Мы с детства любим страшные сказки о ведьмах, привидениях, вампирах и других злодеях. Повзрослев, мы узнали, что многие из них имели исторические прототипы. Например, главный герой рассказа Шарля Перро «Синяя Борода» — не кто иной, как французский маршал Жиль де Ре времен Жанны д’Арк, а прототип знаменитого вампира «Дракулы» — французский принц. Влад Цепеш Валахии.
В список также входит печально известная «Кровавая графиня» Элизабет Батори, имя которой теперь стало нарицательным. Считается, что она купалась в крови молодых девственниц, чтобы сохранить вечную красоту и молодость. Она совершила более 650 убийств, бесчеловечных пыток и даже колдовства, что принесло ей место в Книге рекордов Гиннеса как одной из самых кровожадных серийных убийц в истории. Но так ли это? Или церковь и влиятельные родственники намеренно очернили ее имя в корыстных целях: чтобы лишить ее земли и ограничить ее власть в стране?
Юная Эржебет
Елизавета, или Эржебет, как ее правильно называют, родилась 7 августа 1560 года в семье Батори, древнем и влиятельном венгерском дворянском роду. Ее родители, Дьёрдь Батори и Анна Батори, были представителями двух ветвей одной семьи. У нее есть старший брат Иштван и две младшие сестры: Клара и София. Эржебет воспитывалась с уважением к истории своей семьи. Ее учили быть сильной и не бояться смерти. Именно эти качества были очень важны для ее будущего, поскольку времена были тяжелые и поскольку война унесла жизни почти всех мужчин, женщинам часто приходилось нести все обязанности семьи.
Сохранить власть и огромное состояние такой уважаемой семьи, как семья Басри, было вдвойне сложно, потому что у них всегда были завистливые люди и враги. Девушка часто была свидетельницей наказаний прислуги за преступления, строгого ведения хозяйства и публичных казней, которые, по мнению родителей, были призваны укрепить ее характер. Жизнь дворян стоила больше, чем жизнь слуг и крестьян. Это было впитано в юное сознание Эльзебет с младенчества и стало частью жизни того времени.
В возрасте десяти лет родители Эльзебет обручили ее с Ференцем Надашди, влиятельным венгерским бароном и сыном Палатина Тамаша Надашди, главным образом из политических интересов сливающихся семей. Свадьба состоялась пять лет спустя, когда Эржебет было уже 15 лет и она собиралась выйти замуж. Приглашенных гостей было более 4500, среди них было много представителей «аристократической крови»: дворян, высших церковных деятелей и членов европейских королевских семей. Свадебным подарком жениха невесте стал замок Чахтице (ныне в Словакии), который впоследствии стал любимой резиденцией Эржебет и причиной, по которой ее называли «госпожой Чахтице».
Эльжбет была одной из образованнейших женщин своего времени, говорила на многих европейских языках, в том числе и на древних, могла поддержать беседу на любую тему, хорошо разбиралась в политике, музыке, литературе, философии, канцелярских делах, землеустройстве. Последнее было необходимо, поскольку, пока ее муж Ференц Надашди вел долгую и кровопролитную войну с Османской империей, бремя защиты земельных владений Батори легло на ее плечи.
Эльжбет родила Ференцу шестерых детей, но источники утверждают, что у нее были и внебрачные дети со слугами, которых отобрали у матерей сразу после рождения и убили, чтобы избежать позора.
Смерть мужа
Причина смерти Ференца Надашди неизвестна. Историки по-разному оценивают истинную причину его смерти. По их мнению, Ференц мог заразиться венерической болезнью в результате связи с наложницей, отравления, военного ранения или даже королевского заговора. Последняя версия кажется наиболее достоверной, поскольку Ференц был успешным командующим венгерской армией, а королевская семья была обязана большим состоянием семье Батори, которая щедро финансировала государственную казну. Более того, победа Ференца, его военное влияние и зависимость от него королевской семьи представляли угрозу королю Рудольфу II.
Легендарное массовое исчезновение девушек из близлежащих деревень началось после смерти мужа Эльзебет. Несколько лет спустя это привлекло пристальное внимание церкви и судов. Хотя графиня была весьма способна управлять домом и поместьем, официально ее дела были поручены дворянину и будущему венгерскому принцу Дьёрдь Турзо. Как ни странно, именно он вел расследование убийства Чатицы.
Некоторые источники утверждают, что Серцо планировал жениться на вдове Ференца, но Эльзебет отвергла его предложение и предложение, поскольку для нее брак был бы неравным по статусу. И, как всякий амбициозный человек, Серзо не мог смириться с этим отказом, к тому же у него были деловые интересы в собственности Озербета.
