Гнев - это эмоция страха, обиды и боли.
Вызвать гнев может личное оскорбление, обман, неожиданный поворот событий. Самой распространённой причиной гнева является фрустрация (грубо говоря, когда мы что-то хотим, но не можем).
Гнев, который опосредован межличностными отношениями начинается с цепочек взаимного обвинения. Обычно такие цепочки безобидны и считаются обыденными, но всё может зайти очень далеко. Чем больше взаимных оскорблений, тем больше вы приближаетесь к так называемому "запускающему звену", после которого идёт стадия необратимой вспышки гнева.
Цепочки взаимных вербальных обвинений состоят из следующих звеньев:
- Настойчивые советы.
- Деструктивная критика.
- Упрёки унизительного характера, причина которых не обоснована.
- Угрозы.
- Пренебрежение вашей роли в разговоре.
- Создание ярлыков, обобщение.
- Ругательства.
- Язвительность.
- Проклятия.
- Сарказм.
- Обвинения.
- Ультиматумы.
Как бороться с гневом?
- Игнорируйте обвинения в ваш адрес. Тяжело, но возможно. Вспомните, когда кто-то кого-то ругал на ваших глазах в общественном месте. Как выглядели при этом агрессор и жертва? Обычно негативное отношение к себе притягивает агрессор, а не жертва.
- Найдите объяснение гневу. Хорошему настроению свойственно заканчиваться, оно не работает 24/7. У всех нас есть свои личные проблемы, и, если кто-то на вас накричал, то спишите это на плохое настроение у собеседника. Если это повторяется часто, то или сведите общение с таким человеком к минимуму, или вычеркните его из своей жизни.
- Займитесь работой. Если вы чувствуете, что сейчас взорветесь, то вспомните, что у вас много работы. Пафосно скажите обидчику, что вам некогда тратить своё время на его обиды, уйдите от конфликта.
- Поговорите сам с собой. Признайтесь, что жизнь - штука несправедливая.
- Попробуйте понять, что вызывает гнев у вас или у вашего обидчика. Возможно ваш обидчик - ваш начальник-женщина, у которой есть причины для гнева, а может ваш ребёнок не хочет с вами идти гулять из-за того, что у него кризис 3 лет?
- Старайтесь искать компромисс в первую очередь, выстраивать диалоги, договариваться. Научитесь понимать тонкости общения.