зимними вечерами за обеденным столом. Горит висячая лампа под белым абажуром. Мягко падает свет. Рассказывай, мама!».
«Они тихонечко вошли в зал. Был полумрак. В подсвечниках рояля горели свечи. Мама играла. Что-то светлое, ясное, как летний солнечный день, играла мама. Володя с отцом сели в уголке, долго слушали музыку».
Тема гнезда, очага, дома проходит красной нитью через воспоминания Любови Белозерской-Булгаковой. Заключительная глава так и называется «Последнее гнездо». И это гнездо было самым лучшим в жизни той семьи. Брак распался под напором романтических страстей, завладевших Михаилом Булгаковым, когда он встретил Елену Шиловскую (Змея).
Но вернемся к домашней теме и вспомним прекрасные строки Мандельштама:
Мы с тобой на кухне посидим, Сладко пахнет белый керосин.
Острый нож да хлеба каравай... Хочешь, примус туго накачай,
А не то веревок собери Завязать корзину до зари,
Чтобы нам уехать на вокзал, Где бы нас никто не отыскал.
Супругов в таком браке объединяет домашний очаг, но они остаются самостоятельными людьми. Спокойствие и размеренность жизни позволяет многого достичь каждому на деловом поприще.Годы жизни с Милевой Марч стали для Эйнштейна, как пишут биографы, годами «духовного роста и созревания». Литературной деятельностью занималась Любовь Евгеньевна Белозерская-Булгакова, сам Михаил Афанасьевич, основываясь на рассказах жены, создает «Бег». Она пишет: «Чтобы "надышаться" атмосферой Константинополя, в котором я прожила несколько месяцев, Михаил Афанасьевич просил меня рассказать о городе. Я рассказывала, а он как художник брал только самые яркие пятна...».
Семья Григория и Александры Потаниных стала постоянно действующей экспедицией. Без вооруженного конвоя они пересекали пустыни Азии, налаживали контакты с аборигенами. Во всех этих семейных достижениях огромную роль играет воля жены. Именно она является лидером семьи, принимает решения, которые в корне меняют жизнь мужа. Недаром Нэнси Рейган говорит, что всегда высказывает свое несогласие с мужем. «Я же не глупая, почему я не могу иметь своего мнения»,— вот ее слова.
Чета Мандельштамов была счастлива. Но независимый характер жены проявлялся во всем. Следующий монолог Осипа Мандельштама приведен в книге И. Одоевцевой. «Опять ты, Надя, мой костюм надела... На что ты похожа? Стыд, позор — набрасывается на нее...Хоть бы ты, Жорж, убедил ее, что неприлично. Меня она не слушает. И снашивает мои костюмы». Такие разговоры прекрасно определяются пословицей: «Милые бранятся — только тешатся».
Порукой тому, что мистицизм жены не уведет ее слишком далеко от реального мира, является муж-интуитор. Его понимание мира основано на здравом смысле, на подведении итогов чужой деятельности. Да и муж сам по себе требует очень большой заботы, постоянного внимания. Волевая поддержка жены поможет преодолеть ему все трудности жизни.
Надежда Мандельштам не покинула мужа ни во время ареста, ни в ссылке в Чердыни, где у него была попытка самоубийства, ни во второй ссылке в Воронеже. После смерти мужа она сохранила его литературное наследство, стала его издателем, написала воспоминания о трудном времени.
На фоне очень спокойной обстановки брака воля жены, если она совершенно не контролируема, может привести к печальным результатам. Ведь муж не потерпит никакого диктата или, вернее, он не мирится с потерей спокойствия в таком союзе. В отличие от всех других представителей мужского пола мужчины тройки Кот, Кабан, Коза не выдерживают длительного напряжения, нервозности. Они теряют идеальное чутье на людей, критический взгляд на жизнь, просто не могут существовать как 'Личности.
