Шлезвиг-Гольштейн, Немецкая земля датского происхождения

Шлезвиг-Гольштейн, Немецкая земля датского происхождения

У этой единственной немецкой земли, имеющей выход к двум морям — Северному и Балтийскому — весьма беспокойное прошлое. Многие не отказались бы от этого лакомого кусочка полуострова Ютландии, но особенно напряженно немцы на протяжении веков выясняли отношения с датчанами, у которых имеются собственные причины считать этот регион своим. Но, разрешив наконец затянувшийся территориальный спор в 1920 г., после Второй мировой войны соседи зажили мирно. А Шлезвиг-Гольштейн заблистал на туристических картах своими жемчужинами, среди которых старинный порт Киль, охраняемый ЮНЕСКО Любек, город фризов Фленсбург и другие достопримечательности земли.

СЕВЕРНЫЙ МОСТ ЕВРОПЫ

Являясь самой северной из немецких земель, территория Шлезвиг-Гольштейна часто в своей истории занимала некое промежуточное положение: она не раз переходила из рук в руки, а ее слабозаселенные просторы использовались в качестве естественной природной границы. Попав в состав Германии, эта земля, наконец, сменила свой статус с «разъединяющего» на «объединяющий», выполняя роль моста из Скандинавии в Европу.

Побережье Германии разделено между двумя морями: Северным и Балтийским, между ними лежит полуостров Ютландия. Его южную часть занимает одна из наименее заселенных немецких земель — Шлезвиг-Гольштейн. Здесь проходит сухопутная граница между Германией и Данией, что веками делало пограничную территорию Шлезвиг-Гольштейна предметом спора между этими двумя странами, ведь практически весь полуостров долгое время принадлежал Дании.

Так уж сложилось, что обе исторические области и Шлезвиг, и Гольштейн (границы которых, как водится, не вполне совпадают с границами образовавшейся на них немецкой земли) — издавна выполняли транзитную функцию. Еще в бронзовом веке караваны племен северных ютов «протоптали» по Ютландскому полуострову, названному, кстати, в их честь, дорогу в более южные регионы.

Помимо ютов эти области населяли и другие германские племена: англы, саксы и фризы. Примерно с IV в. на их территорию начали вторгаться скандинавские и датские племена, так что в эпоху великого переселения народов (IV—VII вв.) как раз на этих землях происходило очень активное движение: потесненные северянами германские племена потянулись к берегам Британии.

К оставшимся германцам и осевшим датчанам к VII в. присоединились славяне-ободриты, и весь этот интернациональный коктейль к XII в. накрыла еще одна крупная волна миграции немцев из-за Эльбы. Славяне большей частью растворились в этих бурлящих германских потоках, а память о тех далеких событиях до сих пор отголосками слышится в местной языковой традиции: здесь используют не только немецкий язык и нижненемецкий диалект, но по старой памяти говорят на датском и даже по-фризски.

До своего объединения обе исторические области имели собственную непростую историю. Считается, что Шлезвиг был назван по своему крупнейшему городу, возникшему еще в 800 г В его англо-саксонском звучании, в свою очередь, сохранилась память о названии узкого и длинного морского залива Шлей (будущий слог «Шлез»), в вершине которого находился город. Старинное «вик» — «деревня, ферма» — превратилось в «виг». А название области Гольштейн произошло, скорее всего, от англо-саксонского «хольт», т. е. «роща, лесок», и глагола «ситтан», обозначающего «находиться, иметь местопребывание».

Так что как «местность с рощами», Хольтсати, Гольштейн упоминается с IX в. Герцогство Шлезвиг (Южная Ютландия) было «яблоком раздора», который веками не прекращался между франкскими и германскими королями с датскими правителями. Датский король Гудфред (?-810 г.) для защиты своих территорий от вторжения саксов возвел огромное земляное укрепление Даневирке, которое в 808-810 гг протянулось практически по всему полуострову, от одного морского побережья до другого.

В 1386 г Шлезвиг перешел от датчан к немецким хозяевам Голыитейна — так два спорных герцогства впервые объединились под одним гербом. Но в XVI в. эти земли снова поделили, а в XVIII в. взор на эти земли обратил и русский император Петр III (1728-1762 гг.) — не кто иной, как урожденный герцог Карл Петер Ульрих Гольштейн-Готторпский.

