В своем послании к Евреям апостол Павел выражает глубокую озабоченность духовным состоянием своих читателей. Он прямо говорит: «О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать». Эта фраза становится ключом к пониманию всей его тревоги. Павел начинает объяснять глубокий богословский смысл слов «Ты Священник вовек по чину Мелхиседека», но его мысль прерывается горьким осознанием реального положения дел.
Духовные младенцы вместо учителей
Апостол с горечью констатирует парадоксальную ситуацию: народ, который веками воспитывался Богом и по праву опыта «надлежало быть учителями» для других, сам нуждается в элементарных наставлениях. Он сравнивает их с младенцами, которым еще нужно «молоко, а не твердая пища». Это означает, что они неспособны воспринимать сложные духовные истины, оставаясь «несведущими в слове правды». Им все еще нужно объяснять базовые понятия добра и зла, в то время как духовно зрелый человек уже обладает внутренним чутьем, «чувства навыком приучены к различению добра и зла». Такой человек будет твердо стоять в добре, даже если весь мир пойдет против него, и избежит зла, не страшась ни лишений, ни самой смерти.
Призыв к движению вперед
«Посему, оставивши начатки учения Христова, поспешим к совершенству», – настаивает Павел. Его удручает, что приходится снова и снова доказывать необходимость перехода «от мертвых дел» ветхозаветного закона к живой и действенной «вере в Бога». Он призывает прекратить бесплодные споры «о крещениях» (подразумевая ритуальные омовения Ветхого Завета), которые напоминают ему давний спор учеников Иоанна Крестителя с иудеями. Апостол хочет, чтобы верующие перестали чрезмерно углубляться в детали, такие как механизм «возложения рук» или конкретные подробности «воскресения мертвых и суда вечного». Все это, уверяет он, станет понятным в свое время, «если Бог позволит». Сейчас же важно сосредоточиться на главном.
Трагедия вкусивших и отпавших
Особую тревогу Павла вызывает возможность отпадения тех, кто уже познал благодать. Он пишет о людях, которые «вкусили, что благ Господь», но затем отступили. Для таких, по его словам, «невозможно опять обновлять покаянием», поскольку они «снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему». Это страшное состояние, когда человек, знакомый с истиной и даже претендующий на знание, совершает сознательное зло, считая себя при этом правым. Перед такой ожесточенной душой даже пастырь может оказаться бессильным, подобно праведному Иосифу, который не находил слов, заподозрив Деву Марию.
Притча о земле: благословение или проклятие
Апостол приводит яркую сельскохозяйственную метафору, которая и дала название исходной статье: «Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы – негодна и близка к проклятию, которого конец – сожжение». Эта притча иллюстрирует принцип духовного плодоношения. Милость Божья, подобно дождю, изливается на всех, но ответ человека определяет его судьбу. Плодородная почва сердца, приносящая добрые плоды, удостаивается благословения. Бесплодная же, порождающая лишь «терния и волчцы» греха и противления, оказывается в опасной близости к суду.
Важно понимать, что Павел обращается ко всей общине, а не к отдельным отступникам. Его строгие слова не обидят ревностных верующих, но послужат им предостережением и побуждением к большей усердности. Тех же, кого эти слова задевают за живое, упрек лишь обличит их внутреннее состояние. История показала, что упорное противление истине ведет к тяжелым последствиям – «дням отмщения» и «великому бедствию». Именно от этой горькой участи и стремился спасти своих соплеменников апостол Павел, готовый, по его собственному признанию, ради их спасения быть «отлученным от Христа».
Больше интересных статей здесь: Отношения.
Источник статьи: ✒О земле негодной и близкой к проклятию.