Богатое разнообразие различных типов одежды

Одновременное ношение нескольких рубах и сарафанов характерно для народного костюма Архангельского Севера. Чем дороднее выглядела крестьянка, тем красивее она считалась. Когда девушка шла на праздник, то из-под подобранного яркого верхнего сарафана должен был выглядывать другой. Многие худенькие девушки, чтобы казаться более дородными, надевали под сарафан еще по нескольку нижних юбок.

Обязательной деталью костюма считался пояс, без него не выходили даже за порог избы. С шелковыми сарафанами носили покупные пояса, на концах которых были кисти. С сарафанами попроще — широкие плетеные или тканые шерстяные пояса в три-четыре цвета.

Зимняя праздничная одежда русских Архангельского Севера сохранилась гораздо хуже летней. До нас дошли только некоторые предметы мужских и женских зимних нарядов конца XIX — начала XX в.. Исследователи русской одежды считают, что зимние женские и девичьи головные уборы почти не встречались у крестьян, в середине XIX в. они бытовали в основном на Русском Севере и у казачек на Дону. Зимой девичьим праздничным головным убором служила шапочка. Обладательниц такого головного убора, который имели только богатые крестьянки, называли шапочницами. Носили шапочку с длинными, шелковыми лентами, которые закреплялись на затылочной части головного убора. Лент могло быть от трех до пяти, верхнюю ленту, как правило, самую красивую, складывали бантиком — ушками, оставляя при этом два длинных конца. Под шапочку, как и под повязку (летний девичий головной убор), надевали по нескольку белых и красных ситцевых платков, так чтобы виднелась только небольшая кромка белого и красного цветов.

В холодное время года поверх шубки на плечи девушки накидывали шали, а сверху них надевали еще три алых шелковых платка, укладывая их в строго определенном порядке. Завершали такое убранство нагрудные украшения: серебряные цепочки с крестами, которых могло быть от трех до пяти. Цепи переплетали вместе с янтарными бусами. Количество янтарей также могло доходить до пяти. Грудь девушки в таком убранстве выглядела массивной, как в кольчуге. Зимой украшения надевали непосредственно на шубку. Шейным украшением являлась также узкая полоска льняной ткани, расшитая бисером или речным жемчугом, украшенная перламутровыми плашками. Называлось такое украшение перлышко, перло, оно плотно закрывало шею девушки и застегивалось сзади.

На Архангельском Севере наличие только одного праздничного сарафана или одного городского платья у девушки, а также одной рубахи или костюма у парня брачного возраста считалось верхом неприличия. Для молодежи праздничная одежда в первую очередь была маркером, первой общественной демонстрацией нового статуса совершеннолетия. «При достижении половой зрелости начинают прилично одевать». Парень-жених старался готовить новую одежду и головной убор к каждому общественному празднику. В первую очередь это имело социально-престижный характер: хваление одежды входило в правила приветствий молодежи.

В деревнях Архангельского Севера корреспонденты отмечали широкое распространение городской одежды (одежды европейского образца) уже с 80-х гг. XIX в, причем новшества возникали прежде всего в костюмах молодежи.

В Олонецкой губернии, как писал современник, «во многих местностях, особенно в Вытегорском у. и близ города Каргополя, появляются совершенно городские костюмы: девушки носят платья, сшитые иногда даже по журнальным картинкам, иногда носят шляпки и зонтики». В деревне Куростров Холмогорского уезда Архангельской губернии девушки на праздник «непременно облачались в несколько юбок и кофт, сверху надевали пальто, на руки — перчатки, на ноги — ботинки и непременно резиновые калоши, через руки перекидывали большой платок, сверху того маленький, а летом вооружаются зонтиками».

Однако переход парней и девушек на городской тип одежды совершенно не означал исчезновение из их гардероба традиционного костюма, новая мода уживалась со старинными нарядами. Парни одевались в «александрийские рубахи» — рубахи-косоворотки из красного шелка или сатина, в кафтаны из казинета — фабричного сукна синего цвета. Вот как, например, описывалась сватами родителям невесты одежда жениха: «А хоть из платья-то: шуб белых, сукманин, кафтан у парня, рубаха дорогого кумачу, тяжевые штаны, пояс из дорогого прядена шленской шерсти, и кисти какие наведены! Не то что кисти, да и концы-то у пояса разве на два вершка, да что на два! Чуть не на три — вышиты золотом!»