5 самых простых развивающих привычек для дошкольника.

Фото из личного архива

Подготовка к школе

Все мы хотим воспитать своего ребенка «правильно», читаем множество различных тематических статей в журналах, книги, изучаем видео-материалы, и каждый раз сталкиваемся с бесчисленным количеством специализированных пособий. Программы, используемые в обучающих центрах, как правило, рассчитаны на среднестатистического ребенка. А был ли он? Ведь только с учетом индивидуальных особенностей развития возможна коррекционная работа любого специалиста, будь то педагог, дефектолог, психолог или логопед. Но «на потоке» это просто невозможно. Так чем же могут помочь ребенку его родители, не обращаясь при этом к дорогостоящим пособиям и тренажерам.

Попробуем разобраться. Что же должен уметь и знать ребенок в старшем школьном возрасте? Обращаемся к учебнику дефектологии.

К 1 классу школы должен быть сформирован уровень общего кругозора:

*Называет свое имя, фамилию и отчество;

*Свой возраст и дату рождения полностью;

*Фамилию, имя и отчество родителей;

*Имена членов семьи и степень родства;

*Свой адрес – город/поселок/деревню, улицу, дом, подъезд, этаж, квартиру – и номер домашнего телефона (если есть);

*Страну, в которой живет, ее столицу;

*Достопримечательности своего места жительства;

*Цвета и их оттенки;

*Части тела человека;

*Предметы одежды, обуви, головные уборы

*Профессии и виды спорта;

*Виды наземного, водного, воздушного транспорта;

*Известные русские народные сказки;

*Русских поэтов и писателей

*Помимо этого, ребенок должен знать правила поведения в общественных местах и на улице.

Речевые навыки:

*Четко произносить звуки, иметь хорошую артикуляцию;

*Выделять определенный звук в слове интонацией;

*Определять место звука в слове (в начале, середине и в конце слова);

*Определять количество и последовательность звуков в словах («дом», «сани», «кошка»);

*Произносить слова по слогам;

*Называть слово по его порядковому номеру в предложении;

*Различать единственное и множественное число, живое и неживое, женский и мужской род;

*Понимать разницу между гласными и согласными звуками;

*Называть предметы обобщающим словом;

*Уметь составлять рассказ по картинке;

*Последовательно и подробно пересказывать знакомый сюжет;

*Составлять предложение из 3-5 предложенных слов;

*Заучивать наизусть и выразительно рассказывать небольшие стихотворения;

*Отгадывать простые загадки.

*Так же не обойтись и без навыков математики и счета:

*Знать цифры от 0 до 9;

*Называть числа в пределах 10 в прямом и обратном порядке;

*Уметь называть число в пределах 10, предшествующее названному и следующее за ним;

*Понимать смысл знаков «+», «–», «=», «», «3);

*Уметь обозначить количество предметов с помощью цифр;

*Уметь сравнить количество предметов в двух группах;

*Решать и составлять простые задачи на сложение и вычитание в пределах 10;

*Знать названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб);

*Ориентироваться в понятиях «лево-право-вверху-внизу», «перед», «между», «за» на листе бумаге в клетку и в пространстве.

И то, о чем далеко не всякий родитель задумается: развитие Моторики и подготовка руки к письму

*Правильно держать карандаш, ручку, кисточку;

*Складывать геометрические фигуры из счетных палочек, складывать фигуры по образцу;

*Рисовать геометрические фигуры, животных, людей;

*Закрашивать карандашом и штриховать фигуры, не выходя за контуры;

*Проводить без линейки прямую горизонтальную или вертикальную линию;

*Писать по образцу печатные буквы;

*Аккуратно вырезать из бумаги (разрезать лист бумаги на полосы или геометрические фигуры – квадраты, прямоугольники, треугольники, круги, овалы, вырезать фигуры по контуру);

*Лепить из пластилина и глины;

*Клеить и делать аппликации из цветной бумаги.

