Бранденбургские ворота с изящными усиками. Или, Дали в Берлине

…Постоянно действующая выставка Сальвадора Дали в современном центре Берлина открылась к 20-летию смерти художника… - читаю в проспекте галереи, сидя в желтом вагоне приветливого берлинского надземного метро S-Bahn по дороге к выставке. Так он умер всего 20 лет назад, вот я не знала, что при моей жизни он был еще живой…

Бродя в лабиринте красных стен выставки и рассматривая более 400 уникальных экспонатов, ловлю себя на странных ощущениях. Такое чувство, что еще в ранней молодости он взял и решил, что просто обязан проявить гениальность, любыми путями. И что ли придумал себя сам: решил рисовать то, что шокирует, придумал свои тонкие усики, придумал себе походку и осанку, похудел, стал носить обувь только с острым носиком. Мне показалось, что Дали рассматривал сам себя, в первую очередь, как произведение искусства: его ногти, его брови, его почерк, все ненастоящее, он все это придумал. Он сам как нарисованный. Потом стал прорисовывать золотом некоторые детали, протыкать острым карандашом полотна.. все задумано, не нечаянно.. Какой грамотный пиар – вот что значит отучиться на маркетолога, везде мерещится рекламная кампания и попытка манипуляции массами.

Дружил с Пикассо, с Коко Шанель – это его лучшие друзья.. Портрет Дали кистью Пикассо часть выставочного экспоната.
Но ничего бы у него наверное не вышло, если бы он не познакомился с Русской…

Ее звали Елена Дьяконова. Вот она была по-настоящему странной и необъяснимой. В эту женщину он влюбился сильно и до конца, просто как наркотик она для него была, с нее он срисовывал и до последнего дня маниакально без нее жить не мог. Жену свою он звал ГАЛА - что по-французски означает “праздник”.. Это она, со своими связями и родовым именем ввела в круг богатых и знаменитых, она помогла стать ему тем, кто он есть..

Ну да, понятно, что то, что он рисовал стало знаменитым. Он брал самые известные странные произведения мирового наследия и как будто через увеличительное стекло перерисовывал, как в искаженном зеркале.. и загадывал ребусы - все его произведения из головы, не от сердца. Они поражают тонкостью и продуманностью, но холодные и по сути ничего нового он не придумал сам??.. Вот у Дали были такие периоды, он брал, например, тему «Алиса в стране Чудес» и перерисовывал черной тушью тонким тонким жалом всех персонажей так, как если бы захотел кто-то над ними сильно поглумиться и сделать изящно скрыто злыми.. Страшно на самом деле.. или вот, Тристан и Изольда.. красивые рыцари, таааакие дамы с тааааакими пальцами и так все вырисовано, но не его же тема опять же! И так далее, он прошелся по Кармен, по греческой мифологии, Фауст, Адам и Ева, конечно же Иисус... Да, бесспорно, у него был просто безупречный вкус и он видел изысканность в обыденном, все очень тоненько, что он делал, но дерзко и недобро.

А может он был просто несчастный псих-одиночка, который от собственных комплексов хотел доказать всем и поразить весь мир.. Ну может потому, что жена его плевала на него.. ну или не то что бы она плевала, но кажется не была и на половину так в него влюблена как он в ее. Он был ее проектом, с его помощью она была богатая и никогда не работала, часами красила ногти и хохотала по телефону. Может быть такая версия? Когда она умерла он почти забросил рисовать и делал всякие поделки из ракушек. Пропадал на пляже, собирал их, точил на станке и делал всякие поделки. Дольше всего наблюдала за виртуальным процессом создания Сальвадором Дали знаменитых бранденбургских ворот с усиками в подарок городу от гения. Болезненное чувство юмора и завышенная самооценка? Маниакальная гениальность? Хм.. Главное всем понравилось..

Интересно было смотреть старые кинопленки, где он снят на камеру.. позёр, который так вошел в роль, что по-другому не может уже просто? Да что за настроение то сегодня такое, критичное.. Но обмануть себя не получится, уже есть с чем сравнивать.. Красиво, красно, необычно. Но его работы в оригинале не светятся и не обдают энергетикой, они морозят и леденят..
Вернулась в свою берлинскую квартиру с высокими потолками и белыми стенами, поднялась по старинной лестнице на пятый этаж-без-лифта, растопила фаянсовую печь углем, холодно то как от этого сюрреализма.. почитала в интернете отзывы и описание музея - никто не смеет критиковать гения.. вот я какая дерзкая.. успокаивает лишь то, что у меня хотя бы есть свое мнение и желание разглядеть во всем живых людей с их человеческой жизнью..

/Дерзкие мысли после посещения галереи Дали/
Берлин, Потсдамер Платц, январь_2012