Коллаж, объединяющий модели Balenciaga, Настю Ивлееву, скульптуру «Большая глина №4» и Ксению Собчак, задаёт тон разговору об отражении современности в искусстве (источник: instagram.com/p/CThvFpSIbre/).
Спорный гость столицы
В августе на Болотной набережной Москвы появилась масштабная работа швейцарского архитектора Урса Фишера «Большая глина №4». Её установка вызвала бурную и в основном негативную реакцию общественности. Многим эта композиция из нагромождённых гигантских кусков глины показалась откровенно провокационной.
Однако замысел художника был иным. Идея родилась спонтанно: увидев в мастерской небрежно сложенную груду глиняных заготовок, Фишер решил сохранить этот хаотичный образ, увеличив его масштаб в 50 раз. Так родилась парадоксальная скульптура высотой более 10 метров, которая спровоцировала в России культурное смятение и общественный скандал.
«Большая глина №4» на Болотной набережной в Москве (источник: instagram.com/p/CTFJ3npApuX/).
Искусство как повод для дискуссии
Подобные арт-объекты всегда становятся катализатором жарких споров. Особенно когда они возникают в историческом центре Москвы, в нескольких минутах ходьбы от Красной площади. Но почему у многих первая ассоциация с этой скульптурой оказывается столь однозначной и далёкой от высокого искусства?
Возможно, дело не в самой скульптуре, а в той реальности, которую мы на неё проецируем. Давайте попробуем взглянуть на работу Фишера под другим углом и увидеть в её грубых, абсурдных формах отражение различных граней нашей современной жизни.
«Большая глина №4» на Болотной набережной в Москве (источник: instagram.com/p/CSzobDXKoI2/).
Памятник поп-культуре
Взгляните на эту бесформенную массу. Разве она не напоминает стопку музыкальных альбомов Ольги Бузовой, на которую водрузили новейший опус Анастасии Волочковой «Вселенная»? В таком ракурсе скульптура предстаёт своеобразным монументом творчеству этих медийных персон.
А если вспомнить недавний скандал, связанный с Волочковой, то эта композиция и вовсе идеально вписалась бы в ландшафт её участка, став символичным соседом для знаменитой ёлочки, уход за которой вызвал широкий общественный резонанс.
Коллаж: Анастасия Волочкова на своём участке, где скульптура Урса Фишера смотрелась бы крайне органично (источник: instagram.com/p/CTKm4wOIwyV/).
Металлический цвет и экономическая реальность
Серебристый, металлический цвет скульптуры невольно отсылает к монетам, а значит — к экономике и финансам. В этом контексте работа Фишера может восприниматься как точная метафора ценовой ситуации в России.
Взлёт цен на гречку и другие базовые продукты за полгода, стремительный рост стоимости бензина — всё это находит своё отражение в устремляющейся вверх, «дорожающей» на глазах массе «Большой глины №4». Это печальный, но актуальный памятник инфляции и росту стоимости жизни.
Коллаж, сопоставляющий цены на бензин в российском регионе (август 2021) и скульптуру «Большая глина №4» (источник: instagram.com/p/CTKsz6JK5N1/).
Образование и медийное пространство
Ещё одна трактовка родилась после интервью Насти Ивлеевой Ксении Собчак. На вопрос об авторе романа «Отцы и дети» популярная блогерша уверенно назвала Льва Толстого.
Не являются ли рыхлые, хаотичные завихрения глины в скульптуре Фишера наглядной иллюстрацией уровня интеллектуальных запросов и общего образования некоторых современных звёзд Instagram и YouTube? Работа становится немым комментарием к состоянию публичного дискурса.
Коллаж: Настя Ивлеева в программе «Осторожно, Собчак» и скульптура «Большая глина №4» (источник: youtu.be/5JmVNFgRZoY).
Мода как вызов
Обратимся к миру высокой моды, в частности, к летней коллекции 2021 года бренда Balenciaga, который обожают многие знаменитости. Некоторые образы из этой коллекции производят впечатление нарочито деструктивных, словно собранных на руинах после апокалипсиса.
Эстетика «постапокалиптического секонд-хенда», которую продвигает бренд, находит удивительный отклик в аскетичной и грубой форме «Большой глины №4». Оба объекта бросают вызов традиционным представлениям о красоте и гармонии, отражая тревожные настроения эпохи.
Коллаж, совмещающий образы из летней коллекции 2021 Balenciaga и скульптуру «Большая глина №4» (источник: balenciaga.com).
Сила искусства без сюжета
Таким образом, грандиозное глиняное творение Урса Фишера, не предлагая зрителю готового нарратива, порождает бесконечный поток ассоциаций и интерпретаций. Оно оказывается удивительно многогранным произведением, способным стать зеркалом для самых разных явлений современной действительности — от поп-культуры и экономики до моды и образования.
В этом и заключается истинная сила современного искусства: один взгляд на «Большую глину №4» может стать поводом для глубокого размышления о мире, в котором мы живём. Скульптура, изначально встреченная в штыки, доказала, что способна быть не просто объектом, а активным участником диалога об актуальных социальных и культурных процессах.
С Вами был автор сайта «Зубастый свитер» 😉
Спасибо 🙏🏻 за Ваше внимание!
#стиль #одежда #юмор и развлечения #мода и красота #собчак ксения #скандал #ивлеева
Еще по теме здесь: Красота и здоровье.
Источник: Скульптура "Большая глина №4" как отражение нашей реальности.