Игумения Арсения, настоятельница Спасо-Преображенского Усть-Медведицкого женского монастыря
Из келейных записок и писем преподобной Арсении, игумении Усть-Медведицкой
Истинная суть молитвы
Настоящая молитва — это не просьба о земных благах или попытка выпросить что-то у Бога, исходя из собственных представлений о пользе. Основа правильной молитвы — глубокое смирение, осознание своего ничтожества перед Богом и понимание, что своими силами или внешними подвигами мы ничего не достигнем. Нельзя пытаться управлять святой волей Небесного Отца. Вместо этого следует говорить: «Господи, Ты один свят и совершен. Во мне одни страсти, и без Твоей помощи я не могу сделать ничего доброго. Я верю, что Ты дашь мне всё необходимое для спасения в Своё время. Да будет воля Твоя».
Не нужно даже настойчиво молить о собственном спасении, ибо человеку непостижимы судьбы Божии. Господь Сам знает, когда даровать душе спасение.
Условия правильной молитвы
Чтобы молитва была истинной, она должна исходить из сердца, исполненного «нищеты духа», сердца сокрушённого и смиренного. Слова молитвы следует произносить неспешно, не позволяя уму рассеиваться, но заключая его в словах молитвы. Этот путь тесен и труден для ума, привыкшего блуждать, но именно он ведёт к вниманию. Тот, кто вкусит благо внимания, полюбит этот узкий путь. Внимание — это первоначальный дар Божественной благодати, ниспосылаемый тому, кто с терпением и трудом подвизается в молитве. Однако благодатному вниманию должно предшествовать собственное, искреннее усилие человека, которое и является свидетельством его истинного желания.
Молитва и плач сердца
Когда от всей души прощаешь ближним их согрешения, тогда открываются твои собственные прегрешения. Ты видишь, как сильно нуждаешься в милосердии Божием, и понимаешь, что в нём нуждается всё человечество. Это рождает плач пред Богом — о себе и о мире. Святые отцы видели в таком плаче суть монашеского делания и саму жизнь инока. Плач — это и есть молитва. Он должен быть её неотъемлемой душой и постоянным спутником. Инокам, желающим стяжать молитвенный плач, следует особенно внимательно умерщвлять свою волю, отсекать её и не осуждать ближних. Тогда в сердце, куда собираются помыслы, рождается молитва и печаль о Боге, а эта печаль производит очистительные слёзы.
Игумения Арсения, настоятельница Спасо-Преображенского Усть-Медведицкого женского монастыря
Из писем к разным лицам:
Молитва как дыхание духа
Когда дух правильно устремлён к Богу, молитва становится его естественным дыханием — необходимым и правильным. Тишину помыслов и мир чувств дарует Господь душе, которая прилепляется к Нему верой и молитвой. Этого нельзя взять силой или установить в себе собственными стараниями.
Борьба с вражескими примесями
Враг пытается отравить любое благодатное чувство. К сокрушению о грехах он подмешивает отчаяние, к отречению — жестокосердие, к любви — сладострастие, к утешению — тщеславие. Человеку не под силу отделить этот яд самостоятельно. Но молитва Именем Господа Иисуса Христа, произносимая с верой из сокрушённого сердца, рассеивает тьму. Свет Христов обличает действие врага, сила Его побеждает его, и в душе остаётся естественное, пусть и несовершенное, но безмятежное состояние, готовое покориться воле Божией.
Как искать молитву в разных состояниях
Если молитва уходит из-за лености или рассеянности, её нужно искать с трудом. Если её прогоняют восставшие страсти, необходимо бороться и отрекаться от их причины. Когда душа в унынии и помрачении и не находит молитвенных слов, лучше всего просто пребывать в исповедании Единого Спасителя.
Основа живой молитвы
Живая молитва рождается только тогда, когда душа осознаёт свою крайнюю нужду в Божией милости и видит, как щедро Его дары питают нашу жизнь — и внешнюю, и внутреннюю. Только тогда молитва становится живым словом души, полным благодарения и сокрушения, как у псалмопевца Давида. Познание собственной греховности ведёт к поиску милости Божией, а осознание своего полного бессилия — к познанию Господа как Источника всякой щедрости.
Путь к чистой молитве
Стяжать чистую, непрестанную молитву невозможно без предшествующей ей самоотверженной деятельности. Ежедневно нужно полагать в сердце твёрдое произволение: отвергать всякое дело, слово, чувство и мысль, неугодные Господу, и направлять всю свою жизнь по Его заповедям. При таком устроении души всякое чуждое чувство или помысл сразу замечаются и отсекаются молитвой. При таком произволении Имя Иисусово само начинает действовать в сердце: оно побеждает неугодные чувства, просвещает душу к познанию воли Божией и дарует ей сердечный мир и тишину помыслов.