Умственное воспитание ребенка представляет собой совокупность различных изменений, которые происходят в его мыслительной деятельности в виду увеличения возраста и обогащения опыта под влиянием воспитания. Пока ребенок в возрасте дошкольника у него наблюдается быстрый темп накопления знаний, формирования правильной речи, совершенствование познавательных процессов и быстрое овладение наипростейшими способами умственной деятельности.
Кроме того на детское умственное развитие оказывает влияние вся его социальная среда. Ведь во время общения с окружающими дошкольник усваивает язык, а так же сложившуюся систему понятий. Именно таким образом осуществляется овладение родным языком, что потом ему позволит пользоваться им уже как средством общения. Еще умственное развитие дошколят происходит в процессе деятельности, первоначально, такая деятельность – это общение и игра, потом – это учеба, труд и творчество: лепка, конструирование, аппликация, рисование и так далее.
При этом наиболее эффективно процесс умственного развития проходить будет под влиянием воспитания и обучения. Кроме того современная педагогическая наука постоянно напоминает родителям, что дошкольное умственное развитие имеет огромное значение для всей последующей деятельности ребенка, и чтобы правильно организовать своему ребенку умственное воспитание, необходимо знать основные закономерности и возможности детского умственного развития. И только с их учетом можно уже будет определить задачи, содержание и методы дошкольного умственного воспитания.
Ученые занимаются исследованием многих вопросов связанных с этим процессом: изучаются закономерности развития логического мышления детей, их ощущений и восприятий, выясняются особенности сенсорного восприятия и формирования познавательных способностей, и многое другое из чего потом разрабатываются специальные методы умственного воспитания дошколят. К концу этого беззаботного возраста у ребенка уже будет накоплен достаточно большой запас простейших знаний об окружающем его мире. Кроме того он уже полномерно будет владеть основными мыслительными операциями, к которым относят сравнение, обобщение и будет уже способен устанавливать элементарные причинно-следственные связи, а еще у него уже будет сформированы задатки для учебной деятельности.