Новая обрядовая форма праздников

Можно говорить о появлении к концу 1930-х гг. советской праздничной культуры в ее новой обрядовой форме. Новые советские праздники, созданные в период строительства социализма, особенно годовщина Великой Октябрьской социалистической революции, 1 Мая — День международной солидарности трудящихся, 8 Марта — Международный женский день, 23 февраля — День Советской армии и Флота, Дни Военно-морского и Воздушного флота СССР стали основой для дальнейшего развития советских праздничных традиций.

К этому же времени относится возникновение традиции проведения тематических декад национального искусства, культуры, олимпиад народного творчества и т.п. Каждое подобное мероприятие партийные и советские областные организации обязаны были провести как яркий, радостный и запоминающийся праздник. За годы первых предвоенных пятилеток выросло новое поколение, воспитанное в новом обществе и принявшее новую праздничную культуру.

Великая Отечественная война замедлила процесс развития советской праздничной культуры. В период суровых испытаний деятельность дворцов и домов народного творчества проходила под лозунгом «Всё для фронта, всё для победы!» Главные праздники — Первомай и Октябрь — отмечали, правда, не устраивая больших торжеств. Одним из новых праздничных элементов, появившихся в то время, стали торжественные салюты Весна 1945 г. породила новый праздник, который получил дальнейшее оформление в виде всенародного праздника Победы. День Победы в дальнейшем становится не только общегосударственным, но и общесемейным праздником. Ритуал празднования включал и традицию поминовения усопших.

Наиболее любимым теперь уже советским праздником для городских и сельских жителей всей страны оказался Новый год.

Можно сказать, что на него были перенесены некоторые элементы празднования Рождества и Святок: маскарадные костюмы, украшенные елки, подарки детям. Архангельске козули теперь пекли к 1 января. В сельской местности Архангельского Севера на Новый год было перенесено святочное ряжение, в котором появилось много новых персонажей: литературные и сказочные герои, например. кот в сапогах, клоун, лиса и заяц; экзотические животные (тигр, морж); остались и традиционные маски — черт, дед, медведь, козел. Изображение новых персонажей основывалось на традиционном комплексе народных средств и приемов изменения внешности, таких как костюмы, маски, специфический грим, игровое перевоплощение. «Сейчас ряженье на Новый год — маски. Если лиса, то маска, платье атласное, хвост длинный на проволоке и ходит она кругом; черт — в черных рейтузах, на голове эластичный чулок черный с дырками для глаз и рта. хвостик короткий, идешь уже потихоньку, валовито. извиваешься: зайка — в брюках и рубашке из простыни, прыгаешь, пляшешь: тигр — все полосатое было: клоун — жабо, шляпа, костюм с широкими штанами из разноцветной ткани; медведь — полушубок вывернутый да унты. Все просят: “Мишенька попляши!" Так пляшешь, что не можешь воздуха нахватать после пляски»

Празднование таких дат, как 1 Мая. 7 Ноября. 23 февраля — Дня Советской армии и Военно-морского флота. 8 Марта, не только укоренилось в общественном и семейном быту у горожан и жителей сельской местности, но и наполнилось новым содержанием, утратив свой первоначальный пропагандистский характер.

8 Марта, 23 февраля собирались, кто с кем дружит. Концерты в клубе, весело было, народу много, даже в коридоре стояли, двери открыты. Все праздники в деревне весело проходили, концерты устраивали, танцы. Обязательно вначале — торжественная часть, концерт обязательно, а потом уже танцы.