Бриллианты навсегда


        Бриллианты навсегда          Бриллиант... Даже само звучание этого слова завораживает! «Бриллианты навсегда» - так назывался знаменитый фильм о Джеймсе Бонде. «Бриллианты - лучшие друзья девушек», - пела Мэрилин Монро в кинокартине «Джентльмены предпочитают блондинок». А.И. Куприн писал о бриллиантах так: «Это свет солнца, сгустившийся в земле и охлажденный временем».

С бриллиантами связаны многие драматичные истории. Их крадут, подделывают, пытаются получать искусственно, из-за них убивают... Словом, если «бриллианты -лучшие друзья девушек», то это весьма опасные друзья.

ЧТО ТАКОЕ АЛМАЗ

Слово «алмаз» происходит от греческого «адамас» - «непобедимый», «непреодолимый». Алмаз представляет собой чистый кристаллизованный углерод. Это самое твердое вещество на Земле. Впрочем, скопления алмазов обнаружены и на Луне, но запасы эти столь невелики, что даже при соответствующем уровне развития техники едва ли когда-нибудь приобретут коммерческое значение.

Крупные алмазы встречаются в природе очень редко. Самый крупный алмаз в мире - «Куллинан» весом более полукилограмма - был найден в 1905 году на южноафриканском руднике. Удивительно, что он оказался осколком какого-то сверхгигантского камня! А мелкие алмазы, непригодные для ювелирной огранки, используются для технических нужд.

Необычайная твердость алмазов привлекает не только людей, но и птиц. В XIX столетии на рудниках Южной Африки разводили домашнюю птицу и ручных страусов. Роясь в отвалах, птицы глотали алмазы и приносили владельцу доход! У одного голубя в зобу нашли 43 алмаза общим весом 6 карат. А зачем птицам алмазы? Для тех же «технических нужд» - перетирания пищи в желудке. Алмазы - просто идеальные, вечные «жернова».

Кстати, о птицах в связи с алмазами рассказывается и в древней арабской сказке о Синдбаде-мореходе. Там добыча алмазов описывается так. Купцы бросали куски жирного мяса в ущелье «без входа и выхода, кишащее страшными змеями». Алмазы прилипали к жиру, а хищные птицы спускались в ущелье и уносили мясо в гнезда. Тогда купцы отпугивали птиц и забирали алмазы.

В этой сказке неожиданно много правды. На алмазодобывающих предприятиях порой перемешивали руду лопатками, смазанными особым жиром, к которому прилипали кристаллики алмазов. Южноафриканские компании считали состав этого жира важным производственным секретом.


        Бриллианты навсегда          БЛЕСТЯЩИЙ КАМУШЕК

В 1867 году на берегу южноафриканской реки Оранжевая, в 27 километрах ниже города Хоптаун, мальчик нашел блестящий камушек. Мать мальчика показала камушек соседу, пастуху Ван-Никерку. Тот заинтересовался и попросил продать камушек ему.
- Что ты, - удивилась женщина, - как можно продавать камни, которых полно вокруг валяется? Так возьми.

Ван-Никерк долго пытался выяснить, что это за камень, и продать его. Наконец, заезжий торговец послал камень на экспертизу главному геологу Капской колонии Атерстону. Тот заключил, что это алмаз стоимостью 500 фунтов стерлингов. За эту цену его купил губернатор Капской колонии и продал фирме в Хоптауне за... 11000 фунтов. Но фирма не прогадала. Она перепродала алмаз в Париже за 25 000 фунтов стерлингов. Так началась история южноафриканских алмазных россыпей.

А все крупнейшие алмазы древности происходят из Индии. Они упоминались еще за несколько тысячелетий до нашей эры в священных книгах - Ведах. По преданию, то были капли амриты, божественной жидкости, дарующей бессмертие. Боги позволяли, чтобы амрита доставалась людям лишь в твердом состоянии, когда она уже утратила волшебную силу. Алмазами (как и рубинами, изумрудами, сапфирами, жемчугами) был украшен небесный город Деварк, обитель бога Кришны. Но и в земных храмах в изобилии сияли драгоценности. Наш знаменитый бриллиант «Орлов» когда-то был глазом идола в браманском храме.

Хотя, строго говоря, «Орлов» не является бриллиантом. Ведь бриллиантом в точном смысле слова считается алмаз с особой огранкой, которую можно нанести только на достаточно «глубокий» камень. Вот почему ювелиры придумали еще несколько типов огранки, среди которых выделяются «роза» и «принцесса». К особо крупным камням применяют индивидуальные способы огранки. Огранка «Орлова» неправильная, по типу «роза*. А при огранке алмаза «Шах», переданного России Тегераном после убийства Грибоедова, некоторые его грани оставили нетронутыми.

Огранка алмаза влияет на его стоимость, качество ее очень ценится. Владельцы бриллианта «Кохинур» подвергали его огранке дважды. После первой он весил 191 карат, после второй - всего 109. Вес камня уменьшился почти вдвое, но цена лишь возросла.

КАК ИХ ПОДДЕЛЫВАЮТ

Цены на бриллианты очень высокие. Естественно, находится немало мошенников, стремящихся погреть на этом руки. Чаще всего за алмаз пытаются выдать синтетический белый сапфир и цирконий. Дело в том, что цирконий, как и алмаз, дает двойное отражение света - так называемый огонь. Но отражение идет не по всем направлениям, и специалисту нетрудно обнаружить подделку, рассматривая камень под разными углами. Дают двойное отражение и бесцветные сапфиры, но оно слабое и не дает сияния, из-за которого алмаз всегда кажется больше, чем есть.

