Муж: Петух, Змея, Бык; жена: Крыса, Обезьяна, Дракон).

Примеры:

С. Я. Эфрон — М. И. Цветаева (Змея — Дракон),

Л. Арагон—Э. Триоле (Петух — Обезьяна),

М. В. Войнич — Э. Л. Войнич (Бык —Крыса),

A. В. Сухово-Кобылин — Н. И. Нарышкина (Бык — Крыса),

Я. М. Свердлов — К. Т. Новгородцева-Свердлова (Петух — Крыса),

B. Я. Брюсов — Н. И. Петровская (Петух — Обезьяна).

Страстный брак — такое определение очень трудно соединить с главной задачей этого типа брака: с поисками духовного единства. Да, именно в этом союзе супруги идут самым трудным и сложным путем к вершинам духовного единения. Ведь здесь встречаются (вспомним брачные характеристики знаков) Рыцарь и Красавица. Страсть не только сопутствует этим союзам, но является неотъемлемой частью отношений. До выяснений ли тут смысла, поиска разумных компромиссов, вообще до разума ли здесь, когда в буквальном смысле горит пожар в крови. Но энергетикой любви и воли не обладает ни один из супругов, в конце концов страсть проходит. Вот тут, казалось бы, и заняться духовным взаимопроникновением, но как же быть с взаимным разочарованием, обидами? Тем более что духовные искания, точно так же, как и в браке, который описан в главе 14, идут в боевой области.

Да, духовность этого союза тоже рождается в постоянной борьбе. Вид борьбы неважен. Она может быть революционной, как в семье Свердловых, или любой другой — главное, чтобы она была совместной.

Я. Свердлов пишет Клавдии Новгородцевой: «...наш общий рост за время и под влиянием совместной жизни несомненен... Ты сумела возбудить во мне целую гамму новых, порою сложных переживаний. Ты во многом способствовала моему "довоспитанию", если так можно выразиться... Я научился интересоваться всеми проявлениями жизни, научился любить изящное, красивое...». Он продолжает: «Наши взаимоотношения дают мне в большой степени тот колорит бодрости, неизменной жизнерадостности, без которой меня и представить трудно...».

«Пишу просто потому, что хочется хоть пару слов черкнуть родной, близкой... Тысячи верст, а порой и нет расстояния... Мучительно, тоскливо, далеко-далеко нахлынет тепло, согреет, повеет лаской, вижу глубокий, милый взгляд родных глаз, сожмется сердце, смешается тоска и боль с захватывающей дух радостью — и есть расстояние и нет его...» Да, супруги испытывают глубокое, романтическое, светлое чувство, которое поднимает их над собой, изменяет, «доделывает». Поэтому горе от потери не просто любимого человека, а части своей личности не только глубоко, но и беспредельно.

«Горе каждый переживает по-своему,— писала Клавдия Тимофеевна Новгородцева,— я не могла плакать, но я с трудом сдерживала себя, чтобы не кричать нечеловеческим голосом...» Поговорим еще немного о «свойствах страсти». Ведь именно она делает таким непростым этот союз. Как никакой другой он полон ошибок и иллюзий. О страстном романе Сухово-Кобылина и Надежды Нарышкиной судачила Москва 40-х годов XIX века. А семью они не создали, хотя и были свободны. Их ребенок воспитывался, как сирота.

Михаил Войнич увидел свою будущую жену, автора «Овода» из тюремного окошка Варшавского централа. Любовь с первого взгляда, потом супружеское счастье, вроде бы совместная революционная борьба... и отход Михаила от революционных идей, его занятия коммерцией, стремление Этель превратиться из литератора в композитора. Да, этот союз требует глубочайшего уровня взаимопроникновения.

Эльза Триоле писала о своем знакомстве с Луи Арагоном: «Это было б ноября 1928 года, и свое летоисчисление я веду с этой даты. Познакомил нас, по моей просьбе, Ролан Тюраль, после того, как я прочла в журнале очерк Арагона... Очерк меня поразил поэзией изумительной прозы, и в цервый раз в жизни мне захотелось посмотреть на автора замечательного произведения, а не только читать его». Заочная любовь и интерес к произведениям друг друга — отличительная черта духовного союза.