За свое спокойствие такие мужья отдадут все. Но при умеренном контроле со стороны жены они очень многое дадут семье, детям. Пожелание спокойствия равносильно для этой семьи пожеланию счастья. Спокойствие, созерцание, тихая радость жизни — все это мы найдем в последнем трагическом письме Надежды Мандельштам мужу: «Осюша — наша детская с тобою жизнь — какое это было счастье. Наши ссоры, наши перебранки, наши игры и наша любовь. ТЕПЕРЬ Я ДАЖЕ НА НЕБО НЕ СМОТРЮ. КОМУ ПОКАЗАТЬ, ЕСЛИ УВИЖУ ТУЧУ?
Ты помнишь, как мы притаскивали в наши бедные бродячие дома-кибитки наши нищенские пиры? помнишь, как хорош хлеб, когда он достался чудом и его едят вдвоем? И последняя наша зима в Воронеже. Наша счастливая нищета и стихи... Каждая мысль о тебе: Каждая слеза и каждая улыбка — тебе. Я благословляю каждый день и каждый час нашей горькой жизни, мой друг, мой спутник, мой слепой поводырь... МЫ, КАК СЛЕПЫЕ ЩЕНЯТА, ТЫКАЛИСЬ ДРУГ В ДРУГА, И НАМ БЫЛО ХОРОШО. И твоя бедная горячейшая голова и все безумие, с которым мы прожигали наши дни. Какое это было счастье — и как мы всегда знали, что именно это счастье...»
КЛАССИЧЕСКИЙ ПРИМЕР.
Пьер Кюри (Коза) (1859 — 1906) — французский физик, один из создателей учения о радиоактивности. Открыл и исследовал пьезоэлектричество. Ввел термин «радиоактивность». Лауреат Нобелевской премии.
Мария Склодовская-Кюри (Кот) (1867 — 1934) — физик и химик, одна из создателей учения о радиоактивности. Дважды лауреат Нобелевской премии.
Мария Склодовская так вспоминает первую встречу с Пьером Кюри: «Меня поразило в нем выражение ясных глаз и заметная непринужденность в осанке высокой фигуры. Его медленная, обдуманная речь, его простота, серьезная и вместе с тем юная улыбка располагала к полному доверию. Между нами завязался разговор, быстро перешедший в дружескую беседу...».В который раз встретились представители одной тройки и в который раз они нашли понимание с полуслова. Но тем не менее Пьер Кюри добивался согласия Марии на брак около года.
Гнездовые отношения настолько естественны, что не выбиваются из общего течения жизни двоих. Мария хотела сделать самостоятельную карьеру в Польше и поэтому отклонила предложение о замужестве.Пьер в письмах умолял ее вернуться, а на деле уже начал выполнять роль главы семьи. Он добивается для будущей жены места в лаборатории Городской школы индустриальной физики и химии. Только после этого Мария отвечает согласием. Этот брак соединил двух ученых, и казалось, что в их союз не должен вмешиваться быт, они будут жить идеальной жизнью духа и мысли. Но нет. Первая покупка Марии — тетрадь с многозначительной надписью «Расходы».
Мария — Юзефу Склодовскому: «...у нас все благополучно. Мало-помалу устраиваю нашу квартиру, но рассчитываю сохранить в ней стиль, не вызывающий никаких хлопот и не требующий ухода... Я сама готовлю и веду хозяйство...». Рождение ребенка — Ирэн Кюри — не внесло сколько-нибудь большого изменения в жизнь супругов, не нарушило ее будничности. Мария — пану Склодовскому: «Я продолжаю сама кормить мою принцессу, но за последнее время у нас возникли опасения, что я не в состоянии кормить. За три недели вес ребенка стал резко уменьшаться... Если ребенок начнет нормально прибавлять в весе, я буду продолжать ее кормить сама...».
Не скажешь, что это письмо пишет ученый. А ведь в тот период супруги Кюри работали над открытием радиоактивности. Пьер и Мария совершили невозможное, он смогли сделать составной частью своего гнезда-семьи научную работу. «Молодая супруга ведет дом, купает дочку и ставит на плиту кастрюли, а в убогой лаборатории Школы физики... делает самое важное открытие современной науки». Мария Склодовская четыре года буквально варила радиоактивную кашу, не выходя за рамки обязанностей жены в гнездовом браке.
