Примеры:
Л. С. Пушкин — Н. Н. Гончарова (Коза — Обезьяна),
М. С. Горбачев — Р. М. Горбачена (Коза — Обезьяна),
О. Бальзак — графиня Гвидобони-Висконти (Коза — Крыса),
М. В. Ломоносов — Е. Л. Цильх (Кот —Крыса),
И. Г. Эрспбург— Л. М. Козинцева (Кот —Крыса),
Д.-У. Гриффит — Л. Тит (Кабан — Обезьяна),
И. В. Цветаев — М. Л. Цветаева (Коза — Дракон).
Илья Эренбург после женитьбы на Любови Козинцевой пришел к выводу, что брак должен быть только равным. Что ж, повезло — он действительно вступил в равный брак. Как мы уже сказали, равный брак может быть благоприятен лишь при наличии общего дела. на его поиски и должны уйти силы супругов. Но в любви эти поиски затруднены, так как оба реалиста достаточно холодны, а в деловом союзе единства достичь тоже достаточно сложно, поскольку супруги не аналитики. Но к этому нужно прийти — иначе ваша семья будет очень уязвима.
Конечно, Елизавета Андреевна Цильх не могла соответствовать уровню своего гениального мужа. Но она поддерживала его во всех начинаниях, проявляла неподдельный интерес к исследованиям. Елизавета Андреевна была рядом с мужем в лаборатории, стояла у плавильных печей, оберегала от интриг. Родители Марины Цветаевой — Иван Владимирович и Мария Александровна — отдали всю жизнь на создание музея изящных искусств в Москве. Музей был «старшим братом» сестер Цветаевых. В который раз мы видим, что равный брак и общее дело обоих супругов, где полностью раскрываются их таланты — синонимы.
Лилиан Гиш была главной актрисой режиссера Дей-вида Гриффита. Их совместное творчество стало этапом в развитии кинематографа. Лилиан создала такой образ девушки, который выразил представление американского общества о женском идеале. Режиссерские находки Гриффита имели огромное значение для мирового кинематографа. Взлет и мировая слава начались только после того, как они поженились и начали работать вместе.
Даже в этом столь сложном равном браке все будет хорошо, если выполнять его главный закон — постоянная работа мысли, постоянное обсуждение, выработка единого мнения. На вопрос: «Обсуждаете ли вы вечером дома с женой вопросы внутренней политики?»,— М. С. Горбачев ответил: «Мы все обсуждаем».— «Включая и проблемы, решения на самом высоком уровне?» — «Да, мы обсуждаем все».
Если так или иначе муж работает со словом, то обладающая безупречным чувством стиля жена просто обязана ему помогать. Разумеется, что многое в данном случае (как и во всех других равных браках] зависит от соотношения интеллектуального уровня жены и мужа. Еще раз хочется сказать, что реалистам гораздо труднее, чем людям с логическим и волевым мышлением, найти пути к объединению сил разума.
Куда легче взаимодействие реалистов в сфере бытового здравого смысла и финансового интереса. Брак реалистов, видимо, не может быть браком без расчета. В письме, отосланном за неделю до свадьбы, Пушкин признается: «Я хладнокровно взвесил выгоды и невыгоды состояния, мною избираемого... В тридцать лет обычно женятся... К тому же я женюсь без упоения, без ребяческого очарования. Будущность является мне не в розах, но в строгой наготе своей. Горести не удивят меня...».
Стефан Цвейг заметил, что «...у Бальзака каждое впечатление находит выражение в подсчетах. Он остается неисправимым "коммерсантом"», у которого «давнишняя мечта: разбогатеть сразу, при помощи одной грандиозной сделки». Переписка А. С. Пушкина с женой почти не затрагивает других тем, кроме состояния здоровья (что очень характерно для реалистов) и финансов.
Пушкин — Н. Н. Пушкиной б мая 1836 года: «Вижу, что непременно нужно иметь мне 80 ООО доходу. И буду их иметь. Не даром же пустился в журнальную спекуляцию».
Пушкин — Н. Н. Пушкиной 10 мая 1836 года: «Сей час получил от тебя письмо, и так оно меня разнежило, что спешу переслать тебе 900 руб.».
