Сирано де Бержерак - ученый и дуэлянт


        Сирано де Бержерак - ученый и дуэлянт          Так уж случилось, что знаменитый французский философ и поэт XVII века Савиньен Сирано де Бержерак почти неизвестен в России. Речь, конечно же, идет не о литературном герое, а о реальном человеке.

МОЛОДОЙ ПОВЕСА

Сирано де Бержерак родился в 1619 году в Париже. Как и многие дворяне того времени, Сирано, получив минимальное образование в Колледже-де-Бове при Парижском университете, начал вести беспорядочную и буйную жизнь салонного повесы: попойки сочетались у него с сочинением стихов и занятиями философией. Как в свое время всемирно известный д'Артаньян, де Бержерак начал зарабатывать себе славу дуэлянта, которая в те времена была чуть ли не единственным средством заставить завсегдатаев придворных салонов обратить на себя внимание. И надо отметить, что снискать славу на этом поприще ему удалось: мало кто мог выдержать натиск его острой шпаги и такого же языка. Однажды Сирано на спор выиграл поединок с сотней человек.

Однако уличных дуэлей и потасовок ему показалось мало. Сирано поступил на службу в армию. Но тут фортуна отвернулась от храброго француза. В военной операции у города Музона де Бержерак получил мушкетную рану в грудь навылет. При осаде Арраса Сирано был снова ранен, на этот раз в горло. Серьезность ран заставила молодого человека в возрасте 21 года вернуться в Париж.

КНИГИ, ПОЛНЫЕ ЗАГАДОК

После возвращения Сирано вновь ненадолго окунулся в прелести светской жизни, но потом неожиданно для всех резко поменял образ жизни, поведение и даже друзей и с присущим ему ожесточением дуэлянта набросился на новый объект - книги. Именно с этого времени начался второй, полный загадок период в жизни Сирано де Бержерака.

Вскоре из-под его пера вышла книга «Государства и империи Солнца», а вслед за ней и другие, в которых он описывает от первого лица путешествие на Луну и многие другие чудеса. При чтении этих книг трудно отделаться от впечатления, что приключения, описанные в них, действительно происходили с Бержераком. В этих книгах скрыта порой потрясающая воображение современных людей информация о том, как он строил и, наконец, создал аппарат, способный перенести его на Луну, но об этом ниже.

В своих трудах Сирано де Бержерак задолго до официального открытия сформулировал основные принципы термодинамики.

Еще загадочнее выглядит сообщение Сирано о вечно горящих лампах. В глубокой древности такие лампы на протяжении веков освещали храм Юпитера Аммона, голову статуи Геры в городе Гиераполе (Сирия), святилища Минервы и Изиды (Египет). Эти лампы не могли потушить ни вода, ни ветер. Такая же лампа исправно работала в Эдессе во время правления Юстиниана I (VI век н. э.). Надпись на этой лампе указывала, что она горит уже 500 лет! И таких ламп сохранилось много десятков.

Непонятно, откуда же мог об этом знать Сирано, ведь большинство упоминаний о таинственных лампах стало известно только после его смерти. И главное, нигде нет описания принципа их работы. Сирано только намекает на то, что лампы горят вечно благодаря борьбе тепла и холода. Значит, не электричество? Или электричество, полученное от разности температур? Может, это неизвестный закон термодинамики? В качестве еще одной подсказки де Бержерак сообщает, что эти знания и сведения были получены членами ордена розенкрейцеров при контактах с существами с других планет, «более знающими, чем они, о законах материальной Вселенной».

КОСМИЧЕСКИЕ ОТКРОВЕНИЯ

Интересны познания Си-рано де Бержерака о корпускулярной теории света, основные принципы которой он узнал, по его признанию, во время визита на Луну. Сирано задолго до великого Ломоносова уже знал, что свет распространяется прямолинейно и состоит из частичек (корпускул, фотонов). Заодно де Бержерак сформулировал принцип давления света на поверхность: «...Так я говорю, что солнечные лучи, падая в своем движении на Землю, воздействуют на нее и вращают, подобно тому, как мы вращаем шар, по которому хлопают рукою...» А ведь этот эффект предсказал русский ученый Александр Столетов в XIX веке, и только в 40-е годы XX столетия академиком Лебедевым было получено численное значение этого воздействия!

