Примеры:
Р. Л. Стивенсон — Ф. Осборн (Собака — Крыса),
А. С. Грибоедов — Н. Л. Чавчавадзе (Собака — Обезьяна),
декабристы: В. П. Ивашев — К. Ле-Дантю (Тигр — Дракон),
С. П. Трубецкой — Е. И. Трубецкая (Собака — Обезьяна),
И. Л. Анненков — П. Гебль (Собака — Крыса).
В этом браке реализуются поиски любви и женской красоты волевым, но романтичным мужчиной. Для жены явью становятся ее мечты о настоящем мужчине — последовательном, твердом, на которого можно опереться." Много в этом браке зависит от того, насколько сильно удалось пленить красотой любвеобильного мужа. Чего-чего, а красоты женщинам этой тройки не занимать. М. Н. Волконская говорила о Камилле Ле-Дантю: «Это было прелестное создание во всех отношениях». А. Розен написал о Екатерине Трубецкой: «Екатерина Ивановна Трубецкая... когда заговорит — просто обворожит спокойным, приятным голосом и плавною, умною и доброю речью». И обычно в таких парах возникает любовь с первого взгляда.
«...Увидев впервые через окно миссис Осборн, Луис воскликнул: "Вот женщина, на которой я женюсь!"» —так описывали очевидцы первую встречу Стивенсона с женой.
Из письма А. С. Грибоедова Нине Чавчавадзе: «Бесценный друг мой... грустно без тебя как нельзя больше. Теперь я истинно чувствую, что значит любить. Прежде расставался со многими, к которым тоже крепко был привязан, но день, два, неделя — и тоска исчезала, теперь чем далее от тебя, тем хуже... Помнишь, как я тебя в первый раз поцеловал, скоро и искренно мы с тобой сошлись, и навеки... Целую тебя в губки, в грудку, ручки, ножки и всю тебя с головы до ног. Грустно». Такой брак и обычную жизнь освещает неземным светом, а если на долю обоих выпадают чрезвычайные обстоятельства, то нет той жертвы, на которую не пошли бы супруги ради друг друга.
Весьма скоропалительный и вполне тривиальный роман блестящего кавалергарда Ивана Анненкова и очаровательной француженки-модистки Полины Гебль в необычных условиях перерос в любовь, ставшуюне только темой разговоров в великосветских салонах того времени, но и сюжетом для романа (А. Дюма «Учитель фехтования») и оперы (Ю. А. Шапорин «Декабристы»). «Разгром восстания, арест произвели на Анненкова гнетущее впечатление и даже поставили на грань самоубийства. Полина Гебль... действовала настойчиво и решительно... она "припадает к стопам монарха", испрашивая "как милости разрешения разделить ссылку ее гражданского супруга": "Я всецело жертвую собой человеку, без которого я не могу долее жить. Это самое пламенное мое желание"».
Самоотречение Камиллы Ле-Дантю ради любимого, которого она видела несколько раз, когда он приезжал к своей матери, не может не вызывать восхищения. «Отчаяние довело декабриста до крайности — до безнадежной мысли о побеге. И тут В. А. Ивашев узнает не только о любви к нему молодой и прелестной девушки, когда-то жившей в доме его родителей вместе с матерью-гувернанткой, но и о готовности ее приехать к нему в Сибирь». «Брак Ивашевых, при всей его случайности, оказался очень удачным. В годовщину свадьбы, 1 сентября 1832 года, Камилла сообщает матери: "Год нашего союза, матушка, прошел, как один счастливый день"». Но Камилла не выдержала тяжести существования в ссылке.
«Овдовевший Ивашев в отчаянии: "Нет у меня больше моей подруги, бывшей утешением моих родителей в самые тяжелые времена, давшей мне восемь лет счастия, преданности, любви, и какой любви..."» (Э. А. Павлюченко). Смерть жены не только лишила Ивашева душевного покоя, но и убила физически: он скончался скоропостижно через год, в день ее смерти. Добавим, что первой приехала в Сибирь, к опальному мужу, Екатерина Трубецкая.
