Духовный брак

Четыре главы этой части рассказывают о союзах, где:

1) муж — Крыса, Обезьяна, Дракон, жена — Петух, Змея, Бык;

2) муж — Кот, Кабан, Коза, жена — Лошадь, Тигр, Собака;

3) муж — Лошадь, Тигр, Собака, жена — Кот, Кабан, Коза;

4) муж — Петух, Змея, Бык, жена — Крыса, Обезьяна, Дракон.

Этот брак — гимн человеческому духу, гимн человеческому разуму. Путь супругов друг к другу в таком союзе наиболее сложен. Им трудно найти общий язык. Трудно им найти и единство в сфере разума — различны типы мышления. И все-таки, того, кто решится на такой брак и сможет проделать колоссальную духовную работу в поисках общности, л<дет самая высокая награда. Ни один из трех предыдущих типов брака не в состоянии принести той высокой гармонии, какую дает подобный союз.

Глубочайшие радости этого брака — награда за самоотверженность, за отречение от мира. Только максимально поглощенные друг другом супруги смогут решить сложнейшие задачи духовного союза. Вспомним три предыдущих типа брака. Гнездовой брак наиболее близок к природе, в нем легко без лишних слов найти общий язык. Осип Мандельштам предпочитал его потому, что такой союз дает ощущение свободы. Романтический брак тоже достаточно поверхностный, хотя и требует определенной работы, более сложных чувств и отношений. Равный брак уже делает человека творцом, но только в рамках собственной личности он может достигнуть высот духа, но только в границах собственного типа мышления. Слияние в таком союзе идет почти автоматически, без сильного напряжения. И лишь духовный брак требует работы духа, напряженного поиска единства. Романтика здесь вторгается в самую неромантическую область — разум.

В каком-то смысле этот брак по степени возможного влияния приближается к векторному. Но в нем нет негативных последствий векторных отношений, связанных с разрушением личности. Наоборот, здесь наступает гармония личности, гармония ее естественных и романтических устремлений. Любой человек, даже самый далекий от творческих устремлений, становится в таком союзе творцом и созидателем. Этот союз закладывается под девизом: «Сотвори себя, измени себя».

Подобный брак — для жаждущих максимальной несвободы в браке. Разумеется, что он тяжелое испытание для небогатых духом и для тех, у кого заложена установка на сохранение своей индивидуальности.

Взаимная романтизация мышления — самая трудная задача. Начаться такой брак может, как и всякий другой, с любви, но в отличие от иных браков любовь здесь не является начальной фазой и должна храниться всегда. К любви нужно прибавить общее дело, причем и муж и жена должны уважать точку зрения друг друга. Таким образом, в этом союзе синтезируются особенности трех предыдущих типов брака.

Ничто в жизни супругов не может оставаться личной собственностью — все должно стать общим, выверенным, выстраданным во взаимных исканиях. Только такая работа над собой поможет вам понять и принять вашего спутника жизни. И только таким постоянным напряжением духа вы придете к изменению своих привычек, внешнего облика, мышления, к изменению своих стремлений. И в конечном итоге сольетесь в единое целое, став явлением человеческого общества.

Но любая небрежность, проявление лени души на пути духовного искания могут обернуться трагедией и разрывом. Разумеется, супруги в зависимости от своего знака должны уступать первенство другому в романтизируемых сферах и главенствовать в сферах основного действия их личности.