После бурных событий XIX в. с участием Австрии и Пруссии последний раз этот спор обострялся в начале XX в., когда в итоге в 1920 г (на основании Версальского мирного договора 1919 г.) Дании отошла северная территория герцогства Шлезвиг.

Часть области, помимо Ютландского полуострова, расположена на территории Северо-Германской низменности — роскошные равнины позволяют задействовать под аграрные нужды более 2/3 площади этой земли. К владениям Шлезвиг-Гольштейна также относятся проходящие вдоль Северного моря цепочки островов (Северо-Фризские, архипелаг Гельголанд) и балтийский остров Фемари.

ГОЛЬШТЕЙНСКАЯ ШВЕЙЦАРИЯ

Этим эпитетом европейцы выказали свое восхищение природой Шлезвиг-Гольштейна, напоминающей пейзажи Швейцарии — особенно между Килем и Любеком.

Что интересно, современные жители этой южной части Ютландии, несмотря на давние связи с Данией, идентифицируют себя с северными немцами. Со всех остальных сторон она окружена морями и другими немецкими землями: на востоке она граничит с федеральной землей Мекленбург — Передняя Померания, а на юге к ее границам подходят территории Нижней Саксонии и свободного города Гамбурга.

Эта земля — единственная в Германии, имеющая выход сразу к двум морям. Видимо, неслучайно ее самым крупным городом и столицей стал средневековый Киль — город-порт, неразрывно связанный с морем. С 1895 г Северное и Балтийское моря соединяет Кильский судоходный канал наиболее используемый искусственный водный путь в Европе. Он начинается в 5 км от центра города в балтийской Кильской бухте и тянется на 99 км к Северному морю.

Приморский Киль всегда был одним из важнейших немецких центров развития морского дела, и сегодня здесь содержится военно-морская база и судостроительные предприятия. Киль может похвастаться одним из лучших Музеев мореплавания: акцент в нем сделан на истории покорения северных морей.

Город всегда имел важное стратегическое значение, так что не удивительно, что он попал в число немецких центров, более всего пострадавших в ходе Второй мировой войны (тогда разрушили до 80% построек). К сожалению, весь Шлезвиг-Гольштейн с 1930-х был одним из оплотов национал-социалистов и впоследствии здесь располагались многие концентрационные лагеря. Но Киль возродился и сегодня известен как одна из мировых столиц парусного спорта (благодаря своей престижной регате) и как музыкальный центр: именно тут проходит ежегодный фестиваль земли Шлезвиг-Гольштейн.

Второй по величине и значимости город — Любек, исторический центр которого буквально целиком внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. О том, что этот город уже на заре своей истории был важнейшим центром союза немецких свободных городов (Ганзейского союза), напоминают средневековые западные Голштинские ворота с философской надписью на фронтоне: «Согласие внутри — мир снаружи» — образец северо-европейской «кирпичной готики» и символ не только города, но и типичного архитектурного ландшафта всей Северной Германии. Другим охраняемым ЮНЕСКО объектом является любекс-кая церковь Святой Марии (1250-1350 гг.), ставшая образцом еще как минимум для 70 храмов Балтийского региона.

Буквально в 500 м от границы с Данией находится самый северный немецкий город земельного подчинения очаровательный и прекрасно сохранившийся портовый Фленсбург, острова, фьорды, пустоши и болота которого представляют собой настоящий ландшафтный заповедник. Здесь до сих пор проживают фризы. Во Фленсбурге находится резиденция организации, разбирающей проблемы национальных меньшинств в Европе — Секретариат Федералистского союза европейских национальных меньшинств. С городом связаны судьбы многих великих людей: художника-экспрессиониста Эмиля Нольде, мастера Югендстиля (немецкий модерн, конец XIX - начало XX вв.) Ханса Кристиансена, канцлера Отто фон Бисмарка, генерала Карла фон Врангеля.

