Когда-то ей следовали неукоснительно, а сейчас — по желанию. Когда-то она была привилегией богатых, а сейчас доступна всем. Когда-то она менялась раз в десятилетие или даже столетие, а сейчас — каждый сезон, а то и чаще.
В течение XX века мода превратилась в целую индустрию. Что, с одной стороны, упростило доступ к почти любой одежде для всех, с другой — создало массу проблем как для самих производителей и творцов, так и для потребителя.
Что это за проблемы и как их обойти без ущерба для себя, своего бюджета и планеты и как они сказываются на нашей жизни?
На вид — красиво, внутри — проблемно
Наше время характеризуется переизбытком товаров и информации. Сделать и предложить больше и быстрее, чем конкурент, — вот задача многих бизнесов.
Когда-то бренды делали по две коллекции в год. Потом у самых крупных появились pre-fall («предосенние») и resort (курортные) коллекции. Они были небольшими, сугубо практичными.
Были призваны немного разжечь аппетит перед стартом продаж теплых вещей (pre-fall) и укомплектовать гардероб богачей, выезжающих на море не только летом, но и круглый год (resort).
Курортная коллекция
Очень скоро промежуточные коллекции стали делать почти все, а затем в ход пошли и капсульные — по 5-10 вещей «на тему» или в сотрудничестве с каким-то брендом или художником.
И дело не только в конкуренции между собой, но и в попытке угнаться за масс-маркетом. Пока бренд «рожает» одну-единственную неповторимую коллекцию на лето — Zara выпустит несколько.
Пока дизайнер придумывает следующую, а летнюю параллельно закупают байеры и развозят по магазинам — Zara давно скопировала дизайн, выпустила, продала и уже предлагает что-то новое.
Кто-то сходит с дистанции и закрывает бизнес, кто-то протестует и «откатывает» производство к тем временам, когда коллекций было две — и этого было достаточно. Но большинство включается в игру, тем более, что мощности и дешевая рабочая сила позволяют это сделать.
«Zara» — крупнейший поставщик одежды масс-маркет
Как результат — вещей много. Вы себе даже не представляете, насколько. Зайдите как-нибудь на Wildberries и сделайте сортировку, например, «желтые платья» — и посмотрите, сколько вариантов вам выдаст.
Вдумайтесь: это лишь платья, это один цвет, это один интернет-магазин, а их сотни и тысячи, а желтых платьев — сотни тысяч, если не миллионы. А черных или белых? Если задуматься, голова кругом. Кто все это покупает? Зачем производить столько?
Потребитель не успевает реагировать. Он и рад бы, но устал от обилия окружающих его вещей. Он фильтрует, в лучшем для бизнеса случае, или вовсе отказывается играть в эти игры, годами ходя в одном и том же, одеваясь в каком-нибудь спортивном магазине или ЦУМе раз в сезон.
Он может даже одеваться в H&M или Mango, но абсолютно на своей волне, не вникая в тренды и прочие фантазии.
Люди устали от перенасыщенности рынка одежды и аксессуаров
Идет перенасыщение рынка одинаковыми вещами. С одной стороны, отлично, что цветочное платье или полосатую блузку можно купить в любом магазине и вариантов много, хотите с рюшечками, хотите с асимметрией, хотите на бретелях, мини или в пол — все что угодно.
С другой — зачастую только это там и можно купить. В итоге внушительная часть населения больших городов смотрится как армия клонов, а магазины недорогих брендов сливаются в одно большое пестрое пятно.
Представьте, что зашли в магазин, не видя вывески: отличите вы LC Waikiki от De Facto? А Koton от Calliope? Даже я не отличу. К слову, это оборачивается выгодой для местных дизайнеров: к ним стекаются все, кто устал от однообразия и ищет чего-то эдакого.
Помните: гонясь за модой, вы теряете свою индивидуальность и становитесь невероятно похожими на остальных
Какими бы гениями себя ни мнило человечество, запас идей все-таки ограничен, как и возможности человеческого тела, диктующие крой и фасоны.
Так что в последние годы плагиат и истощение источника идей встречается все чаще и уже даже звучат разговоры о том, что воровать идеи — это норма.
Расскажите об этом дизайнеру, который провел не одну ночь у монитора, придумывая узор для ткани или замысловатый крой пиджака, а потом их задешево растиражировали и вещи висят в каждом ларьке за пять долларов без указания его авторства.
Оказывается, воровать идеи сейчас стало нормой
Вернемся немного назад, к нашей горе вещей. Естественно, ее невозможно потребить, даже если бы у покупателей были бездонные кошельки. Значит, с ней нужно что-то делать.
