УСЛУГИ И РАБОТЫ

Правила, регулирующие отношения между потребителем и исполнителем в сфере выполнения работ и оказания услуг, распространяются на все фирмы, работающие в этой сфере, независимо от их конкретных организационно-правовых форм, а также на занимающихся индивидуально-трудовой деятельностью в этой сфере.

В помещении фирмы, где производится прием заказов на бытовые услуги, обязательно должна быть следующая информация (причем находиться она должна в месте, удобном для ее обозрения потребителем):

— Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации;

— выписки из Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»;

— нормативные документы местных административных органов по вопросам бытового обслуживания населения;

— сведения об органе по защите прав потребителей при местной администрации;

— перечень основных видов услуг (работ), оказываемых (выполняемых) фирмой и форм их представления, а также сопутствующих и других услуг (работ) и форм обслуживания, предоставляемых по желанию потребителя;

— наименования стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать качество оказываемых услуг (выполняемых работ) и обслуживания потребителей, а также гарантийные- обязательства исполнителя услуг (работ);

— прейскуранты (или выписки из прейскурантов) либо цены на предоставляемые виды услуг (работ);

— цены на используемые при оказании услуг (выполнении работ) материалы, запасные части и фурнитуру исполнителя, обозначенные на их образцах;

— лицензия на право оказания данной услуги (выполнения данной работы), если законодательством предусмотрено лицензирование этого права;

— витрины (альбомы, журналы мод) с образцами (моделями) рекомендуемых потребителю изготавливаемых изделий (результатов выполняемых работ);

— образцы материалов и фурнитуры исполнителя, используемых при оказании услуг (выполнении работ);

— образцы типовых договоров, квитанций, расписок, талонов, жетонов и других документов, удостоверяющих прием заказа исполнителем и оплату услуг (работ) потребителем;

— режим работы исполнителя, его юридический адрес и номер телефона;

— льготы и преимущества, предусмотренные законодательством для отдельных категорий потребителей.

Заказ на оказание услуги или выполнение работы должен быть оформлен договором (квитанцией) или иным документом установленной формы, в котором должны быть заполнены все предусмотренные в нем реквизиты, в том числе:

— юридический адрес исполнителя, фамилия и инициалы заказчика, телефон или адрес заказчика;

— дата приема заказа, сроки начала и окончания исполнения заказа;

— сумма аванса (полная сумма);

— вид оказываемой услуги (выполняемой работы);

— полное наименование материалов (вещи) исполнителя и потребителя, их стоимость и количество, которое необходимо для оказания услуги (выполнения работы);

— заводской номер изделия, сдаваемого в ремонт;

— подписи лица, сдавшего заказ, и лица, принявшего заказ.

Исполнитель должен обеспечить оказание услуги (выполнение работ) надлежащего качества, соответствующего обязательным требованиям стандартов, условиям заключенного с потребителем договора, обычно предъявляемым требованиям, а также информации об оказываемых услугах исполнителя.

Если исполнитель выполняет работу из своего материала, то он несет ответственность за надлежащее качество этого материала.

Если исполнитель выполняет работу полностью или частично из материала потребителя, то исполнитель несет ответственность за сохранность, утрату и повреждение этого материала и правильное его использование.

Если исполнитель выполняет работу полностью или частично из материала потребителя, то в случае непригодности или недоброкачественности материала он обязан предупредить об этом потребителя.

При выполнении работы полностью или частично из материала потребителя исполнитель обязан представить ему отчет об израсходовании материала и возвратить его остаток.

После выполнения заказа исполнитель обязан представить потребителю отчет о расходовании материалов, оплаченных потребителем, и возвратить их остатки, а также возвратить замененные (неисправные) узлы и детали.

Если при исполнении заказа используется материал исполнителя, предоставленный потребителю с оплатой в кредит, то последующее изменение цены этого материала не влечет за собой перерасчет стоимости услуги (работы).

При полной или частичной утрате (повреждении) материала (вещи), принятого от потребителя, исполнитель обязан в трехдневный срок заменить его однородным материалом (вещью) аналогичного качества, а при отсутствии такового исполнитель обязан возместить потребителю двухкратную стоимость утраченного (поврежденного) материала (вещи), а также расходы, понесенные потребителем.

Исполнитель обязан своевременно предупредить потребителя о непригодности или недоброкачественности материала (вещи), полученного от потребителя, и указать об этом в документе установленной формы. В противном случае исполнитель несет ответственность перед потребителем за ненадлежащее исполнение заказа.