Исключительные условия лишь показывают, на что способны люди, окрыленные романтической страстью, именно она позволяет им многое прощать друг другу при совместной жизни, поскольку супруги — очень разные люди. Кроме того, они не могут влиять друг на друга: изменить поступки, восприятие мира, решения. Ведь самоотречение жен декабристов показывает не только их преданность, но и то, что они принимали эти решения как вполне самостоятельные, не подверженные чужому влиянию личности.
В повседневной жизни сложности между волевым мужем и женой-реалистом неизбежны. Ведь муж постоянно устремлен вперед, к новому, а реалистический тип* мышления, наоборот, стремится к достижению «вечного покои». Муж, часто не замечая этого, требует от жены постоянной активности, а для нее это неприемлемо. С другой стороны, мужу очень хочется, чтобы его спутница полностью его понимала, жила его интересами, а ее интересует только материальный результат его деятельности.
Ее меркантилизм тоже имеет вполне идеологическую базу: деньги, материальное благополучие обеспечивают спокойствие. Спокойствие же — это ее способ существования, она физически не выдерживает длительное душевное напряжение, нервозное состояние. В спокойной обстановке она будет прекрасной матерью, образцовой хозяйкой, только тогда проявятся ее идеальный вкус, понимание людей, критический взгляд на все. Из воспоминаний очевидцев: «Камилла действительно оказалась обаятельной, скромной и благородной женщиной, прекрасной женой и матерью». «Полина Егоровна, живая-, подвижная, привычная к труду, хлопотала по хозяйству с утра до вечера, собственноручно готовила... завела огород, что значительно улучшило питание заключенных» (Э. А. Павлюченко).
Р. Олдингтон в биографии Стивенсона пишет: «К счастью для обоих, Фенни была не только умной.., но и "практичной" женщиной и понимала, что их совместный романтический "побег" начисто погубит литературную карьеру Луиса... Но для такой женщины... любить — значило владеть... она вопреки логике ревновала мужа к старым друзьям. Она хотела распоряжаться им единовластно. Конечно, чтобы спасти ему жизнь, но только на свой лад... Фенни ввела правило не впускать в дом простуженных людей, эта профилактическая мера вызывала всеобщий ропот и -была сочтена примером глупой женской тирании».
Напомним, что для реалиста кроме денег есть еще две важные вещи в жизни — питание и здоровье. В заботе об этом они могут стать тиранами. Часто мужчины тройки Лошадь, Тигр, Собака занимаются такими делами, которые не могут дать быстрой материальной отдачи. Это одна из причин конфликтов и распада таких семей. Р. Олдингтон продолжает свое описание семьи Стивенсона: Фенни «сознательно употребляла свою власть над Луисом, побуждая его писать произведения, которые могли принести широкий успех и денег вместо "бескорыстных" книг, пусть и обладающих высокими художественными достоинствами».
Еще раз повторим, что крепость семьи такого типа во многом зависит от материального благополучия и комфортной душевной обстановки для жены. С другой стороны, эти женщины превращаются в неукротимых бойцов, когда их пытаются лишить спокойствия или при любой попытке диктата. Свободолюбие — составная часть их натуры.
Один примечательный эпизод из истории декабризма: «Солдаты грубо прогоняют их (жен декабристов.— Авт.), а однажды ударяют Трубецкую... Трубецкая с тех пор демонстративно устраивает перед тюрьмой настоящие приемы: усаживается на стул и поочередно беседует с арестантами... Беседа имеет одно неудобство: приходится довольно громко кричать, чтобы услышать друг друга» (Э. А. Павлюченко). Не стоит дразнить дикого зверя. Мужу всегда надо помнить о подобных талантах своей супруги, тем более что он как волевик склонен к диктату.
При любых сложностях такую семью спасет только романтизм. Роберт Стивенсон сказал о браке, что это «единственная авантюра, в которую мы пускаемся без расчета, единственное явление, которое мы склонны полагать сверхъестественным». Это определение подтверждается описанием семьи Аннекова. «Дети.., муж с характером болезненно нерешительным и деспотическим требовали внимания, сил и времени... С годами характер Ивана Александровича портился все больше, он становился безмерно раздражительным, нетерпеливым, психически неуравновешенным, а Полина Егоровна, постаревшая, располневшая, все так же снисходительна к недостаткам мужа, веселостью и мягкостью смиряя его нрав» (Э. А. Павлюченко).