*Так же стоит обратить внимание на знания об окружающем мире:

*Уметь различать домашних и диких животных, уметь называть детенышей животных, знать, какие животные обитают на юге, а какие – на севере;

*Называть несколько зимующих и перелетных птиц, различать птиц по внешнему виду (дятел, воробей, голубь, ворона и т.д.);

*Знать и различать растения, характерные для родного края, и называть их особенности (ель, береза, сосна, лиственница, подсолнух, клевер, ромашка и т.п.);

*Знать названия 2-3 комнатных растений;

*Знать названия овощей, фруктов, ягод;

*Иметь представление о различных природных явлениях;

*Называть в правильной последовательности – дни недели, месяцы, времена года, а также знать основные приметы каждого времени года (весна – распускаются почки на деревьях, тает снег, появляются первые цветы), стихи и загадки о временах года.

*Умения ребенка старшего школьного возраста к первому классу школы:

*Точно выполнять задания взрослого из 5-6 команд.

*Действие по образцу.

*Действие в заданном темпе, без ошибок, сначала под диктовку, а затем самостоятельно, в течение 4-5 минут (например, взрослый просит нарисовать узор из фигур: «кружок – квадрат – кружок – квадрат», а дальше ребенок некоторое время продолжает рисовать узор уже сам).

*Умение выделять причинно-следственные связи между явлениями.

*Заниматься монотонной деятельностью 30-35 минут.

*Запоминать и называть по памяти фигуры, слова, картинки, символы, цифры (6-10 штук).

*Сохранять правильную осанку, сидя за партой в течение 30-35 минут.

*Выполнять основные физические упражнения (приседания, прыжки, наклоны и пр.), играть в простые спортивные игры.

*Без стеснения находиться в коллективе детей и взрослых.

*Уметь вежливо общаться с взрослыми: здороваться («Здравствуйте», а не «Здрасьте» или «Привет»), прощаться, не перебивать, правильно просить о помощи (говорить «Пожалуйста») и благодарить за оказанную помощь, извиняться при необходимости.

*Мальчику – пропускать девочек и женщин вперед, открывать перед ними дверь, помогать. Девочке – правильно реагировать на агрессивное поведение мальчиков (когда дергают за косички, толкают, отбирают вещи).

*Разговаривать спокойно, без крика и лишних эмоций.

*Следить за аккуратностью своего внешнего вида и чистотой личных вещей (добавьте к списку необходимых вещей для школьника бумажные платочки и влажные салфетки). Мыть руки с мылом после прогулок и посещения туалета, перед едой. Причесываться, чистить зубы, пользоваться носовым платком.

*Ориентироваться во времени.

*При необходимости обращаться за медицинской помощью.

Неплохо, не правда ли?

Начнем ли формировать данные навыки или умения за год до поступления в школу? Или будем готовить сани летом? Ответ за вами.

И для тех, кто действительно хочет упростить своему ребенку жизнь и сделать его пребывание в школе максимально комфортным, следующая подборка.

5 самых простых развивающих привычек для дошкольника.

1. Будильник.

Приучить ребенка к горшку ненамного сложнее, чем к подъему по будильнику. Предложите ребенку такую игру: Тот, кто встанет по сигналу будильника утром первым – тот получает приз. (здесь все зависит от желания ребенка и Ваших возможностей). Далее, усложняем задачу и просыпаемся в это же время уже без сигнала. И напомню, чтобы встать вовремя, нужно вовремя лечь.

2. «Одевашки»

Мало приучить ребенка к раннему подъему, важно натренировать навык предварительной подготовки. Рюкзак, одежда, обувь – все готовится накануне вечером. При том необходимо соблюсти ряд приспособлений: ребенок знает, где его вешалка, полка в шкафу, щетка для обуви, расческа, личные вещи, учебные материалы и прочее. Ведь, согласитесь, странно требовать от ребенка самостоятельности, если он физически не может снять с вешалки свою курточку, или шапку с полки.

За несколько лет до поступления в школу можно играть с ребенком в игру «Одевашки». На стул выкладываем вещи ребенка стопкой так, чтобы внизу оказалась верхняя одежда, а на самом верху нижнее белье. По команде взрослого ребенок на скорость переодевается самостоятельно. Естественно, что при необходимости можно помочь, но не делать это за малыша. Постарайтесь на первых порах максимально упростить ребенку задачу. Отсутствие сложных замков или шнуровки, например, позволить избежать лишней нервозности. Главное, чтобы сколько бы времени не заняла игра, ребенка в конце похвалили. Поверьте, с каждым разом он будет одевать быстрее и быстрее.

