Дети, в силу своего возраста и развития, часто воспринимают мир через призму волшебства. Эта вера, свойственная незрелой личности, может стать неожиданным, но действенным инструментом для решения детских проблем и страхов.
Психология маленького ребенка во многом схожа с мировосприятием древнего человека. Они искренне верят в магию и чудеса. Фактически, все дети в возрасте от двух до пяти лет (а некоторые и до семи-восьми и старше) – это маленькие волшебники. Почему так происходит? И какое отношение к этому должны проявлять взрослые?
История первая: Одеяло против нечистой силы
Хотите узнать, как был побежден ужасный ночной монстр по имени Кукарямба? Когда Виталику было три года, его по ночам стала посещать Кукарямба. Как и положено всякой нечисти, она появлялась в темноте. Попытки нарисовать монстра не увенчались успехом – мальчик боялся, что рисунок может ожить. Психолог убедил его, что в кабинете Кукарямбе нечего делать, ведь там висят страшные «кляксы Роршаха». В итоге Виталик все же изобразил монстра, который оказался похож на запутанный клубок ниток.
Проблема сохранялась: ночные визиты пугали ребенка, и маме приходилось по несколько раз за ночь «прогонять» незваного гостя. Тогда был предложен магический ритуал: нужно было, ложась спать, скатать край одеяла в плотную трубочку и лечь на него. Этот обряд становился надежной защитой от Кукарямбы. Виталик поверил и стал спать спокойнее. Правда, если одеяло ночью распрямлялось, страх возвращался. Мама нашла гениальное решение – подарила сыну заколку, которой он стал фиксировать «защитный» валик. Так простое действие и вера в его силу помогли победить страх.
Что такое магическое мышление?
В его основе лежит детская вера в то, что, как говорил Сент-Экзюпери, «все связано со всем». Для ребенка эта связь неочевидна, но абсолютно реальна. Переставив предмет или совершив определенный ритуал, он искренне верит, что влияет на другие события и явления в мире.
Вторая важная составляющая – анимизм, то есть вера в то, что все вокруг обладает душой. Существуют особые, «правильные» способы взаимодействия с духами предметов и явлений. Если знать волшебное слово или действие, можно «договориться» с миром: например, сделать так, чтобы пошел или прекратился дождь.
Это мышление очень напоминает мировоззрение людей древних культур, где шаманы с помощью ритуальных танцев, рисунков и заклинаний пытались обеспечить удачную охоту или вызвать дождь. Конечно, связи в реальном мире гораздо сложнее и опосредованнее. Успех на охоте зависит от знаний, навыков и качественного оружия, а не от магических плясок. Однако для детского сознания такой прямой, магический способ воздействия на реальность – самый понятный.
Магия также тесно связана с детским эгоцентризмом. Ребенок, прибегая к ней, хочет, чтобы весь мир подчинился его желаниям, чтобы все вокруг работало на его благо.
Интересно, что и взрослые люди не полностью свободны от магического мышления. Мы можем постучать по дереву, плюнуть через левое плечо или вернуться, если дорогу перебежала черная кошка. Магические элементы пронизывают многие религиозные и бытовые практики. Вера в то, что, переименовав что-либо (например, милицию в полицию), мы кардинально меняем его суть, – это тоже отголосок магического мировоззрения.
Человек обращается к магии от слабости, непонимания или страха. Ему нужно создать иллюзию контроля над ситуацией. Кроме того, дети (как и древние люди) еще плохо отделяют воображаемое от реального. Магическое «решение» проблемы – это часто самоуспокоение, создание комфортной иллюзии. Зрелая личность четко видит границу между фантазией и действительностью.
История вторая: Чудо-лампа
Порой самый обычный предмет может стать мощным психологическим якорем, дающим ребенку чувство безопасности. Папа четырехлетней Эли часто уезжал в длительные командировки. Девочка сильно скучала, плохо ела, становилась плаксивой. Корень проблемы был в страхе, что папа может не вернуться никогда.
Рациональные уверения мамы не помогали. Тогда психолог спросил, есть ли дома предмет, который папа особенно любит. Им оказалась зеленая настольная лампа, которую отец всегда зажигал, придя домой. Эле было торжественно объявлено, что теперь она может гарантировать возвращение папы. Для этого нужно каждый вечер ставить эту лампу на подоконник в ее комнате и включать. Если ритуал выполняется ежедневно, папа обязательно вернется.
Девочка серьезно отнеслась к заданию, уточнив, каким именно боком нужно ставить лампу. После этого ее состояние значительно улучшилось. Два года, вплоть до школы, Эля выполняла этот «магический» обряд, который давал ей уверенность и спокойствие. Постепенно необходимость в нем отпала сама собой.
Как взрослым относиться к детскому волшебству?
Во-первых, с пониманием и уважением. Высмеивать ребенка, который таким способом пытается справиться со своими переживаниями, нельзя. Пока это его основной доступный инструмент.
Во-вторых, развивать и просвещать. Магию нельзя «запретить», она уйдет, когда перестанет быть нужной. Чтобы это произошло, нужно с ранних лет насыщать сознание ребенка знаниями о реальном мире. Читайте детские энциклопедии, объясняйте природные явления на прогулках, давайте возможность экспериментировать с водой, песком, конструктором. Показывайте настоящие, причинно-следственные связи.
В-третьих, использовать с умом. Как показывают истории, детскую склонность к магии можно осторожно применять для решения конкретных психологических проблем, особенно страхов, с которыми не справляются рациональные доводы. Это может быть единственным работающим методом. Однако злоупотреблять им не стоит – только в тех случаях, когда другие пути исчерпаны.
Вадим Слуцкий,
Педагог
Как реальный мир вытесняет магию: советы родителям
Что могут сделать родители, чтобы магическое мышление естественным образом уступило место реалистичному?
1. Не осуждайте. Если вы заметили, что ребенок совершает «магические» ритуалы, не смейтесь и не запрещайте (конечно, если это не вредит его здоровью или этическим нормам).
2. Поймите причину. Постарайтесь разобраться, какую внутреннюю проблему малыш пытается решить с помощью волшебства.
3. Предложите «безопасную магию». Если рациональные аргументы против страха не работают, иногда сами можете подсказать ребенку простой ритуал, который даст ему ощущение контроля.
4. Поощряйте сказки. Не стоит «разоблачать» волшебные сказки, доказывая, что так не бывает. Они питают воображение и учат морали.
5. Рассказывайте о реальном мире. С 2-3 лет активно знакомьте ребенка с законами природы, физики, окружающей среды. Отвечайте на его «почему».
6. Укрепляйте уверенность в себе. Давайте ребенку возможность проявлять инициативу, принимать решения в рамках его возраста. Уверенный в своих силах ребенок меньше нуждается в иллюзорной «магической» поддержке.
Ставьте лайк 👍 и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации!
#мой ребенок #мой человечек #чародеи среди нас #чародеи #магия и колдовство #магия и волшебство #детская психология #психология детей #осознанное родительство #советы родителям
Больше интересных статей здесь: Психология.
Источник статьи: ЧАРОДЕИ СРЕДИ НАС. Как волшебство может помочь решить проблемы..