Некоторые люксовые бренды уничтожают остатки после окончания сезона, даже не выставляя их на распродажу. Считается, что это удар по репутации.
Какая-то часть одежды идет в переработку, но не вся. Остальная отправляется гнить на свалку.
Не говоря уж о том, что вред экологии наносится еще на стадии производства, даже если речь идет о майке из хлопка без применения химикатов и полиэстера — это затраты питьевой воды, которой и так в мире не хватает.
Репутация — все, а вот защита природы — нет
Так как вещей много, а мы обходимся куда меньшим количеством, бизнес идет на все, чтоб заставить нас купить. И не гнушается использовать откровенно манипулятивные методы.
Фразы вроде «в этом сезоне вам не обойтись», «10 вещей, которые вам срочно нужно купить», «5 юбок, которые хотят все» и даже «Платья, которые сделают вашу жизнь лучше» стали общим местом.
Не говоря уже о том, что настойчиво создается образ некой идеальной леди, у которой целая коллекция белья Victoria’s Secret и обуви Jimmy Choo, дома она ходит исключительно в невесомых стильных вещах от Missoni.
А если у вас белье Oysho, туфли Zara и домашняя одежда Mark Formelle, то это, конечно, тоже неплохо, но все равно не то.
Рекламная кампания Victoria`s Secret
Быстрая смена трендов — тоже от перепроизводства и стремления заставить нас купить. Все просто: вот вы приобрели куртку и ходите в ней пять лет. Вам хорошо, а бизнесу? Вы ведь больше не идете в магазин!
Значит, пора новому тренду созреть и заставить вас почувствовать, что вы отстали, что вы не в теме и никто вас таким старомодным не полюбит. Как и в любой манипуляции и игре на комплексах, в этом мало приятного, в том числе для самооценки.
«Еще одна жертва моды!»
Упало и качество вещей. Никому не нужно, чтоб вы носили свое пальто/сапожки/сумку годами — вы должны поменять ее уже в следующем сезоне! Ну хотя бы в следующем году.
На практике получается, что иногда одежда приходит в негодность после первой стирки, а обувь — после первой прогулки. Многие уже так и покупают: отношу сезон и выкину, зато дешево!
Прошу вас, не надо так делать. Фактически вы поощряете производство ширпотреба.
Классический пример некачественной вещи
Не надо думать, что миром правят дизайнеры и по их злому умыслу вершится мода. По сути, они сами заложники системы.
Работать в таком темпе и выдавать четыре раза в год качественную коммерческую коллекцию, не просто красивую, а такую, которая будет продаваться, могут не все.
Не удивительно, что некоторые кутюрье страдают или страдали от алкогольной или наркотической зависимости, попадают в клиники с нервными срывами или громко хлопая дверью увольняются из именитых модных Домов, где когда-то мечтали работать.
Что же касается трендов, тут балом правят производители текстиля. Придумали новую технологию обработки замши — вот она и поедет на выставки, а спустя год-два появится во всех коллекциях.
А мы будем радостно скупать замшевые ботфорты, юбки и куртки.
Оказывается, вовсе не дизайнеры стоят во главе угла, а текстильная промышленность
Конечно, потребители со своей стороны тоже дают жару. Мы вроде говорим о том, что одежды переизбыток, но если вы зашли в магазин с разницей в 2-3 недели и ничего нового не появилось — появляется недовольство, мол, фи, одно и то же висит.
Мы говорим о том, что вещи стали хуже, но продолжаем покупать и не можем устоять перед очередной «выгодной» покупкой.
Фото с показов благодаря интернету теперь куда доступнее для широких масс, и публикуются не только модными изданиями, но и другими ресурсами, где мода не является основной темой, а также всяко-разными пабликами, если коллекция вызвала резонанс.
И вот тут народ отрывается как может. Сколько возмущения и колких комментариев вызывают стилизации мужских коллекций или последние шоу Gucci, например, пресловутый показ с головами в руках у моделей.
Дескать, куда катиться мода, они что, серьезно?! Между тем головы — просто спектакль и работа на публику, а если зайти на сайт интернет-ретейлера farfetch.com в раздел с вещами Gucci, вы увидите: это пусть и немного театральные, но симпатичные и на 80-90% абсолютно носибельные вещи.
Но покупатель не отделяет одежду от шоу и рассказанной истории, и потому искренне возмущен, что ему пытаются «втюхать» что-то странное и уродливое. Он, кстати, порой прав — но видит уродство вовсе не там, где нужно.
Вызвал у вас бурю эмоций и негодования этот образ?