Тема детских страхов обширна и многогранна, ей посвящены целые тома психологической литературы. Однако вместо погружения в сложные теории, я предлагаю взглянуть на неё через призму личного опыта. Возможно, мои наблюдения и выводы помогут и вам лучше понять эту проблему и найти свой путь её решения.
Часто на прогулках прохожие обращают внимание на то, что моя дочь совершенно не боится собак. Люди удивляются, видя, с какой лёгкостью и радостью она подходит к ним, чтобы погладить или даже обнять. Сразу отмечу: у нас дома нет собаки, но у ребёнка нет и страха перед ними.
Личный опыт: от страха к принятию
А вот у меня самой отношения с собаками, особенно с мелкими и громко лающими, долгое время были настороженными. В детстве меня укусила небольшая собачка, и этот неприятный осадок остался со мной на годы. Я вздрагивала от лая и чувствовала дискомфорт, оказавшись рядом с животным. Наверное, у многих есть подобные истории из детства.
Всё изменилось, когда моей дочери исполнился год, и она начала активно исследовать мир. Она тянулась ко всем животным, и особенно к собакам. Я оказалась перед выбором: либо запрещать ей это, транслируя свои собственные опасения и тем самым ограничивая её познавательный интерес, либо разрешить, преодолевая свой страх и показывая на личном примере, что контакт может быть безопасным и приятным.
Я сознательно выбрала второй путь. Для меня это стало возможностью решить сразу две задачи. Во-первых, проработать свой собственный страх — как говорится, «клин клином вышибают». Чем больше я боялась, тем больше мне нужно было контактировать с источником страха. Во-вторых, я хотела помочь дочери вырасти без необоснованных, «вредных» страхов.
«Правильные» и «вредные» страхи: в чём разница?
Важно понимать, что «отсутствие страха» не означает полную бесстрашность. Я для себя разделила детские страхи на две категории:
- Правильные, здоровые страхи. Это инстинкты самосохранения, которые необходимы для безопасности. Например, понимание, что нельзя одному переходить дорогу, совать пальцы в розетку или играть с острыми предметами.
- Вредные, иррациональные страхи. Те, что не несут реальной угрозы, но мешают познавать мир, развиваться и в будущем могут осложнять жизнь. Сюда относится боязнь собак, мышей, высоты (в безопасных условиях), страх заговорить с незнакомым человеком, чтобы что-то спросить.
Обратите внимание: Детские страхи - проблемы родителей?.
Именно от этих «вредных» страхов, которые часто являются проекцией наших собственных переживаний, и стоит ограждать ребёнка.
Путь «собакотерапии»: практика и результат
С года мы начали нашу своеобразную «собакотерапию». На ежедневных прогулках дочь не пропускала ни одного четвероногого. За день мы могли «познакомиться» с десятком разных собак. Иногда она просила меня подойти и погладить животное вместе с ней. Мне приходилось через силу, но делать это, показывая пример спокойствия и дружелюбия.
Со временем произошло удивительное: мой собственный страх стал угасать. Я стала спокойнее реагировать на лай и даже задумалась о том, чтобы завести собаку. А моя дочь и по сей день сохранила искреннюю, светлую любовь ко всем животным.
Этот подход мы распространили и на других животных. В контактном зоопарке мне пришлось брать в руки и мышей, и змей, чтобы дочь увидела: маме не страшно, значит, и мне можно. Дети — великие имитаторы. Их отношение к миру во многом формируется через призму наших, родительских, реакций и эмоций.
Как мудро заметил Карл Густав Юнг: «Если существует нечто, что мы желаем изменить в ребенке, нужно сначала исследовать и посмотреть, не является ли это тем, что лучше было бы изменить в нас самих.»
Главный вывод: начните с себя
Ключевая мысль, которую я вынесла из этого опыта: не стоит проецировать свои страхи на ребёнка. Если вы боитесь собак, не нужно говорить, что они «злые» или «страшные». Наоборот, старайтесь излучать спокойствие и позитив. Тогда ребёнок не увидит в животном угрозы, а увидит нового друга.
Меня до сих пор умиляет, что на лай собаки моя дочь реагирует совершенно спокойно — для неё это такая же естественная форма общения, как мяуканье кошки или человеческая речь.
Поэтому самый верный путь — начать с себя. Не перекладывайте свои нерешённые страхи на хрупкие детские плечи. Попробуйте, наоборот, использовать интерес и бесстрашие ребёнка как инструмент для работы над своими собственными «гештальтами» из прошлого. Проходить этот путь вместе с ребёнком не только эффективнее, но и невероятно интересно!
#детские страхи #воспитание детей #взрослые и дети #психология #родительские страхи
Больше интересных статей здесь: Психология.
Источник статьи: Детские СТРАХИ как проекция собственных страхов и проблем.