Кроме «физических откровений» в работах Сирано де Бержерака содержится много технических описаний, касающихся ракетной техники и других средств передвижения в космосе. Один из описанных способов - разрежение и воспламенение какого-то топлива с помощью специальной оптической системы линз. Еще, говоря об освоении космического пространства, Сирано намекает на гравитационный принцип взаимодействия двух тел. Видимо, в этом был свой резон, так как в 1888 году ученый Гиппергер выполнил расчеты, согласно которым скорость распространения тяготения как минимум в 500 раз превышает скорость света в вакууме!

В рукописях де Бержерака встречаются описания ракеты и космических путешествий. Детали, которые он при этом упоминает, не могут быть только плодом воображения. Сирано говорит о ракете с тремя ступенями. Причем термины «ступень ракеты» и «невесомость» употребляются в современном значении. Но парадокс заключается в том, что во времена д'Артаньяна и кардинала Ма-зарини во Франции существовал только конный транспорт, а из опыта скачек на лошадях Бержерак не мог получить представления о перегрузках и невесомости. Неужели Сирано действительно побывал в космическом пространстве?!

Кто сегодня не слышал о загадочных перемещениях по поверхности Луны каких-то источников света? Астрономы насчитали на Луне более 2000 аномалий. Родились предположения, что на Луне существуют базы НЛО. Но, оказывается, Сирано знал и об этом! Он описывает какие-то лунные города: «Среди наших городов (то есть лунных. - Прим. авт.)... есть передвигающиеся и неподвижные... Меньше чем за неделю переносятся на расстояние в тысячу лье».

ТЕЛЕВИЗОР В XVII ВЕКЕ?

В работах Сирано есть упоминания о многих странных аппаратах, описания которых невольно напоминают ставшие привычными в XX веке транзисторный приемник и телевизор. Весь вопрос в том, откуда французу в XVII веке было известно об этих приборах.

Вот как описывает Сирано один из приборов: «Открыв футляр, я нашел нечто металлическое, напоминающее наши стенные часы, наполненные бесчисленными мелкими пружинками (возможно, это были не только пружинки, но резисторы. - Прим. авт.) и крошечными механизмами. Это действительно книга, но чудесная книга, которая не имеет страниц и букв. Наконец, это книга, где можно учиться, не используя зрения, -нужно только слушать. Если кто-нибудь захочет прочесть эту книгу, то машина напрягается всеми своими крошечными нервами, затем читатель поворачивает стрелку (возможно, это была шкальная система настройки, как в привычном для нас транзисторном приемнике. - Прим. авт.) на ту главу (то есть на соответствующую длину волны. - Прим. авт.), которую он хочет услышать, и в этот момент машина начинает говорить как бы человеческим ртом или как музыкальный инструмент, издавая самые разнообразные звуки».

Кроме столь подробного описания «приемника», позволяющего «ловить нужную станцию», Сирано вскользь упоминает о какой-то другой «книге», переплет которой выточен из цельного алмаза, «куда более блестящего, чем наши». Эту книгу Сирано описывает как жемчужину, расколотую надвое. Может быть, под «жемчужиной» француз имел в виду телевизор? Вспомните, что первые кинескопы были выпуклой формы.

Первое упоминание об аналогичных приборах содержится только в фантастическом романе Алексей Толстого «Аэлита». Там автор описывает «туманное зеркало», которое могло связывать марсиан друг с другом в звуковом и оптическом диапазонах. А современный писатель-фантаст Владимир Щербаков обратил как-то внимание читателей на другой интересный факт: «Давным-давно сложили сказку о золотом яблочке, которое катится по серебряному блюдечку и рассказывает о дальних землях, о чудесах заморских. Только в нашем веке золотистые яблочки электронов попали на серебристые экраны и смогли таким образом стать воплощением древней мечты». Весь парадокс заключается в том, что Сирано не мечтал о космической ракете, приемнике и телевизоре, а также и об электронах, благодаря которым работает эта техника, - он знал о них!

Жизнь Сирано де Бержерака нелепо оборвалась в 1655 году. По одной версии, ему на голову из строящегося здания упала балка. Что это: случайность или убийство? По другим данным, Сирано умер от сифилиса. А может быть, просто при королевском дворе не любили очень умных и независимых людей?


Александр ПЕТУХОВ

Тайны ХХ века №14 (апрель 2013)