Интересно, что повышенное давление у ребенка особого волнения у родителей не вызывает. Обычно они неохотно идут со своим ребенком на прием к педиатру. Ребенок жалоб особых не предъявляет, страха, как, например, при повышенной температуре, нет, и хлопот нет. К тому же многие годы считалось, что повышенное артериальное давление (гипертензия) встречается преимущественно среди взрослых. И лишь в последние годы, когда ученые-педиатры провели массовые измерения артериального давления среди детей в различных регионах нашей страны, было установлено, что у многих из них артериальное давление или повышено, или понижено. Было высказано мнение, что истоки гипертонической болезни взрослых лежат в детском возрасте.
Среди взрослых около 10-15% имеют повышенное артериальное давление, причем с возрастом эта цифра достигает 25-30% (в 40-59 лет каждый четвертый страдает этим заболеванием).
Учитывая, что гипертоническая болезнь взрослых часто приводит к атеросклерозу и опасным для жизни осложнениям — кровоизлияниям в мозг (инсульт), сердечной и почечной недостаточности с последующей инвалидностью, не вызывает сомнений, что лечение повышенного артериального давления должно проводиться обязательно и как можно раньше, т.е. в детском возрасте.
Гипертоническая болезнь в настоящее время хорошо изучена и неврогенная сущность ее не вызывает сомнений. У небольшой части больных повышенное артериальное давление вызывается поражением некоторых органов —это так называемая вторичная или симптоматическая гипертензия, при которой давление может повышаться до очень высоких цифр даже в раннем детском возрасте.
При первичной артериальной гипертензии, которой страдает большинство детей, наблюдается небольшое и непостоянное повышение давления. При этом изменения со стороны сердца, почек и глазного дна в большинстве случаев отсутствуют. Такая умеренная и непостоянная (транзиторная) гипертензия в детском и юношеском возрасте встречается у 4-15% обследованных детей и подростков, причем чаще среди мальчиков и юношей. По последним данным первичная артериальная гипертензия среди подростков в возрасте 15-17 лет встречается у юношей в 10-12% случаях, а у девушек — в 7-8%.
Если дотошный читатель обратится к медицинской литературе, то обратит внимание на то, что для обозначения данного заболевания используются различные термины: транзиторная гипертензия, вегетативно-сосудистая дистония по гипертоническому типу, нейроциркуляторная дистония по гипертоническому типу, пограничная гипертония и ряд других. Все это синонимы, но чаще всего используется термин «первичная артериальная гипертензия».
Первичная артериальная гипертензия не является болезнью в буквальном смысле слова. Но при ней происходят те сложные сдвиги в регуляции уровня артериального давления, которые, стабилизируясь, в будущем могут сформировать клиническую картину гипертонической болезни. Однако такой переход не является фатально неизбежным — во многих случаях прогрессирование процесса не происходит и через 2-3 года может наступить выздоровление. Прогнозировать исход заболевания очень трудно, а то и просто невозможно — нельзя же предсказать, как в дальнейшем сложится судьба человека, какие жизненные трудности ему придется преодолевать и с какими негативными явлениями социального плана он будет сталкиваться в будущем.
Эмоциональный стресс и другие психологические факторы играют важную роль в развитии артериальной гипертензии. Среди других психосоциальных факторов. важное место отводят особенностям личности, в частности имеет значение тип реагирования на стрессовую ситуацию. У лиц с невротическими чертами, как правило, наблюдаются выраженные изменения в кровообращении. Это характерно и для взрослых, и для подростков.
Изучая личностные особенности подростков с первичной артериальной гипертензией, врачи установили также значительное преобладание акцентуаций характера. Все это свидетельствует о том, что в комплексном лечении первичной артериальной гипертензии у детей и подростков наряду с медикаментозными средствами должны занять соответствующее место воспитательно-педагогические меры и психотерапия. О последних более подробно мы расскажем ниже.
Есть один момент, который всегда следует учитывать при определении будущего подростка с повышенным артериальным давлением. Это наследственная предрасположенность к гипертензии. Наследственная отягощенность по гипертонической болезни (больны мать, отец или оба родителя) была установлена у половины обследованных подростков. Если учитывать при этом гипертензию и другие сосудистые заболевания у дедушек и бабушек, то процент наследственной отягощенности возрастает до 60-70 %.
Среди факторов, способствующих повышению артериального давления у детей и подростков, в первую очередь, как это уже отмечалось, следует отметить постоянную или периодическую аффективную напряженность на фоне гормональной перестройки в подростковом возрасте.
Известно, что в период интенсивного роста и полового созревания ребенка происходит превышение уровня нервных воздействий на организм с последующим повышением сосудистого тонуса и периферического сосудистого сопротивления кровотока.
Повторяющиеся нервные перенапряжения в сочетании со сниженной двигательной активностью (гиподинамией) способствуют превышению функционального уровня центральной нервной системы и сердечно-сосудистой системы.
Вообще, гиподинамия — фактор, предрасполагающий ко многим болезням, а к повышению артериального давления у детей и подростков — в большей степени. Сниженная двигательная активность зачастую ведет к ожирению. А известно, что при ожирении учащаются случаи сердечнососудистых заболеваний. Между ожирением у детей и величиной артериального давления наблюдается отчетливая прямая связь.
Нельзя полностью исключать влияние очагов хронической инфекции (чаще в миндалинах) на сердечно-сосудистую систему в сторону повышения ее реактивности к различным факторам внешней среды. А это может явиться дополнительным фактором повышения давления.
