...Прежде чем кому-то что-то "дать", надо чтобы это "что-то" у нас самих было...
Эта статья - дань памяти замечательному педагогу и автору не менее замечательной книги.
Меня лично смутила бы сама формулировка в названии статьи. Почему. Потому - что ребенок есть уже самостоятельная "единица". Это отдельная жизнь. Право самостоятельного принятия решения у него есть от рождения.
Становясь родителями, многие читают специальные книжки. Много книжек. Но в последнее время я почти не слышал фамилии - Соловейчик. Который Симон.
Талантливый русский педагог советского периода.
Есть у него в книге одна история. Да простит мне читатель ее краткий пересказ.
Маленький мальчик Матвей гулял с папой в парке. И папе надо было через какое-то вполне определенное время позвонить приятелю. В те времена не было у людей достижений современной техники, поэтому чтобы позвонить - нужно было завершить прогулку и увести ребенка из парка.Обратите внимание: Мнение эксперта в процессе принятия решения.
Папа у ребенка и спрашивает: можно ли мне позвонить? Ребенок естественно отвечает, что нет, нельзя - погулять-то хочется в парке. Папа молча принимает такое его решение и идет дальше. Потом оправдываясь перед ничего не понимающим знакомым.
У нас с вами большая кучу дел. И все они, конечно, важные. И почти никогда мы не думаем о том, как влияют наши дела - на возможность ребенка управлять хоть как-то своей жизнью.
Отсюда - начинаются разного рода капризы, ребенок учится манипулировать взрослыми. Вместо того, чтобы учиться принимать собственные, самостоятельные решения.
В разных культурах есть разные способы дать почувствовать ребенку разницу между полной самостоятельностью (читай вседозволенностью), и ограничениями. Например, в Японии в первые годы ребенку разрешается практически все без исключения. Зато потом начинают накладывать огромное количество ограничений и социальных норм (возможно, поэтому в Японии так велик процент фатальных душевных расстройств).
Ощущение "управляемости" собственной жизни - необходимо прививать маленькому человечку.
В целом, "нельзя" - это только там, где есть реальная и прямая угроза жизни и здоровью. Таких ситуаций в действительности довольно мало. И огромный процент родительских "нельзя" - это наши с вами проекции и негативные ожидания.
Будем терпимее к детям.
Больше интересных статей здесь: Психология.
Источник статьи: Дать ребенку принимать решения.