Отметим обильную переписку между Пушкиным и Н. Н. Пушкиной. Письмо в равных браках — великое благо. Поскольку оба супруга не излучают любви, а готовы лишь поглощать любовь другого, в такой семье может возникнуть ее дефицит. (Вспомните высказывания Голсуорси и Рильке о смысле любви.) «Отныне во всех женщинах Бальзак вновь и вновь будет искать это матерински-оберегающее, нежно-направляющее, жертвенное начало... Он со всей энергией выскажет свое "глубокое нерасположение к юным девушкам", ибо они слишком много требуют и слишком мало дают». «Сорокалетняя женщина сделает для тебя все, двадцатилетняя — ничего!» Строки из писем Пушкина жене: «Я езжу по большим дорогам, живу по три месяца в степной глуши, останавливаюсь в пакостной Москве: для чего? Для тебя... Побереги же и ты меня. К хлопотам, неразлучным с жизнью мужчины, не прибавляй беспокойств семейственных, ревности и т. д...». У супругов обоюдное желание нравиться, вызывать восхищение. Очарование, красота, успех у окружающих в таком браке не являются привилегией одного из супругов. Наталья Пушкина — «чистейшей прелести чистейший образец!» — короче и сильнее не скажешь.
О Раисе Горбачевой: «По мнению тех иностранцев, которые встречались с ней, Раиса в жизни гораздо привлекательнее, чем на фотографиях. У нее мягкая улыбка и почти фарфоровый цвет лица... Ее привлекательность, образованность, умение со вкусом одеваться привлекли к ней немало поклонников: среди них был молодой серьезный парень из провинции — Михаил Горбачев...».
Врожденное, подсознательное желание нравиться, ощущение собственной красоты у жены Пушкина сыграли роковую роль в его жизни. На свою беду два реалиста повстречали источник неуправляемой воли («Я живу как хочу!») и большого специалиста в любви — Дантеса (Обезьяна).
Из записки личного секретаря Бенкендорфа П. И. Миллера: «Он [Дантес] нахально волочился за всеми, но преимущественно стал ухаживать за женой Пушкина. Она виновата была тем, что обращалась слишком робко и деликатно в этим наглецом! Ей нужно было действовать смелее и всего менее с ним церемониться; он принял робость с ее стороны за одобрение, а потому позволял себе с нею все более и более».
Из письма А. С. Хомякова Н. М. Языкову: «Пушкина убила непростительная ветреность его жены (кажется, только ветреность) и гадость общества петербургского. Сам Пушкин не оказал ни твердости в характере (но этого и ожидать от него нельзя), (что вполне соответствует теории структурного гороскопа.— Авт.), ни тонкости, свойственной его чудному уму». Равный брак. Но к равенству супругов должно быть готово и общество. А вот от Пушкина общество требовало твердых мер.
Как важно оставаться всегда самим собой и знать специфику именно своего брака! Вероятно, в равном браке реалистов меркантильный принцип «ты — мне, я — тебе» действует с наибольшей силой, уравнивая супругов во всем.
Союз Бальзака с графиней Гвидобони-Висконти. «Она обнарул<ивает смелость, прямодушие, свободу, которыми обладает только женщина, не подчиняющаяся ни общественным предрассудкам, ни окостенелым обычаям и порядкам. Она свободно и открыто живет так, как ей повелевает чувство. Она оплачивает его долги, устраивает его поездку в Италию с другой женщиной. Эта поездка не будет ему стоить ни гроша». Можно ли назвать такую жизнь семейной? А почему бы и нет? Салонный блеск, меркантильность реалистов в этом браке — всего лишь проявление реалистического типа мышления с его стремлением к покою, с его источником красоты.
Именно покой завешал своей жене Пушкин, умирая после роковой дуэли. Последние слова Пушкина жене: «Отправляйся в деревню. Носи по мне траур два или три года. Постарайся, чтобы забыли про тебя. Потом выходи опять замуж, но не за пустозвона...». Наталья Николаевна свято выполнила этот наказ. «Вдова Пушкина... уехала с четырьмя детьми и сестрой Александрой в имение матери... Она прожила там безвыездно два года, вернулась затем в Петербург и в 1844 году вышла замуж за командира конногвардейского полка П. П. Ланского».
Если бы Пушкин не ощущал свое равенство с Натали, вряд ли он дал бы ей такой наказ. Только реалист может понять реалиста, как логик — логика и т. п. Литератор Сергей Белов пишет: «Наталья Николаевна и Анна Григорьевна были настолько органической частью всей жизни Пушкина и Достоевского, что не возникало необходимости в их литературном воплощении. Для такого воплощения нужна дистанция, а здесь ее не существовало — была лишь полная слитность во всем... Пушкин и Достоевский страстно любили своих жен, беспредельно верили им и завещали эту любовь и эту веру потомкам».
