Согласно данным исторической геологии, пролив Босфор образовался в результате масштабного природного явления, известного как «Черноморский потоп». Тысячи лет назад мощный поток воды прорвался из одного моря в другое, создав этот уникальный водный путь. Учёные предполагают, что данное катастрофическое событие могло лечь в основу легенд о Всемирном потопе, которые встречаются в мифологии многих народов, населявших этот регион. На протяжении всей истории Босфор воспевался поэтами и становился ареной военных конфликтов, оставаясь при этом ключевым звеном европейских морских торговых маршрутов.
Историческое значение и "Вопрос о проливах"
После завоевания Константинополя османские султаны возвели вдоль пролива множество укреплений. Изначально строительство велось в центральных районах города, однако с распространением пароходов в XIX веке роскошные летние резиденции стали появляться на более удалённых участках босфорского побережья. В конце XVII века, после закрепления Российской империи на побережьях Азовского и Чёрного морей, остро встала проблема контроля над Босфором и Дарданеллами, вошедшая в историю как «Вопрос о проливах».
Геополитический узел
Геополитическая важность Босфора обусловлена несколькими факторами. Во-первых, пролив очень узкий, что позволяет легко его «запереть». Во-вторых, оба его берега принадлежат одному государству — Турции. В-третьих, он соединяет открытое Средиземное море с закрытым Чёрным. Турция исторически использовала своё стратегическое положение, выдавая иностранным судам «фирманы» — особые разрешения на право торговли с черноморскими странами. Босфор неоднократно становился яблоком раздора между Россией и Турцией, приводя к нескольким русско-турецким войнам. По итогам одной из них был подписан Кючук-Кайнарджийский мирный договор 1774 года, гарантировавший русским судам свободный проход через пролив.
После Первой мировой войны, согласно Севрскому мирному договору 1920 года, Босфор был объявлен демилитаризованной зоной под контролем Лиги Наций. Современный правовой режим установлен Конвенцией Монтрё 1936 года, согласно которой пролив является международной судоходной зоной. С точки зрения международного права, Босфор считается «открытым морем»: торговые суда всех стран имеют свободу прохода. Однако Турция сохранила право ограничивать движение военных кораблей нечерноморских государств и ввела режим предварительного уведомления об их проходе.
Особенности навигации и инфраструктура
Босфор считается самым узким естественным межконтинентальным проливом в мире. Его извилистый фарватер вынуждает турецкие власти поддерживать сложную систему маяков и навигационного оборудования. На обоих берегах пролива раскинулся крупнейший город Турции — Стамбул.
БОСФОР ВДОЛЬ И ПОПЕРЕК
Босфор служит жизненно важным коридором для России, Украины и стран Закавказья, обеспечивая их выход из Чёрного моря в Средиземное и далее в Мировой океан. Значительную часть грузопотока составляет нефть из России и Каспийского региона, которую танкеры доставляют в порты Западной Европы и США.
Проход через Босфор сопряжён со сложностями из-за его S-образной конфигурации. Однако благодаря слаженной работе береговых служб, в современной истории пролива не случалось крупных катастроф. С 1960 года здесь произошло лишь около двух десятков инцидентов, не повлёкших значительных жертв или экологического ущерба.
Мосты и достопримечательности
Флора и фауна Босфора типичны для Средиземноморья, а главным промысловым видом рыбы является скумбрия. Идея строительства моста через пролив возникла ещё в античности, но реализована была лишь во второй половине XX века. Сегодня берега соединяют два грандиозных сооружения.
Босфорский мост (мост Ататюрка, или Богазичи), открытый в 1973 году, — это первый висячий мост через пролив длиной 1510 метров. Он соединяет европейскую и азиатскую части Стамбула. Высота над водой составляет 64 метра. Ежедневно по нему проезжает более полумиллиона человек. Проезд платный, а пешеходное движение запрещено из-за печальной статистики суицидов. Пешеходам предлагается пользоваться паромами, курсирующими между берегами с древних времён.
Мост Султана Мехмеда Фатиха, построенный в 1988 году, имеет аналогичную длину и также закрыт для пешеходов. Расстояние между мостами составляет около 5 километров. Для обеспечения безопасности судоходства вдоль пролива установлены несколько уникальных по архитектуре башен контроля, выполняющих роль маяков. Самой известной из них является Девичья башня (Кыз Кулеси), ставшая одним из символов Стамбула.
Жизнь на берегах пролива
На европейском побережье расположен престижный стамбульский район Бешикташ, где находится порт и площадь Барбароссы. Здесь же можно увидеть музей и мавзолей императора Священной Римской империи Фридриха Барбароссы, который, согласно одной из версий, погиб при переправе через Босфор во время Третьего крестового похода в 1190 году.
Несмотря на активное судоходство и неидеальную чистоту воды, в солнечные дни местные жители иногда купаются в Босфоре, например, с набережной Кеннеди в районе Султанахмет. Эта смелость отчасти объясняется демографическими изменениями: в городе стало больше приезжих из сельских регионов, в то время как коренные стамбульцы предпочитают более безопасные места для отдыха.
Наибольшая концентрация исторических памятников сосредоточена именно в районе Султанахмет. Здесь находятся всемирно известные достопримечательности: собор Святой Софии (Айя-София), Голубая мечеть, дворец Топкапы, Цистерна Базилика и Археологический музей. В 1985 году этот уникальный исторический район был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.