Она пишет: «Мы с головой ушли в новую область, которая раскрылась перед нами благодаря неожиданному открытию. Несмотря на трудные условия работы, мы были счастливы. Все дни мы проводили в лаборатории. В :жалком сарае царил полный мир и тишина: бывало, что приходилось только следить за ходом той или другой операции...Нередко я готовила какую-нибудь пищу тут же, чтобы не прерывать ход особо важной операции. Иногда весь день я перемешивала кипящую массу железным шкворнем длиной почти в мой рост...». Но не надо думать, что совместная работа супругов Кюри была единением мысли обоих. Нет, они сохраняли полную самостоятельность. Более того, Пьер не разделял фанатического упорства жены. Их вторая дочь Ева пишет: «Пьеру так надоела эта бесконечная борьба, что он готов отказаться от нее. Он советует Мари сделать передышку. Но Пьер не учел характера своей жены. Мари хочет выделить радий и выделит...».
Так они и работали, каждый сам по себе. Ассистент Кюри Альбер Лабодор вспоминает, как долго и упорно Пьер пытался объяснить Мари деталь прибора, но все безуспешно. Лабодор пишет: «"О! Послушай, Мари!" Этот возглас засел у меня в ушах, и мне хотелось бы дать вам почувствовать его оттенок». А через несколько дней Лабодор наблюдал противоположную картину, когда Пьер отослал к Мари сотрудника, чтобы та помогла ему в интегральных исчислениях, и мадам Мари за несколько минут решила сложную задачу.
Но для нас самое главное даже не то, что супруги Кюри, работая вместе, оставались самостоятельными людьми, а то, что научная карьера, общее дело не заслонило главную линию гнездового брака — детскую. Появление на свет двух дочерей — Ирэн и Евы — не усложнило жизнь ученых, что бывает в других типах брака, не сказалось негативно ни на работе, ни на семейном союзе.В той же книге «Расходы» записывались все этапы в развитии девочек: когда прорезались зубки, когда встали на четвереньки, когда улыбнулись. А рядом с этими записями — формулировки открытий, проекты докладов. Все в одном котле семьи-гнезда.
«Даже в дни, насыщенные работой, Мари уделяет время заботам о детях. По своей профессии она вынуждена оставлять детей на попечение прислуги, но пока она сама не удостоверится, что Ирэн и Ева хорошо выспались, поели, умыты и причесаны, что у них не начинается насморк или какая-нибудь другая болезнь, Мари не успокоится... Зимой Мари делает длинные концы по Парижу, чтобы найти любимые Ирэн яблоки "ранет" или бананы, и не смеет приезжать без них домой». Семейную жизнь супругов Кюри прервала трагическая случайность. 19 апреля 1906 года Пьер погиб под колесами тяжелого фургона. Муж погиб, но Мари очень долго еще продолжает диалог с ним на страницах дневника. В этих трагических строках видно, что объединяло супругов.
14 мая 1906 года: «Миленький Пьер, мне хотелось сказать тебе, что расцвел альпийский ракитник и начинают цвести глицинии, ирисы, барышник — все это порадовало бы тебя...Хочу сказать тебе, что мне уже не любы ни солнце, ни цветы — их вид причиняет мне страдания, я лучше чувствую себя в пасмурную погоду... и если я не возненавидела ясную погоду, то лишь потому, что она нужна детям».
Семья супругов Кюри создавалась на основе общей атрибутики, внешнего образа спокойствия и созерцательности. После смерти мужа Марии не с кем было делить эти тихие радости. Она пыталась забыться в работе, разрушить разумом прошлое гнездовое единение. Мария Склодовская-Кюри умерла в 1934 году от злокачественной анемии.
Брак 1. Он — Кот, она — Кот
Брак пронизан романтизмом и мечтательностью обоих супругов. В таком союзе сталкиваются две тенденции: стремление к замыканию из-за «отдыхающего» характера обоих супругов и — противоположное первой — желание общаться с людьми. Найдите компромисс. Общайтесь, отдыхайте, не придавайте большого значения хозяйству.
Жене надо знать, что если муж лишится спокойствия в доме из-за ее истерик и капризов, то он уйдет. Важны взаимное уважение и — поменьше претензий друг к другу.С бытом лучше бороться вместе, тогда вы избежите выяснения отношений по этому поводу.