КЛАССИЧЕСКИЙ ПРИМЕР.
Людовик XIV (Тигр) (1638 — 1715) — французский король с 1643 года из династии Бурбонов. Его правление — апогей французского абсолютизма (легенда приписывает Людовику XIV изречение: «Государство — это я»). Луиза де Лавальср, впоследствии герцогиня Вожур (Обезьяна) (1644 — 1719) — фаворитка Людовика XIV с 1664 по 1674 год. Любовь короля — закон для подданных, но двор Людовика XIV долго не мог понять, что нашел король в «хромоножке из Тура». Лишний раз это убеждает нас, что романтические чувства, которые двое питают друг к другу, редко бывают понятны окружающим. Как всегда любовь, страсть видна, а причины этих чувств скрыты от посторонних. Окружение короля смогло выразить недоумение словами «опоила», «околдовала» и т. д. и т. п.
Еще большее недоумение двора вызывала та таинственность, которой король окружил фаворитку. Только в 1664 году началось ее официальное фаворитство, до этого влюбленные скрывали свои чувства. Как всегда романтика невозможна без тайн. «Маркиза де Севенье замечала: "Эта маленькая фиалка, прятавшаяся под травой, стыдилась быть любовницей, быть матерью, быть герцогиней"».
Луиза де Лавальер оказалась нетипичной фавориткой. Она просто «любила Людовика искренне, не преследуя далеко идущих эгоистических целей». Герцогиня не требовала от царственного влюбленного ни денег, ни титулов, она не пыталась влиять на политику, руководить. Эта бескорыстная любовь дала ей силы вначале примириться с охлаждением короля, потом пожертвовать своим самолюбием, когда его величество поселил рядом новую фаворитку.
Исчезновение любви в романтических браках — очень щепетильный вопрос. Ведь теория утверждает, что факел любви в этих парах горит вечно. Людовик XIV охладел к Лавальер, как только перешел в возраст Собаки, возраст деятеля. Вместо наивных романтических отношений ему стали ближе отношения равных, отношения партнерства. Счастливой соперницей Луизы стала Франсуаза де Монтеспан (Змея). С этой женщиной Людовик XIV пережил все трудности равного союза.
Но романтическая любовь действительно не умирает. Она может жить в одном сердце, если покинула другое. Как только Луиза окончательно поняла, что былую любовь короля уже не воскресить, она решила покинуть двор. Ее уход был взрывом, всплеском, как и полагается быть любому проявлению романтических чувств. Такие возвышенные чувства удивили циничный двор Людовика XIV, растрогали короля.
«Из жизни мирской 30-летняя женщина ушла в мир религии. В апреле 1674 года она бросилась на колени перед Марией-Терезией (официальная жена Людовика XIV.— Авт.), просила и получила у нее прощение... Последнее посещение мессы. Сентиментальный монарх ударился в слезы. Но не удержал бывшую любовницу. Выйдя из часовни* она села в карету вместе с двумя детьми (отец — Людовик XIV.— Авт.). Родители и друзья разместились в другом экипаже. Собрались придворные. Луиза в парадном платье была изящной и привлекательной. Одни присутствующие плакали, другие — вслух восхищались молодой женщиной. Одни говорили — это похороны, другие — триумф... За ней навсегда закрылись двери монастыря... Герцогиня Во-жур получила новое имя: сестра Луиза — Милосердие. В монашеской келье она провела 36 лет, больше половины жизни». Уход Луизы в монастырь стал ее последней жертвой на алтарь романтической любви. Она пожертвовала собой ради счастья короля.
Брак 37. Он — Лошадь, она — Крыса
Взаимный романтизм, векторное кольцо, любовь мужа к своей богине — все это, сливаясь вместе, заставляет семью кружиться в вихре страстей. Гармония В сексуальной сфере может привести к плачевным результатам в реальной жизни. Брак носит открытый характер, что играет положительную роль. Многочисленные гости не позволяют супругам долго находиться вместе. Чувствительный муж очень болезненно реагирует на растущую холодность жены, однако долго ей все прощает, мирится с желанием жены вести светский образ жизни. Такой брак не распадается, если деньги мужа обеспечат жене блестящее положение в обществе.