Но далее когда страсть и духовные поиски шли рука об руку, как в случае Арагона и Триоле, это не помогло им избежать разочарований. Признание Луи Арагона: «Моя жизнь подобна страшной игре, которую я полностью проиграл. Мою собственную жизнь я искалечил, исковеркал безвозвратно...». И признание Эльзы Триоле: «У меня муж — коммунист. Коммунист по моей вине. Я — орудие советских властей. Я люблю носить драгоценности, я светская дама и я грязнуха».

Возможно, апофеозом страсти был семилетний роман Брюсова и Нины Петровской. Она была не просто музой поэта, но стала прототипом его Ренаты из «Огненного ангела». Ей он посвятил следующие строки:

Ты — слаще смерти, ты желанней яда, Околдовала мой свободный дух!

Ей же он писал в письме: «То была вершина моей жизни, ее высший пик. Ты вознесла меня к зениту моего неба. И ты дала мне увидеть последние глубины, последние тайны моей души. И все, что было в горниле моей души буйством, безумием, отчаянием, страстью, перегорело и, словно золотой слиток, вылилось в любовь, единую, беспредельную, навсегда».

Однако не всякий готов пожертвовать своей свободой, своей личностью, не смог пойти до конца и Брюсов. Творческая свобода оказалась для него важнее духовных изменений личности. Нина Петровская, «по натуре противоречивая, чувствительная, склонная к экзальтации и мистике», не сумела освободиться от связывающих ее с Брюсовым уз. Она пыталась их обрубить покушением на Брюсова, но в конце концов свела счеты с собственной жизнью. Да, такая связь требует человека без остатка.

Марина Цветаева и Сергей Эфрон. Классическое, как мы уже убедились, романтическое начало. А. Эфрон о первой встрече родителей: «Они:., встретились на пустынном коктебельском берегу... Марина загадала: если он найдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж! Конечно, сердолик этот он нашел...». Они оказались достойны своих чувств, и работа духа не затруднила их, наоборот, все трудности только укрепляли семью. Их дочь продолжает воспоминания: «...мужественная бедность Марины и Сережи, достоинство, выдержка и зачастую юмор, с которыми они боролись со всеми повседневными тяготами, поддерживая и ободряя друг друга, вызывали у меня такое чувство любви к ним.., что уже это само по себе было счастьем».

Отметим еще одну особенность духовного союза — отношение к детям. Так как родители постоянно заняты духовной работой (в удачных браках), то и воспитание они в первую очередь обращают к разуму ребенка, к. его личности. Из воспоминаний Ариадны Эфрон: «В ребенке, которым я была, Марина стремилась развивать с колыбели... самостоятельность мыслей и действий... Смело мыкинув из педагогической цепи промежуточные зве-III.и, Марина выучила меня читать — бегло и достаточно осмысленно — к четырем годам, писать — к пяти, а вести дневниковые записи — более или менее связно и вполне... грамотно — к шести-семи годам». Главное пожелание в таком союзе — надо быть спокойнее, все чувства проверять холодным разумом.

КЛАССИЧЕСКИЙ ПРИМЕР.

Гай Юлий Цезарь (Змея) (100 — 44 гг. до н. э.) — полководец, римский диктатор в 49, 48 — 46, 45, с 44 — пожизненно. Автор «Записок о галльской войне», «Записок о гражданских войнах».

Клеопатра VII Филопатр (Крыса) (69 г. до н. э.— 30 г. до н. э.) — последняя царица Египта из династии Птоломеев. Любовница Юлия Цезаря. После поражения в войне с Римом и вступления в Египет армии под командованием Октавиана покончила жизнь самоубийством.

Любовь Цезаря и Клеопатры давно стала легендой. Мы только отметим, что ни древняя эпоха, ни законы античного мира, ничто не изменило характер отношений, который определяется годами рождения, между мужчиной-логиком и женщиной-реалистом. В этих отношениях господствуют страсти, эмоции, что мешает многим выйти на полноценное духовное общение. Отношения Цезаря и Клеопатры были именно такими. В большей степени они походили на историю любви и страсти, чем на историю духа.