Брак 2. Он — Кот, она — Кабан
Супруги достаточно хорошо понимают друг друга. Они одинаково легко проводят время вдвоем и в шумных компаниях. В разумном сочетании это хорошо для обоих.При совместной жизни, столкнувшись с бытом и полным нежеланием мужа принимать участие в семейном труде, жене придется забыть свою беспечность и целеустремленно работать для создания спокойного домашнего очага. Она очень, непритязательна, но мужу нужен более высокий уровень жизни. Только в спокойной Обстановке муж сможет добиться успехов в финансовой деятельности.
Брак 3. Он — Кот, она — Коза
Скорее всего, жена заставит мужа быть более активным в любых областях, если, конечно, она не столкнулась с боевым Котом. Главное для нее — соблюсти меру. Постоянный диктат и капризы муж не выдержит. Жене лучше держать свою прямолинейность при себе. Жена, конечно, создаст прекрасный домашний очаг. С другой стороны, нужен постоянный контроль за супругом, так как его безответственность может достигать гигантских размеров. Если муж будет более внимателен к чувствительной жене, то он значительно облегчит свое существование.
Брак 4. Он — Кабан, она — Кот
При общении веселость и беспечность мужа прекрасно сочетаются с легкостью жены. Но в быту муж, для которого его интересы всегда на первом плане, попытается переложить всю его тяжесть, на плечи жены. Ее жалобы вряд ли дойдут до его сердца. Жене стоит проявить настойчивость и достучаться до сурового сердца супруга. Если взаимные претензии будут слишком велики, то у такого брака велика возможность распада, так как муж не склонен что-либо прощать, а жена всегда «гуляет сама по себе».
Брак 5. Он — Кабан, она — Кабан
Брак носит закрытый характер. Веселые, компанейские люди, супруги, найдя друг друга, успокаиваются, можно сказать, засыпают.Хозяйство часто ведется не на должном уровне — это результат полного безразличия обоих к способу существования. Тут нельзя плыть по течению, хозяйство в гнездовом браке — основа всего. Супруги относятся друг к другу без лишних сантиментов, поэтому лучше избегать выяснения отношений.
Брак 6. Он —Кабан, она — Коза
Воля жены должна превратить весельчака, который не думает о завтрашнем дне, в энергичного человека, работающего на благо семьи. Ей только надо избежать диктата и постараться быть поспокойнее дома. Придется смириться и с холодностью мужа. Не жалея себя, он часто забывает и о других. Семью скрепит не только хорошее материальное положение, но и общее стремление супругов к изысканным формам жизни. Жене не стоит часто напоминать мужу о его холодности.
Брак 7. Он — Коза, она — Кот
Если супруги избегут взаимных жалоб на трудности жизни, то союз будет удачным. При столь энергичном и трудолюбивом муже жена может побольше уделять времени себе, не разрываясь между хозяйством, работой, детьми. Только ей не следует оставлять мужа без внимания и придется простить супругу занудливость, привыкнуть к тому, что он обидчив, как ребенок.Мужу стоит спокойнее относиться к широкому кругу знакомств своей жены. Во избежание конфликтов принимайте гостей вместе.
Брак 8. Он — Коза, она — Кабан
Муж скорее всего расслабится с такой веселой и неунывающей женой. Его пессимизм станет менее заметным. Суматошная активность уступит место созерцательности и отдыху. Но во всем нужна мера. Пусть супруг не забывает о финансовом обеспечении такого комфортного существования. Замыкание брака не противоречит желаниям обоих. Эстетические наклонности мужа будут понятны жене. Но вряд ли он получит от нее в полной мере то сочувствие, в котором нуждается. Возможны сложности и в сексуальной сфере (все из-за того же сурового характера жены).
Брак 9. Он — Коза, она — Коза
Ортодоксальность супругов делает брак очень монолитным. Они всегда направляют все силы на строительство Дома. Оба чуткие, но одновременно резкие люди. Берегите друг друга — прямолинейность и нежелание принимать чужое мнение не укрепят вашу семью. Учитесь искусству компромисса. Длительное напряжение для вас чревато нервными срывами. Пусть ваш дом станет для вас островком спокойствия и надежности.