Чтобы лучше понять самого себя

Книга, как видите, истрёпана — верный признак читательской любви. В данном случае — моей. Аккуратно обращаться с книгами в нашей семье учили едва ли не раньше, чем ходить, и читала я бережно, но, очевидно, перечитывала часто.

А как не перечитывать, если это Людмила Матвеева? Её школьные истории любви и дружбы, непростых отношений с одноклассниками, учителями, родителями, соседями — всегда немножко про меня, про каждого из нас. Узнаваемые ситуации и переживания — я тоже тот ребёнок, которому нельзя завести кошку или собаку, или трудно в классе, или приходится выкручиваться самостоятельно из разных ситуаций.

Повесть будет называться «Мы в пятом классе». Почему такое название? Кто — мы? Я считаю, что все люди немного дети. И взрослые тоже, и даже пожилые.
Людмила Матвеева

Все её книги всегда про каждого из нас.

И рассказы: «Так пролегла дорога», «Три девчонки, один я», «Двенадцать палочек», «Качели», «Петушок на крыше», «Марина и Валерка».

И повести: «Мы в пятом классе», «Казаки-разбойники», «Ступеньки, нагретые солнцем», «Школа на горке», «Прогульщик», «Уроки и перемены», «Дарю тебе велосипед», «Продлёнка», «Шесть тетрадок», «Старый барабанщик», «Почти вокруг света».

Не так давно была издана серия «Обитатели Лунного бульвара», которую я не читала, отпугнули названия — «Герой-любовник из 5 "А"», «Всё пропало в 5 "А"», «Дружба, зависть и любовь в 5 "В"», «Лунное затмение в 6 "Б"», «Бульварный роман в шестом "Б"», «Красавица из 6 "Б"», «Успешный бизнес в 6 "Б"», «Виртуальная любовь в 6 "Б"», «Конкурс красоты в 6 "А"», «Самый умный в 6 "Б"», «Бешеные бабки в 6 "Б"», «Тусовки в 6 "Б"», «Точка Ру и 6 "Б"», «Любовная лихорадка в 6 "Б"», «Муки ревности в 6 "Б"», «Любовный треугольник в 6 "Б"», «Невеста из 7 "А"», «Жених из 8 "А"», «Коварство и любовь в 9 "А"», «Соперницы из 4 "А"».

Если вы читали — напишите в комментариях об этих книгах.

Я осталась в книгах той «старой» Матвеевой, советской. Считайте меня ретроградом, если угодно. Но у меня нет задачи изучить все изданные всеми писателями книги, я не критик, не литературовед. Я писатель и моя задача — не повзрослевшего во мне ребёнка поддержать. Иногда я боюсь разочароваться и перестраховываюсь — не читаю некоторые книги, потому что не хочу испортить то чудесное послевкусие, которое осталось во мне после первого знакомства с автором. Вот здесь как раз такой случай. Я читаю только раннюю Матвееву. Это исключительно мой баг, я говорю об этом, потому что у меня нет мнения о лунно-бульварном цикле. Не читала. Возможно, упустила ценный опыт.

Но мне вполне хватает её старых книг.

Не рано ли детям про любовь? (Ну, не знаю... Я в 4 классе уже прочитала Мопассана, Золя, Бальзака, Драйзера и Цвейга.) Как по мне — Людмила Матвеева пишет про становление подростка, про поиск и создание себя, про честность и порядочность, про выбор и ответственность, про дружбу, про зарождающиеся зачатки чувств, которые нужно сберечь и вырастить.

Обратите внимание: Как понять мужа, если он пьет?.

Людмила Григорьевна не только прекрасный писатель, но и работала вожатой. У неё были педагогические статьи, она, кстати, хороший журналист.

Если говорить про воспитание, нельзя не упомянуть её супруга, выдающегося педагога Владимира Матвеева, основоположника педагогики сотрудничества и одного из организаторов движения юнкоров. Владимир Фёдорович тоже замечательно писал, работал в журналах «Вожатый», «Пионер», «Мурзилка» и в «Учительской газете» (причём в последних двух — главным редактором). При Матвееве «Учительская газета» расцвела, у неё были миллионные тиражи, моя семья её тоже выписывала и каждый матвеевский номер ждали, обсуждали публикации — издание тогда было рупором прогресса.

И, между прочим, Владимир Матвеев не только входил в Творческий союз учителей, вместе с Дмитрием Лихачёвым, Альбертом Лихановым, Бестужевым-Лада и другими выдающимися просветителями, но и возглавлял оргкомитет. Владимир Фёдорович Матвеев — реформатор и интеллектуальный титан, его наследие ценно и о нём необходимо знать.

Так что Людмила Григорьевна создавала свои тексты в совершенно уникальной атмосфере новаторства и просветительства, и это чувствуется и в её художественных книгах, и в публицистике, и в написанной в соавторстве с мужем статье «99 советов на лето».

Но вернёмся к книге.

тираж 100.000 экземпляров (в 1982 году) и огромная потребность в переиздании

Столько лет прошло и страницы давно пожелтели, и давно уже другие времена, а душа в книге юная, живая и по-прежнему всё актуально для подростков. Вот, прочитайте фрагменты в галерее:

Иллюстрации Ю.Карповой. Редкий случай — ничего не знаю о художнице. Если знаете о ней — напишите в комментариях, пожалуйста!

Людмиле Матвеевой сейчас 92, а её книги взахлёб читает современная молодёжь. И это естественно — ведь дети всегда чувствуют и ценят искренность. И уважение к их хрупким «я». И заинтересованность в их жизни.

Я смотрю на неё. Мне так важно понять её, эту девочку. Так важно, что словами не передать. И кажется, посмотри подальше, повнимательнее, вглядись поглубже — и всё разгадаешь. Я всматриваюсь и вижу вдруг, как она сквозь пальцы, мокрые от слёз, смотрит на меня внимательно и цепко.
Мне надо понять её, а ей — меня.
Людмила Матвеева, «Мы в пятом классе»

Название этой статьи «Чтобы лучше понять самого себя» придумала не я — это название одной из глав книги «Мы в пятом классе». И вот о чём эта глава:

Пусть читатель учится видеть за внешней яркостью — другую, главную. Пусть сумеет ценить верность и деликатность, заботливость, сочувствие. Пусть услышит того, кто говорит негромко. Пусть учится этому важному умению — отличать суть от внешнего, самое главное — от не самого главного.

Книги (я про старые, которые я знаю) Людмилы Матвеевой — обязательно читать! Не пугайтесь их «несовременности». Они очень даже актуальны.

#людмила матвеева #мы в 5 классе #книги для детей #книги для подростков #книги о любви #владимир федорович матвеев #матвеев учительская газета

Еще по теме здесь: Отношения.

Источник: Чтобы лучше понять самого себя.