Есть две версии того, что случилось с графиней в начале 1600-х годов. Первым и самым известным является ее темный разум, который приводит ее к жажде крови и убийству молодых девушек, чтобы использовать их жизненные ресурсы для защиты своей красоты. Во-вторых, графиня оставалась влиятельной вдовой, выполняя обязанности хозяйки большого поместья. Она вела довольно затворнический образ жизни, избегая социальных контактов и проводя все свое время, защищая землю и отбиваясь от турок.
«Кровавая графиня»: легенда
По мнению большинства авторов, Озбет впервые заметила живительную силу крови, когда слишком сильно ударила свою служанку за небрежное причесывание волос. Кровь девушки брызнула на лицо графини. Под мягким утренним светом она почувствовала, что испачканная кровью кожа стала белее и гладче.
После этого случая графиня перешла на маски и повязки с использованием крови молодой горничной. Сначала девушки добровольно соглашаются на кровопускание в обмен на некоторые уступки и награды, обещанные г-жой Чахтикой..
Обратите внимание: Роль женских журналов в жизни женщины.
пока они не начинают истекать кровью. Главные сообщницы Эльзебет, служанки Доротея, Катарина, Илона и слуга Фицко, первоначально выбирали девочек-сирот или людей, приехавших издалека на работу в Кахтис, чтобы избежать смерти покойной, сразу же разыскивавшей их. Но графине каждый раз требовалось все больше и больше крови, потому что она понимала, что одного лосьона недостаточно.Применялись хитроумные орудия пыток с шипами, которые сильно ранили, но не убивали девушку сразу, чтобы можно было собрать как можно больше крови в контейнеры, содержимое которых затем выливалось в глубокий чан или ванну. Но этого было мало – обычная кровь уже не действовала, и графиня стала еще более критичной. Отныне ей нужны только девственницы, поскольку она считает, что девушки должны быть чистыми и невинными, чтобы добиться наибольшего эффекта омоложения.
Апогеем кровавых событий Эльзебет стало приобретение орудия пыток под названием «Железная дева» — шкафа с женской фигурой, дверь которого была усеяна острыми шипами. Девушку посадили в чулан, а потом дверь закрылась, и она упала в окровавленные объятия «Мадонны». Шипы расположены таким образом, что пронзают тело жертвы в местах, где нет жизненно важных органов, вызывая медленную смерть жертвы. Внизу шкафа есть несколько трубок, которые переносят всю собранную кровь в нижнюю комнату, где находится ванная графини.
Ошибкой Эльзебет было тщеславие. Поскольку она сама благородная дама, то в конечном итоге ей нужна не кровь обычных служанок, оскверняющих ее тело, а «благородная кровь» молодого дворянина. Слава о ней в народе еще не дошла до ушей дворян, и многие семьи с энтузиазмом согласились на приглашение графини отдать своих дочерей на воспитание к ней.
Но благородная девушка так и не вернулась домой. И именно их исчезновение стало поводом для данного расследования.
Почему кровь имела такую животворящую силу над Эльзебет? Во-первых, кровь издревле считалась источником великой силы, священной жидкостью, а в алхимии — одним из главных элементов. Во-вторых, кровь содержит ионы натрия и ионы хлорида, что-то вроде морской воды. Соляные маски и ванны до сих пор используются в омолаживающих целях, поэтому можно предположить, что эффект от кровяных ванн может быть аналогичен эффекту от соляных ванн сегодня – кожа подтягивается, разглаживается, а после купания выглядит заметно светлее, в значительной степени Степень Да, это всего лишь оптическая иллюзия.
Поначалу тела девушек пытались спрятать, хороня их только ночью, вдали от замка. Но когда их стало слишком много, трупы выбросили на стены Кахетиды. Вокруг замка стояла невероятная вонь и кружили мухи, что в итоге привело к расследованию Георгия Серзо с целью найти прямые доказательства вины женщины.
Эльжбет тщательно записывала имена и возраст всех своих жертв в свой дневник, который стал главным доказательством против нее в суде. В нем более 650 имен.
После долгих и мучительных испытаний служанка Эльзебет и ее сообщники сознались во всем и были признаны виновными. Приговор был жестоким и приведен в исполнение в кратчайшие сроки: женщин сожгли на кострах как ведьм, а мужчин обезглавили.