И таких городков, украшающих эту немецкую землю, великое множество. Ее тихие живописные пейзажи действительно напоминают Швейцарию, как и высокие стандарты жизни. Особенно это касается области здравоохранения, в которой занято около 16% всех жителей: из 30 крупнейших местных работодателей 10 представляют сферу охраны здоровья.

Регион делится на три условные экономические зоны; близ Гамбурга развита сфера услуг, на востоке — порты, судостроение и торговля, а в центре сельское хозяйство, использование энергии ветра и связывающая Европу со Скандинавией транспортная сеть.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■  Ежегодно начиная с 1882 г. в конце июня в Киле проводится настоящее морское народное гуляние — престижная «Кильская неделя», одно из центральных событий парусного спорта. По популярности с основным событием — парусной регатой — соперничает «Парад старых посудин», дающий возможность увидеть на ходу более сотни традиционных крупнотоннажных парусников, судов и яхт. Одной из составляющих «Кильской недели» является музыкальный фестиваль. Другой порт этой земли, Фленсбург, проводит собственный морской праздник: его живописная «Ром-регата» позволяет полюбоваться на парусники, созданные по подобию старинных.

■  В згой часги Германии встречаются оригинальные специализированные картофельные рестораны. В них невозможно просто поесть картошки, но можно сполна насладиться ритуалом. Для него непременно требуются: фарфоровый поднос и вазочка со сливочным маслом, нарезанным тонкими ломтиками и посыпанным петрушкой, деревенский чугунок и два особых прибора — ножик с длинной прорезью для снятия шкурок и вилка с треугольным сечением для удерживания картофелины.

■  В маленьком поселке Фридрихсру (23 км от Гамбурга) находится фамильное имение «железного канцлера» Германии, князя Отто фон Бисмарка, которое он получил в 1871 г. в подарок от императора Вильгельма I.

■  Любекский музей, который именуют «Домом Будценброков», на самом деле является фамильным домом писателей Генриха и Томаса Маннов. За роман «Будденброки» Томас Манн получил Нобелевскую премию по литературе. А прототипом писателю могла послужить история собственной семьи.

■  Любек — признанный центр производства марципана. Еще в 1806 г. Йоханн Георг Нидереггер основал фирму, которой дал свою фамилию — и вот уже более 200 лет «Нидереггер» славится на весь мир своими 200 сортами марципановых конфет. Считается, что они на 100% состоят из марципана, а значит, содержат в разы меньше сахара, чем продукция других производителей. Этот бизнес до сих пор является семейным делом, семья же хранит тайну рецепта. В музее марципана в Любеке выставлены фигуры коронованных особ, сделанные из лакомства. Есть там и изваяния Томаса Манна и самого основателя знаменитой марципановой фирмы. Любопытно, что ранее, когда марципан мало кто умел готовить и его завозили из других стран, ему, как и многим диковинным товарам, приписывали лечебные свойства. Так что еще в XVI в. только аптекари имели доступ к миндалю в количестве, достаточном для изготовления марципана - они же были единственными обладателями права на его изготовление.

■  Фирменный герб компании «Нидереггер» придумал в 1901 г. ее основатель: на нем — все те же Голштинские ворота Любека.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

■  г. Киль: церковь Святого Николая (1241 г., перестроена в 1877-1884 гг.), ратуша, шлюзы Кильского канала (р-он Киль-Хольтенау) и военно-морская база, улица Хольстенштрассе — одна из старейших в Германии пешеходных зон, складной мост Хернбрюкке. Музеи: мореплавания и компьютерной техники, художественный и истории машиностроения.
■  г. Любек: объекты Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО — церковь Святой Марии (Мариенкирхе. 1250-1350 гг.) и Голштинские ворота (к. XV в.); ратуша (XIII в.), квартал Коберг (к. XIII в.), литературный музей «Дом Буддемброков» и центр им. Томаса Манна, музей марципана и театральный музей (одна из крупнейших в мире коллекций кукол-марионеток), соляные склады.
■  г. Фленсбург (музеи): музейная гора (краеведческий совместно с музеем изобразительного искусства), техники, судоходства, современного изобразительного искусства.
■  г. Хайтабу: музей викингов.

Атлас. Целый мир в твоих руках № 139