При первой встрече им помогла обстановка: оба государственных деятеля боролись за упрочение своего положения — Цезарь в Риме, Клеопатра в Египте. Цезарь явился в Египет с войсками, чтобы подчинить страну и положить конец конфронтации Клеопатры, с одной стороны, и ее мужа и одновременно брата Птоломея XIII с евнухом Потином — с другой. Первая встреча легендарных любовников была таинственной и романтической. Клеопатру доставили к полководцу в мешке.

«Цезаря сразу подкупило и столь оригинальное появление, и красота Клеопатры, и ее ум... Цезарь не устоял перед зовом прекрасной царицы и отдался ее воле... Свидание затянулось до рассвета. Наутро же утомленный бессонной ночью Цезарь заявил пришедшему к нему Птоломею, что он должен помириться с сестрой и разделить с нею власть... Цезарь провозгласил Птоломея XIII и Клеопатру правителями Египта...» А дальше начались события, которые стали прекрасной основой для слияния реалистического ума женщины и логического мужчины.

Клеопатра помогала Цезарю разобраться в хитросплетениях дворцовых интриг, предотвращала заговоры и тайные убийства, он же отвоевывал ей государство на поле боя, громя армии конкурентов на престол. Это взаимодействие, столь благотворное для обоих, делало Цезаря и Клеопатру неразделимой парой. Клеопатра становилась роковой женщиной Цезаря. Он бросил к ее ногам завоеванный Египет, хотя мог сделать страну римской провинцией. Он оставлял Клеопатру только на время военных сражений. Даже когда дела потребовали его присутствия в Риме, он не смог расстаться с «державной красавицей». Мир переставал существовать для цезаря, когда он был рядом с Клеопатрой. Страсть едва не довела до катастрофы: только нападение боспорского царя Фарнака на римские владения вывело Цезаря из любовной летаргии. Последовало быстрое прощание.

Спустя несколько месяцев Клеопатра родила Цезарю сына, назвав его Птоломеем-Цезарионом. Во второй раз они встретились через полтора года. Успешно завершив очередной поход и направляясь в Рим праздновать триумф, Цезарь пригласил туда египетскую царицу с сыном. Два года были вместе цезарь и Клеопатра. Но на нот раз им не удалось добиться такого единения, как в Египте. Успокоение развело мужчину-логика и женщину-реалиста. Теперь их связывала только страсть. Клеопатре принадлежали ночи Цезаря, его государственная деятельность ее не интересовала. А зря. В который раз мужчина-логик, великий полководец пал жертвой политического заговора.

Все-таки Клеопатра была никчемным политиком. Да, увидав триумф Цезаря, ликующую толпу, она не сомневалась в силе и могуществе этого человека. Потому, прожив два года в Риме, не интересовалась его окружением, расстановкой сил в сенате, не ведала о росте оппозиции, направленной против ее избранника... Конечно, она чувствовала, как растет неприязнь римлян к ней, но что для нее мнение толпы?! Тем более что Цезарь приходил к ней, успокаивал, обещая все, что она требовала.

15 марта 44 года до н. э. Цезаря убили в сенате. Когда Клеопатра узнала об этом, поначалу не поверила: столь ошеломляющим было для нее это известие. Только ночью, когда никто не пришел в ее дом, а стража в страхе разбежалась, Клеопатра поняла: все ее планы, честолюбивые мечты разом рухнули. В один день она собралась и отбыла в Египет». Так закончилась история величайшей любви и бездарной политики.

Брак 136. Он — Петух, она — Крыса

В обществе, на людях формируется этот союз, для которого характерны идейная борьба и пожар страстей. Женщина-Крыса не может обойтись без поклонников, мужчина-Петух будет отвоевывать ее у всего мира. Главное — не потерять голову в этом процессе, не разойтись в житейском море. Активность мужа создаст для жены прекрасное материальное обеспечение. Она же, посвятив себя только ему, освободит его от комплексов и сомнений по любому поводу. Супруги не должны переводить свои отношения только в хозяйственное русло. Надо преодолевать врожденные наклонности и стремиться к высокому.