Исполнитель обязан предупредить потребителя о невозможности исполнения указаний потребителя относительно способа выполнения работы, а также о наличии иных обстоятельств, не зависящих от исполнителя, но грозящих годности и прочности вещи, и указать об этом в документе установленной формы. В противном случае исполнитель несет ответственность перед Потребителем за ненадлежащее исполнение заказа.

Исполнитель обязан своевременно предупредить потребителя об условиях эффективного и безопасного пользования теми изделиями, которые исполнитель изготовил (отремонтировал, обработал), а также результатами других своих услуг (работ).

Исполнитель обязан оказать услугу (выполнить работу) потребителю в сроки, обусловленные договором (квитанцией) .

Срок исполнения заказа отсчитывается начиная с даты, следующей за календарной датой приема заказа. Если начало и конец срока исполнения заказа приходится на нерабочий день, то им считается следующий за ним рабочий день.

В качестве срока оказания услуги (выполнения работы) может быть указана дата (период времени), к которой она должна быть оказана (выполнена), а также дата или период времени, когда исполнитель должен приступить к ее оказанию (выполнению).

Если договором предусмотрено оказание услуги выполнение работы)  по частям в течение срока  действия договора, то должны быть указаны и соответствующие частные сроки оказания услуги (выполнения работы).

Если исполнитель своевременно не приступил к исполнению заказа или же во время исполнения заказа стало очевидным, что заказ не будет исполнен в срок, установленный договором, а также при фактическом нарушении срока исполнения заказа, потребитель вправе:

— назначить исполнителю новый срок, в течение которого он должен приступить к исполнению заказа и его исполнить;

— поручить исполнение заказа другому лицу за счет исполнителя;

— потребовать уменьшения вознаграждения за услугу (работу);

— расторгнуть договор и потребовать от исполнителя возмещения убытков.

Если исполнитель нарушил новый назначенный срок (свыше одного месяца), потребитель вправе предъявить иные, значительно более жесткие требования, предусмотренные действующим законодательством в этой сфере.

Если исполнитель нарушил установленные сроки начала и окончания выполнения работы (оказания услуги), а также назначенные потребителем новые сроки (сроки, назначенные в связи с тем, что исполнитель своевременно не приступил к выполнению работы, оказанию услуги, или стало очевидным, что работа, услуга не будет выполнена, оказана в срок, а также при просрочке сроков работы, услуги), то исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (или час, если срок был определен в часах) просрочки неустойку в размере 3 % от стоимости работы (услуги). Однако сумма взысканной неустойки не может превышать стоимости работы (услуги).

Исполнитель не имеет права навязывать потребителю дополнительные платные услуги. Потребитель вправе потребовать возврата денежных сумм, уплаченных за дополнительные услуги, предоставленные ему без его согласия.

Если условия договора ущемляют права потребителя по сравнению с правами, установленными в законодательстве, то такие условия признаются недействительными.

При обнаружении недостатков в оказанной услуге (выполненной работе) потребитель вправе по своему выбору потребовать от исполнителя:

— безвозмездного устранения недостатков;

— соответствующего уменьшения вознаграждения за услугу (работу);

— безвозмездного изготовления другого изделия из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы, или возмещения расходов потребителя по исправлению им недостатков своими средствами или третьим лицом.

Недостатки выполненной работы (оказанной услуги) исполнитель обязан устранить в течение 20 дней, если договором не был предусмотрен более короткий срок.

Потребитель вправе расторгнуть договор, если он обнаружил существенные недостатки в оказанной услуге (выполненной работе) или иные существенные отступления от условий его договора с исполнителем. При этом расходы по возврату потребителю денег, а также сырья и материалов несет исполнитель.

Сдавая вещь в фирму, оказывающую бытовые услуги типа стирки или химчистки, надо внимательно изучить весь текст квитанции, которую приемщик предлагает подписать. Если, например, приемщик написал в квитанции, что износ сдаваемой вещи составляет 50 или 70 %, то в случае конфликта, вызванного утерей или порчей вещи фирмой, клиенту вернут только соответственно 50 или 30 % первоначальной стоимости вещи, так как стоимость материала (вещи), передаваемого исполнителю определяется потребителем в договоре или ином документе (квитанции, заказе), подтверждающем его заключение.

Если потребитель потерял договор (квитанцию) или иной документ, которым был оформлен заказ на услугу (работу), то он должен известить об этом исполнителя. Тогда указанное в договоре изделие выдается потребителю по его письменному заявлению с предъявлением паспорта или иного документа, удостоверяющего личность.