Брак 38. Он — Лошадь, она — Обезьяна
Это союз мягких, отзывчивых людей. Муж должен ценить в жене глубокую, утонченную натуру, особенно если она сохранит очарование любви. Не переусердствуйте с контактами. Возможен ли романтизм при ведении хозяйства? Наверное, но это обойдется недешево. От мужа совместная жизнь потребует много денег. Его успешная карьера — залог счастья такой семьи. Пусть жена за бытовыми хлопотами не забудет, что ее муж — очень чуткий и ранимый человек, не забудет о сострадании.
Брак 39. Он — Лошадь, она — Дракон
Мужу необходимо смирить свой крутой, домостроевский нрав. Хозяйство лучше отдать жене. Она прекрасно справится с домом и детьми. Дарите вашей супруге побольше комплиментов и восхищения, тогда вы счастливо избежите ее капризов и ненужного упрямства. Мужчина-Лошадь нуждается в постоянном внимании. У него чуткая душа и он обидчив, как ребенок. Жене надо помнить об этом. Не пытайтесь сделать из мужа домоседа. Лучше следуйте всегда за ним или зовите гостей в дом.
Брак 40. Он — Тигр, она — Крыса
В этом браке супругам необходимо прийти к компромиссу в отношениях с внешним миром. Жене лучше забыть о существовании посторонних мужчин. Ревность Тигра не знает пределов. Открытость женщины-Крысы восхищает такого мужа только дома. Будем надеяться, что взаимная любовь и восхищение помогут преодолеть сложности в сексуальной жизни. В хозяйственном плане брак прекрасен. Дом — полная чаша, идеал для двоих.
Брак 41. Он — Тигр, она — Обезьяна
Обоюдный эзотеризм супругов позволяет считать этот брак одним из наиболее удачных романтических браков. Врожденный аристократизм и интеллигентность супругов позволяют долго сохранять им в неприкосновенности свои чувства, не уступать быту. Любовь подтолкнет мужа к карьере. Его мечты откроют для жены ранее неведомый мир. Понимание почти во всех областях. Даже бытовая пассивность мужа не должна служить причиной ссор.
Брак 42. Он — Тигр, она — Дракон
Брак буквально пропитан романтизмом и мечтами. Жена сочетает это с настойчивостью и целеустремленностью. Ее хозяйственная энергия заставляет и мужа заниматься воплощением в жизнь своих планов. Главное — обоим не стать жертвами накопительства. Муж должен забыть о% домострое и забрасывать жену подарками и комплиментами. Без этого он обречен выслушивать постоянные жалобы на жизнь. Ревновать жену тоже не стоит, постоянство — черта ее характера. Она любит пустить пыль в глаза, но семью не променяет ни на что.
Брак 43. Он — Собака, она — Крыса
При благоприятном стечении обстоятельств легкость и веселость жены смягчает суровый характер мужа. С другой стороны, волевой супруг даст жене уверенность в жизни, уймет ее желание постоянного разнообразия. Любовь добавит мужу уверенности в своих силах. Это залог его удачной карьеры и хорошего материального положения семьи. Домовитость мужа встретит понимание со стороны Жбны. Она прекрасная хозяйка и любительница делать запасы.
Брак 44. Он — Собака, она — Обезьяна
Оба отзывчивые и мягкие люди. Жена своим тактом уменьшит прямолинейность и упрямство в характере мужа. Полное взаимопонимание супруги найдут в желании трудиться на благо семьи. Главное здесь — не погрязнуть в быту, не принизить высокий уровень романтической любви. Этот брак стремится к замыканию, но не стоит отгораживаться от окружающего мира. Даже романтическая любовь не выдержит взаимного пессимизма супругов, когда они запрут себя в четырех стенах.
Брак 45. Он — Собака, она — Дракон
Ортодоксальный брак, а стало быть, нацеленный на сохранение семьи как основной ценности в жизни. Главное — за бытовыми хлопотами и строительством прочной материальной базы не забыть про романтическую любовь. Капризы жены и упрямство мужа также принизят чувства супругов, разрушат иллюзии. Брак обычно стремится к замыканию, супруги рады стать домоседами. Совет один: сохраните какие-нибудь связи. Лучший вариант — дружба семьями.