Божественное попущение и человеческая свобода: почему Бог допускает войны?


Вопрос, который волнует многих: «Мой дед и трое его братьев погибли на войне. Дядя побывал на Афганской войне, был контужен и таких натерпелся страхов, что совсем другим человеком стал — нелюдимым, нервным... Почему Бог, который есть любовь, допускает войны, кровопролитие? Откуда столько зла берется?» — задаёт Владимир Ганьшин.

Высокое призвание человека и дар свободы

Ключ к пониманию этой сложной темы лежит в осознании того, что Господь сотворил человека существом исключительно высокого достоинства. Согласно христианскому вероучению, человек призван к жизни, превосходящей даже ангельскую, и земное существование — это возможность принять или отвергнуть этот великий дар вечной жизни с Богом. Однако дарованная человеку свобода воли — это не только возможность выбирать добро, но и риск избрать зло.

Источник зла — не в Боге, а в человеке

Войны, насилие и страдания происходят не по воле Бога, а являются следствием того, что люди используют свою свободу и данные им способности против замысла Творца — во вред себе и своим ближним. Бог, будучи абсолютной Любовью, не лишает человека этого фундаментального дара свободы, даже когда тот обращает его во зло. Однако это не означает вседозволенности: христианская вера утверждает, что за каждое дело, слово и даже сокровенное намерение человек будет нести ответственность.

Кому следует адресовать вопрос?

Таким образом, вопрос «Почему Бог допускает войны?» по своей сути обращён не туда. Его следовало бы переформулировать и адресовать всему человечеству: «Почему люди, обладающие свободой и разумом, снова и снова выбирают путь ненависти, насилия и войны?» Ответственность за зло в мире лежит не на Боге, а на злоупотреблении той безграничной свободой, которую Он с любовью даровал Своему творению.