Альтернативы наказанию: почему «стул позора» не нужен в детском саду

Здравствуйте, меня зовут Людмила Иванина, я работаю воспитателем в детском саду.

Почему «стул позора» — не метод воспитания

Вопрос о необходимости так называемого «стула позора» в детском саду я считаю риторическим. Лично я никогда не применяю подобные методы наказания, и в нашей группе такого предмета просто нет (разве что мой собственный стул для работы, но это совсем другое 😂).

Конечно, идеального поведения от дошкольников ждать не приходится, и определённые воспитательные меры необходимы. Однако крайне важно всегда помнить, с кем мы имеем дело: с детьми, чья психика и эмоциональный интеллект только формируются.

Конструктивные методы вместо наказания

В своей практике я опираюсь на несколько ключевых принципов, которые помогают решать конфликты и корректировать поведение без унижения достоинства ребёнка.

1. Смена деятельности

Это мой основной инструмент. Если ребёнок перевозбуждён, бегает и мешает другим, я не делаю замечание, а предлагаю альтернативу. Например, приглашаю его поиграть в спокойную настольную игру, порисовать или вместе посмотреть интересную книгу. Это помогает перенаправить энергию в конструктивное русло.

2. Беседа и эмпатия

Часто этот метод я совмещаю со сменой деятельности. В основе лежит разговор, направленный на осознание последствий своих действий. Если ситуация связана с конфликтом (например, один ребёнок ударил другого), мы стараемся вместе разобраться в чувствах.

Я задаю наводящие вопросы: «Как ты думаешь, что сейчас чувствует твой друг?», «Ты разозлился, потому что он не поделился игрушкой?», «Если бы можно было вернуть время назад, как бы ты поступил по-другому?». Такой диалог развивает эмпатию и критическое мышление.

Я никогда не заставляю детей извиняться формально.

Обратите внимание: Нужен ли даосский секс?.

Моя цель — чтобы ребёнок сам пришёл к пониманию своей ошибки и необходимости загладить вину. Как правило, после спокойного обсуждения искренние извинения находятся сами собой.

3. Взаимодействие с родителями

Этот метод я применяю в исключительных случаях. Почему так редко? Потому что большинство ситуаций мы успешно разрешаем внутри группы. Я категорически против двойного наказания — сначала в саду, потом дома.

К помощи родителей я обращаюсь, только если инцидент был серьёзным (например, с физическими последствиями) или если для решения проблемы действительно нужна их поддержка и единая стратегия. Обычные детские ссоры и споры я не выношу на семейный совет — дети, если захотят, расскажут о них сами 🤷‍♀️

⠀А какие методы воспитания и разрешения конфликтов используете вы? Родители, делитесь, как решаются подобные вопросы в вашем саду, что рассказывают дети?

Больше интересных статей здесь: Психология.

Источник статьи: Стул позора. Нужен ли он в детском саду.