Брак 137. Он — Петух, она — Обезьяна

Жена отвечает за высокий уровень, отношений в браке. Но если союз двух конкретных людей выльется в чисто деловое предприятие — тоже неплохо. Мудрость и доброжелательность женщины-Обезьяны — порука тому, что этот брак не захлестнут страсти и путь духовного единения будет пройден до конца. Для столь активных людей быт не станет камнем преткновения в духовных поисках. Они его не заметят.

Брак 138. Он — Петух, она — Дракон

В этом браке помимо духовного общения очень сильна романтическая струя. Главное — обратить эти эмоции на благо духовного единения. Пусть муж полюбит мечтательность и неторопливость жены, а она — его активность. Эти качества мужа помогут преодолеть бытовые сложности. От жены требуется большая работа духа: не надо замыкаться в общепринятых стандартах, следуйте за мужем, перенимайте у него широту охвата любой проблемы.

Брак 139. Он — Змея, она — Крыса

Умудренного и холодноватого мужчину-Змею не так легко поймать на романтических чувствах, но Крыса, если захочет, может быть неотразима в своем обаянии. Он, чувствительный и сексуальный, завоюет ее, отобьет у всех поклонников. Муж будет восхищен широтой души жены, она найдет привлекательные черты в его аристократизме. Духовный уровень поддержит в этом браке муж. Главное — не опуститься с духовной ступени на бытовую. Жене не стоит забывать о чуткой душе мужа, он же должен простить ей некоторую грубоватость. Со временем он найдет в ее поведении привлекательные черты.

Брак 140. Он — Змея, она — Обезьяна

Осторожно: векторный брак, вас уже как бы нет, вы — единое существо. Способность эзотерика проникнуть в чужую душу достигает максимума. Закрытый он работает в одном направлении: забыв о своей Личности, он живет другой. Духовное общение будет на высоте, но выдержат ли супруги энергетические затраты? Как ни странно, но первым может не выдержать чувствительный муж... Он слишком добрый хозяин, но если жена все тяготы быта возьмет на себя и поддержит высокий уровень общения, то брак может тянуться довольно долго.

Брак 141. Он — Змея, она — Дракон

Жена очень привлекательная, мужчина — Змея — эстет. Ее знак семейный, а его — быстро устающий и достаточно изнеженный. Муж нуждается в домашнем тепле. Все это способствует тому, что супруги вскоре замыкаются на своем доме и друг на друге. Опасность одна — слишком углубиться в бытовую сторону жизни и забыть о поэзии, живописи, религиозных поисках. Жене надо побольше уделять внимание внутреннему миру мужа, иначе он замкнется в себе и духовного единения не получится. Муж должен оценить ненавязчивый оптимизм жены, который поможет ему справиться с депрессиями.

Брак 142. Он — Бык, она — Крыса

Борьба в этом союзе нежелательна. Супруги могут выдержать длительное противостояние, но при этом полностью ликвидировать духовное взаимопроникновение. Компромисса надо достигнуть между ортодоксальностью мужа и широтой интересов жены. Здесь гигантская база для совместной работы. Оба супруга неприхотливы, а если заняты чем-нибудь интересным, то вообще не обращают внимание на еду, сон и тому подобные мелочи.

Брак 143. Он — Бык, она — Обезьяна

Быки не относятся к знакам повышенной духовности, главное для них — действие. Пусть жена начнет перевоспитывать супруга. Это прекрасный способ проявить свои врожденные способности эзотерика. Муж должен знать, что жена не столь неприхотливый человек, как он. Ей нужен комфорт. Конкретность мышления Обезьяны прекрасно сочетается с трудолюбием Быка. А вот, мягко говоря, малая чувствительность мужа больно ранит аристократическую душу жены. Мужу для семейного счастья надо стать чуть-чуть сентиментальнее.

Брак 144. Он — Бык, она — Дракон

Тяга к семейственности и постоянству есть у обоих супругов. Главное — побыстрей пройти семейную стадию и заняться познанием души. Здесь первую скрипку будет играть жена с ее взлетностью и мечтами, муж должен придать активность этому процессу. Духовные отношения строятся на компромиссах, а взаимное упрямство двух ортодоксов может усложнить взаимопроникновение. Сложность в том, что Бык — это малочувствительный знак, а жена за своими мечтами может забыть о том, что с мужем надо постоянно советоваться. Ей надо помнить: каждый день и час она должна пробивать его броню.