Поскольку казнить благородную даму было невозможно, что не только вызвало бы панику среди дворян, но и оказало бы неблагоприятное воздействие на всю семью Батори, суд решил заключить графиню в спальне на всю оставшуюся жизнь ее дни. Так «Кровавая графиня» жила в замке Чахтица без дверей и окон, плохо питаясь и живя в собственных нечистотах, в течение трех лет, пока не было найдено ее истощенное и безжизненное тело. Кладбище Эльзебет несколько раз менялось и сегодня больше не известно.
Предательство
Вот как мы знаем Эржебет по книгам и фильмам. Однако так ли это на самом деле? Как упоминалось ранее, она была чрезвычайно богата и слишком влиятельна, чтобы дворяне ее игнорировали. После смерти Ференца Надашди состояние Батори превратилось в деликатесы, причем король не особо стремился выплачивать военные долги, что, в свою очередь, могло привести к серьезному опустошению казны; Поэтому не нужно было никаких оснований арестовывать эту несчастную вдову и лишать ее полномочий и имущества.
Скорее всего, графиня очень заботилась о своей внешности и изо всех сил старалась сохранить свою красоту. Известно, что одним из ее помощников была местная целительница по имени Давулия, которая снабжала госпожу Чахтицу целебными травами и мазями. Одна из трав могла окрасить воду в красный цвет, что заметил приставленный к графине шпион и сообщил об этом тем, кто нуждался в ее падении.
Сюда также входили обвинения в колдовстве, увлечении алхимией и даже поклонением дьяволу, все из которых были благоприятны для церкви. Следует помнить, что семья Батори была протестантской, а правившая Трансильванией династия Габсбургов — католической (следовательно, главная церковь — католическая). А поскольку владения Батори были столь обширны и все церкви на их территории были протестантскими, графиня представляла еще большую опасность для местной элиты.
Другие доказательства вины Озбета оспариваются: количество погибших девочек могло быть связано с какой-то болезнью, от которой погибло большинство фермеров того времени, или с увеличением количества диких животных, нападавших на путешественников и расчленявших их тела; Кроме того, по данным многих источников, число жертв сильно различается. Так, в ходе судебного разбирательства горничная графини созналась в убийстве от 30 до 40 девушек, а другие - до 50 девушек. Но опять же, эти цифры были получены после того, как следователи часами пытали подозреваемых, поэтому они недостоверны. Дневник, в котором якобы зафиксировано 650 жертв, бесследно исчез. А может, его вообще не существует?
Тем не менее, история Озбет Батори стала легендой, в которой ни свидетели, ни доказательства, ни даже воспоминания не могут каким-либо образом раскрыть, что с ней на самом деле произошло. Каждый может выбирать сам, во что ему верить – кровожадное ли она чудовище, купающееся в крови юных девственниц, или жертва заговора, несправедливо приговоренная к смертной казни вдовой Ференца Надашди, ее С тяжким бременем на плечах противостояние с королем.
«Знаменитый» портрет Елизаветы Батори
Как печально, когда ошибки просачиваются в историю, музыку и искусство. Например, ниже представлен один из самых известных портретов «Кровавой графини», который можно встретить повсюду: на памятных вещах, на обложках книг, в журналах и, конечно же, в биографических статьях в Интернете. Однако изображенная выше дама — не Эржебет Батори, а Лукреция Панчиатичи (Пуччи).
Портрет был написан итальянским художником Аньоло Бронзино в 1540 году, за двадцать лет до рождения Эржебет. Понятно, что серьезное выражение лица Лукреции, ее надменность и высокомерие, ее изысканная фигура, раскрытая книга (возможно, дневник) на коленях, красное платье и ее аксессуары играют роль в воображении наших современников и вызывают мрачный образ.
Неизвестно, кто и когда впервые использовал образ Лукреции для изображения Батори, но теперь эта ошибка стала для нее фатальной. Со временем достоверные сведения о человеке, изображенном на портрете, станут неясными, и, скорее всего, этот образ прочно войдет в историю как образ «Кровавой графини».
Об авторе:
Фото: Getty Images, соцсети, кадры из фильмов
Больше интересных статей здесь: Психология.
Источник статьи: С ее образом связывают самую загадочную страницу венгерской истории и убийство не одной сотни невинных женских душ ради собственной красоты..
- При слове «абьюз» чаще всего возникает ассоциация с физическим либо эмоциональным давлением.
- Наш солнечный знак Зодиака влияет не только на то, как мы выбираем себе друзей и романтических партнеров, строим карьеру и достигаем поставленных целей, но и на то, какой тип сексуальной активности приносит нам наибольшее удовольствие.