Мошенники применяют и бесцветную шпинель, но она дает мало «огня» и отражает свет лишь в одном направлении. Впрочем, неопытных покупателей это может и обмануть - плохо ограненные алмазы также дают одно отражение. Такие подделки по имени изобретателя называют «алмазами Журадо». Иногда встречаются и фальшивки из искусственного рутила. Они имеют двойное преломление и «огоны», но довольно мягкие и едва царапают стекло. А из богатого свинцом хрусталя изготавливают более простые и дешевые подделки.

Продажа алмазов в оправе породила еще один вид фальшивок - «дуплеты». Это составные камни. Их верхняя часть - «корона» - сделана из алмаза, а к нижней пришлифован сапфир, топаз, шпинель или хрусталь. Граница склейки видна, если такой камень рассматривать через центральную (плоскую) грань короны под острым углом.

Словом, господа, подделка бриллиантов - занятие неблагодарное.

ТАИНСТВЕННЫЙ ИЗОБРЕТАТЕЛЬ

У Герберта Уэллса есть фантастический рассказ «Человек, который делал алмазы-. Мечта о создании алмазов, вероятно, столь же древняя, как грезы алхимиков о золоте. Первые подробные документальные свидетельства о попытке создания алмаза сохранились после исследований британского химика и минералога Баллантайна Хенни из Глазго.

Хенни проводил свои опыты с 1878 по 1880 год. Ученый считал, что если воспроизвести условия образования алмазов в природе, то проблема будет решена. Англичанин составил смесь из парафина, костяного масла и лития. Почему именно из этих веществ? Парафин и костяное масло богаты углеродом. А расплавленный литий этот углерод поглощает. Хенни заказал полуметровую трубу из лучшего железа с толщиной стенок более 40 миллиметров, окованную для прочности стальными кольцами. Набив трубу смесью, Хенни поместил трубу в отражательную печь и стал нагревать до темно-красного каления, намереваясь затем резко охладить в ледяной воде. Труба разорвалась. Хенни заказал другую, третью... Всего 80 труб, из которых лишь три уцелели.

Остывшие трубы Хенни распиливал, извлекал спекшиеся брикеты и кипятил их в концентрированной соляной кислоте. После всех процедур на фильтровальной бумаге осталось 12 сверкающих кристалликов, не больше просяного зернышка. Они превосходно резали стекло, не растворялись ни в кислотах, ни в их смесях... Алмазы?!

Баллантайн Хенни обнародовал свое открытие, но на его публикацию не обратили внимания - тогда слухов о создании искусственных алмазов было множество. Изобретателя поддержал лишь его друг, профессор минералогии Оксфорда Стори-Мэскелин. Но и его голос не был услышан. В конце концов, Хенни надоело возиться с загадочными камнями, и он засунул их в дальний ящик стола. После его смерти, разбирая коллекции и бумаги друга, Стори-Мэскелин перенес дюжину камней в Британский музей, снабдив их скромной надписью «Искусственные алмазы Хенни». Там они и пролежали более 60 лет.

В 1943 году историей загадочных кристаллов заинтересовались английские ученые Баннистер и Лонсдейл. В их распоряжении имелось вернейшее средство проверки - рентген. Ведь алмаз, будучи подвергнутым рентгеновскому облучению, дает характерную картину, свойственную только этому камню.

Результаты этой проверки могли озадачить кого угодно. 11 камней оказались, без сомнения, самыми настоящими алмазами, а двенадцатый - стекляшкой. Выходит, что если Хенни действительно получил алмазы, ими должны быть все камни. Баннистер и Лонсдейл решили повторить опыты Хенни, причем без привлечения современного оборудования, а по описаниям автора. Но никаких алмазов не получилось. Раздосадованные ученые прекратили попытки, а камни Хенни вернулись в Британский музей.

Так что вопросов в этой истории больше, чем ответов. Если Баллантайн Хенни создавал алмазы, почему в точно таких же условиях потерпели неудачу Банни-стер и Лонсдейл? И откуда взялся среди подлинных камней поддельный? Эти загадки еще никем не решены.

А ЧТО СЕГОДНЯ?

Сегодня искусственные алмазы делать научились. Это мельчайшие камни, применимые только в промышленности. Условия их производства впервые описал еще в 30-х годах XX века советский физик А.И. Лейпунский: необходима температура 2000 градусов при давлении 60 килобар.

06 искусственных алмазах, полученных в СССР, впервые объявили в 1960 году. Их получили в Институте физики высоких давлений под руководством академика Л.Ф. Верещагина при температуре 2000 градусов и давлении 50 килобар. Американская фирма «Дженерал электрик» получила алмазы при несколько иных параметрах - 53 килобара при 4000 градусов. Шведская компания АСЭА получила 30 мельчайших кристалликов при 70 килобарах и 3300 градусах. А сотрудники научно-исследовательского института в Калифорнии применили для синтеза взрыв и получили при 300 килобарах кристаллики в 40 микрон.

Как видим, успехи есть, но до бриллиантов еще очень далеко. Но, может быть, оно и к лучшему? Представьте себе, что было бы, если бы открыли дешевый и общедоступный способ производства золота. После ряда финансовых потрясений место золота в экономике заняло бы что-нибудь другое. А золото ценилось бы дешевле меди, потому что оно тяжелее и не такое пластичное. А сколько стоили бы бриллианты, если бы их можно было «выпекать» на каждой кухне? Пожалуй, не стоит расстраиваться из-за того, что и по сей день бриллиант остается манящей тайной.


Андрей БЫСТРОВ

Тайны ХХ века №36 (сентябрь 2013)