КЛАССИЧЕСКИЙ ПРИМЕР.
Николай Петрович Шереметев (Коза) (1751 — 1809) — владелец Останкино, богатейший вельможа XVIII — XIX вв.
Прасковья Ивановна Жемчугова (настоящая фамилия Ковалева) (Крыса) (1768 — 1803) русская актриса, певица, до 1798 года крепостная Н. П. Шереметева.
Сложно представить еще более глубокую пропасть, чем та, что существовала между двумя этими людьми: мужчина — на самом верху социальной лестницы, женщина — в самом низу. «Этапы Парашиной жизни очень точно отражались в ее фамилиях. Менялись обстоятельства — менялась фамилия. Горбунова — отродье горбуна, не то фамилия, не то кличка, которой звали односельчане. Ковалева, Кузнецова, то есть дочь коваля, кузнеца,— под этим именем она провела годы отрочества в графском доме. Третья — Жемчугова — артистический псевдоним. И последняя — графская Шереметева, известнейшая фамилия в России».
Об этом браке сложены легенды, об их первой встрече — романсы.По «романсовой» версии граф встретил Парашу, когда возвращался с охоты, влюбился с первого взгляда и взял в дом. Есть и другая, несколько прозаическая, но больше похожая на действительность.
«Ребенком 7 или 8 лет Парашу взяли в дом Шереметева, где она попала под попечение родственницы Шереметева —- Долгорукой, занимавшейся с девочками, определенными к театру. Здесь Парашу обучали манерам, дикции, пению, музыке, иностранным языкам. Среди ее учителей были и такие блестящие русские актрисы XVIII века, как Е. С. Сандунова, М. С. Синявская. В 1779 году одиннадцатилетняя актриса уже исполняет небольшую роль в комической опере Трети * Испытания дружбы", а в следующем году — главную роль в комической опере Саккини "Колония, или Новое селение". С этого времени П. И. Ковалева — ведущая актриса шереметьевского театра».
Между вельможей и актрисой была социальная пропасть, но не было особого различия в воспитании и образовании. Граф был образованнейшим человеком своего времени, прекрасным музыкантом, театралом. Слишком много их объединяло, а это очень важно для успешного развития равного союза. Из-за этого единения, взаимопонимания в творчестве роман графа и его крепостной актрисы развивался не по привычной схеме. По классической схеме крепостник должен был скоро оставить надоевшую наложницу и искать новых развлечений. Но творческий союз двух талантливых людей превратил Парашу в единственную женщину для избалованного аристократа.
С обывательской точки зрения, что еще нужно было Прасковье Ивановне — обласкана славой, любима хозяином? Они вместе уже не один год. Но качнулись весы равного брака и... Параша убегает из графского дворца, просит хозяина отпустить ее, чтобы уехать навсегда. Для творческого единения стало непереносимо социальное неравенство. Граф умоляет вернуться и в 1798 году дает вольную своей любимой актрисе. На несколько лет положение стабилизируется, они опять едины и равны. Параша — свободный человек, как и граф.
Проходит еще несколько лет. Теперь граф уже не в состоянии переносить разницу в их положении. В 1801 году граф Николай Петрович тайно венчается с Прасковьей Жемчуговой. Чтобы сохранить свою любовь и творческий союз, граф Шереметев поднял крепостную актрису на ту же ступень социальной лестницы, где находился сам. После заключения брака «сила ее влияния на графа безмерна: он больше, чем когда-либо, занимается хозяйством и театром, живет в гармонии с собой и с миром».
Молодожены после свадьбы переезжают в Москву. Началась работа по организации нового театра, идут репетиции новых пьес. Творческо-деловой союз действует в полную силу. Через два года, в 1803, появляется на свет сын Дмитрий, но Прасковья Ивановна не выдерживает родов и через три месяца умирает. Перед смертью она завещает мужу найти спокойствие в другом браке. Точно так же, как и А. С. Пушкин. И это становится понятным, если мы вспомним, что вечный покой — идеал реалистического типа мышления. Шереметев женился на подруге Параши, исполнив завещание жены. «Но опустился, одряхлел, как-то потерялся и не зажился на этом свете». Может быть,он все шесть лет до кончины ждал, когда сможет соединиться со своей любовью на небесах?
Брак 91. Он — Кот, она — Крыса
Открытый брак. Если есть охота приглашать гостей или самим ходить в гости, то ради Бога. Покрасоваться перед другими не помешает ни жене, ни мужу. Только соблюдайте в этом равенство и поменьше ревности. Равенство равенством, но есть и различия. Мужу, вероятно, захочется помечтать, поваляться на диване. Жене, напротив, захочется веселья, авантюр. Надо об этом помнить и соблюдать меру. Берегите нервы.Ну а спокойствие в этот союз принесет только материальное благополучие.