3. Пиратская карта

Несмотря на постоянный цейтнот, заниматься развитием ребенка можно даже по дороге в детский сад или поликлинику. Накануне вечером сфотографируйте маршрут от садика до дома. Главное, чтобы в кадр попали статичные объекты, а не автомобили или рекламные щиты, которые могут заменить. Перед выходом из дома утром покажите ребенку эти фото.

Обратите внимание: Где-то там, в самых потаённых уголках души....

И придумайте любую историю. Если он сумеет сопоставить изображение с реальностью и об этом Вам сообщит, обязательно его за это премируйте. Это тренирует внимание, память и привычку доводить дело до конца.

4. Бег с препятствиями

Вы обращали внимание на то, что ребенок, выбирает не всегда самые простые маршруты. Прыжки по ступенькам, бордюрам, кочкам и через лужи. Бесконечная любовь к катанию на «ледиках» и кувырки на брусьях. Это порой раздражает, и приводит к ссорам. А ведь это и есть естественная потребность ребенка. Чем сложнее ему сейчас, тем легче потом. Да, конечно стоит ограничивать активность ребенка в общественном месте, или на опасной территории, сохраняя его здоровье, но в остальном дайте малышу волю. Можно иногда устраивать и дома веселые старты. У подъезда рисовать «классики», играть в «вышибалы», «съедобное-несъедобное», «горячее-холодное», «летает-не летает». Наша задача максимально усложнить ребенку дорогу сейчас в игре, дабы его навыки помогли в дальнейшем.

5. «Магнитики»

С чего начинается самодисциплина? Правильно! С принуждения. Если ребенка не приучили чистить зубы, делать уроки, вставать и ложиться спать в определенное время – уже ничто не научит его планировать и достигать цели. А там, где нет планирования, там нет и успехов в учебе, карьере, жизни.

Очень простое и действенное упражнение для ребенка «Магнитики»

Для этого необходимо сделать магниты на холодильник или магнитную доску с изображением ребенка (или котенка, бегемотика и пр.) выполняющего определенное действие. Последовательность расположения картинок должна соответствовать алгоритму действий ребенка: проснулись-чистим зубки-завтрак-моем посуду-прогулка-лепка-рисование-обед-сон-и т.д. Как только ребенок выполняет действие – сдвигаем магнитик в сторону или убираем. Чтоб наглядно показать ребенку путь к достижению цели. Пошаговая инструкция дисциплинирует не только ребенка, но и в первую очередь, родителей. Такое планирование очень удобно для всех членов семьи, особенно, если ребенка водят на кружки и секции (это мы тоже вносим в план).

Так малышу намного проще ориентироваться, он спокойно выполняет поставленные задачи.

Заключение.
Конечно, игр и приспособлений намного больше. Но это мои любимые. Они апробированы не только мной, но и дефектологами, психологами и логопедами, мамами моих учеников.

И не забывайте, что привычка человека формируется не менее 21 дня. Ждать результат раньше просто бесполезно.

Никогда не торопите ребенка с выполнением задачи, особенно, если она для него сложна.

Давайте малышу отдых, от слов, звуков, понуканий. У него должно быть свое время.

Всему свое время. Не поленитесь прочитать пособие по возрастной психологии, не торопите события. Все индивидуально. Реально оценивайте возможности ребенка.

Игра – единственно верная среда для развития ребенка, но она не исключает дисциплины.

Хвалите своего малыша, поддерживайте, однако действие превыше всего.

А главное, подумайте лишний раз, действительно ли нужен именно сейчас малышу определенный навык? Или это мнение соседки, свекрови или образ идеальной семьи из рекламного ролика.

Помните, что только Вы можете помочь своему ребенку. Любите друг друга и будьте счастливы.

Фото из личного архива

Больше интересных статей здесь: Психология.

Источник статьи: 5 самых простых развивающих привычек для дошкольника..