Брак 92. Он — Кот, она — Обезьяна
Достаточно экзотический брак. Равенство имеет место, также присутствует и сильная романтическая струя. Муж благоговеет перед эстетством жены, она любит его за широту натуры. Главное — соблюсти меру между пребыванием вдвоем и выходом в свет. Покрасоваться любят оба супруга. Жена должна смириться с хозяйственной пассивностью мужа, может быть, со временем она найдет в ней и привлекательные черты.Мужу все-таки стоит попытаться преодолеть себя и помогать жене во всем.
Брак 93. Он — Кот, она — Дракон
Векторный брак, где достаточно спокойные люди переживают шекспировские страсти. Муж загипнотизирован яркой, эффектной женой. Обоюдная мечтательность еще больше сближает супругов. Забыв про отдых, муж работает для удовлетворения стремлений жены к материальному благополучию. Забыв про свой открытый нрав, он живет своей избранницей. Добровольная изоляция и бурная деятельность — вот это и губительно для мужа. Стабилизирующим фактором может стать спокойствие и уют в доме.
Брак 94. Он — Кабан, она — Крыса
Интересный брак. Хорошо знать, что с виду общительный муж на самом деле — «вещь в себе», и внешние контакты для него не слишком важны. Кабан — «парусник», диапазон его жизненных устремлений широк. В этом плане у жены большое поле деятельности. Она может что-то перетянуть и на себя. Запомните, что в выяснении отношений вам лучше не идти до победного конца. Грубость не укрепит интеллектуальный контакт, а нервы вы попортите.Жене повезло, ведь муж очень неприхотлив и она может не тратить силы на борьбу с бытом.
Брак 95. Он — Кабан, она — Обезьяна
Закрытый брак. Супруги — очень самоуглубленные люди. Если это качество направлено на корректное выяснение отношений, то все в порядке. Но станет плохо, если приоритет собственной личности победит над семейными ценностями. Супруги сходны в том, что очень любят разнообразие в жизни. Веселитесь вместе, получайте удовольствие, пуская пыль в глаза другим. Муж очень неприхотлив, и с ним жена отдохнет от бытовых хлопот. Не превращайтесь в фею домашнего очага, супруг вряд ли по достоинству оценит ваш подвиг.
Брак 96. Он — Кабан, она — Дракон
Векторный брак, где эффектная жена очарована солидностью, изощренностью, интеллектом мужа. Забыв себя, она направляет свою энергию на создание комфортной обстановки для отдыха мужа. Она уже не мечтает, а твердо следует за конкретными желаниями мужа. Безответственность мужа приобретает гигантские размеры. Его эзотеризм, который так покорил жену, приводит семью к замыканию, что является дополнительным фактором напряженности.
Брак 97. Он — Коза, она — Крыса
Достаточно неустойчивый брак. Спокойствие, столь необходимое обоим, не могут дать ни сверхвозбудимость мужа, ни метания жены. Спасением будет активная деятельность. Оба обладают и энергией и целеустремленностью. Пусть жена будет безжалостна только к себе, а мужу даст сочувствие и внимание. Твердость жены будет для него поводом дополнительного восхищения ею. Козы-мужчины — одни из самых удачливых коммерсантов. Пусть он зарабатывает деньги, дома отдыхает, но не забывает во всем советоваться с женой.
Брак 98. Он — Коза, она — Обезьяна
Несмотря на эмоциональность, жена благотворно влияет на нервный импульсивный характер мужа. От нее веет спокойствием и благожелательностью. Муж, находясь в спокойной обстановке, рядом с понимающим его человеком, направит энергию и настойчивость на достижение материального успеха. Будьте уверены, он добьется своего. Поведение жены, ее привязанности всегда будут окутаны тайной романтики для мужа. А жена в этом браке получит необходимое ей восхищение.
Брак 99. Он — Коза, она — Дракон
Кроме идеологического единства здесь происходит слияние в ортодоксальной (семейной) плоскости. Если задача поставлена — ее надо выполнить. Взаимопонимание достигается гораздо быстрее, чем в других браках. Финансовые успехи мужа только усилят желание жены создать семейный очаг. Ее спокойствие благотворно подействует и на мужа, а мечтательность поможет не обращать внимание на его занудливость и капризность.