У детей и подростков с непостоянным повышением давления, как правило, жалоб не бывает. Обычно повышенное давление обнаруживается при случайном осмотре у врача или при диспансерном обследовании. Если жалобы бывают, то в основном носят невротический характер и отличаются непостоянством'. Приблизительно у 13-15% детей и подростков отмечается шум в голове и головокружение; последнее проявляется кратковременной потерей равновесия, потемнением в глазах при быстрой перемене положения тела или ощущением потери ориентировки в пространстве. Значительно чаще отмечаются головные боли (приблизительно у 40%), которые обычно возникают во второй половине дня или в вечерние часы после занятий в школе или приготовления уроков. Интересно, что в каникулярное время головных болей не бывает.
Локализация головных болей чаще всего ограничивается лобной или височной частью головы, реже (в более поздней стадии заболевания) затылочной.
Головные боли носят различный характер (тупой, давящий, стягивающий), порой достигают большой интенсивности, снижая работоспособность школьника. Обычно, но не всегда интенсивность головных болей коррелирует с уровнем артериального давления.
Помимо головных болей у детей и подростков с повышенным артериальным давлением могут наблюдаться самые разнообразные болевые ощущения в области сердца. Они характеризуются чаще всего покалыванием и колотьем различной интенсивности в области соска, сжиманием или давлением вплоть до схваткообразных болей. Часто боли появляются без видимых причин, продолжаются в течение 30-60 минут и более, усиливаясь и ослабевая, а затем исчезают без всякого лечения. Иногда они усиливаются или провоцируются при волнении, переживании, после отрицательных эмоций. Обследование, включая электрокардиограмму, как правило, никакого заболевания сердца не обнаруживает и неврогенная природа таких кардиальных болей сомнений не вызывает.
Дети и подростки с первичной артериальной гипертензией обычно плохо переносят жару, в душном и жарком помещении у них может наступить обморочное состояние. Большинство из них относятся к метеопатам, т.е. к лицам, чувствительным к перемене погоды. Повышенная раздражительность, психоэмоциональная лабильность, различные симптомы вегетативной дисфункции наблюдаются у них столь же часто, как и при других функциональных заболеваниях неврогенного происхождения.
Многие дети и подростки жалуются на нарушения сна, которые характеризуются трудностью засыпания и меньшей его продолжительностью. Сон обычно поверхностный, прерывистый, после сна нет ощущения полноценного отдыха; в дневное время отмечается сонливость.
Заболевание имеет определенные стадии.
В начале заболевания давление повышается умеренно (обычно до 140-145 мм рт. ст., редко до 150-155 мм рт. ст.). Быстро повышаясь при волнении, переутомлении или физической нагрузке до вышеуказанных цифр, оно столь же быстро приходит к норме в состоянии физического и психического покоя. Во время полноценного отдыха, каникул, когда школьник хорошо высыпается и больше времени проводит на воздухе, давление, как правило, нормализуется.
В последующей стадии комплекс жалоб такой же, как и в начале заболевания, но головные боли бывают чаще, продолжительнее, с преимущественной локализацией в затылочной области. Подъем давления может достигать 155-160 и даже 170 мм. рт. ст. Без лечения давление снижается и нормализуется значительно реже. У этих больных глазной врач обнаруживает изменения на глазном дне. Изменения со стороны сердца обычно незначительные — это наклонность к учащению сердечного ритма.
У подростков с повышенным давлением масса тела в большинстве случаев превышает норму.
Если у ребенка в раннем возрасте обнаружено повышенное давление, можно предположить вторичную артериальную гипертензию. Она может быть симптомом (отсюда и название: симптоматическая, или вторичная, гипертензия) ряда заболеваний внутренних органов, нервной и эндокринной систем — сердца, почек, гипофиза, надпочечников, дизнцефальной области мозга.
Обычно эта гипертензия во многих случаях носит злокачественный характер, поэтому важно измерять давление у детей как можно раньше. Проведение медикаментозной гипотензивной терапии дает возможность избежать развития почечной, сердечно-сосудистой недостаточности, сосудисто-мозговых осложнений.
О важности измерения артериального давления свидетельствует такой пример. На первом году жизни у ребенка отмечались частые срыгивания и рвота, задержка физического развития. В возрасте 3 лет — слабость, рвота при переходе из горизонтального в вертикальное положение, продолжающаяся в течение четырех дней. И только в возрасте 4 лет на фоне слабости и рвоты впервые было измерено давление и зарегистрировано 240/160 мм.рт. ст. Развилось острое нарушение мозгового кровообращения, в результате правосторонний паралич; конечностей вследствие инсульта.
Естественно, чтобы поставить правильный и своевременный диагноз, требуется тщательное и всестороннее обследование в условиях специализированного стационара. Задача это непростая, и иногда ребенок вынужден несколько раз поступать в стационар; все это время он получает медикаментозную гипотензивную терапию, которую родители должны неукоснительно выполнять в домашних условиях.
Как мы уже отмечали, гипертоническая болезнь среди взрослого населения очень распространена. Поэтому во многих семьях есть аппараты для измерения артериального давления. Однако, как показывает практика, не все умеют правильно измерять давление, хотя процедура эта не является сложной.
Правильное измерение давления зависит, во-первых, от исправности аппарата (по правилам следует один раз в год проводить стандартизацию аппарата); во-вторых,- от слухового аппарата человека, измеряющего давление (нарушение слуха приводит к ошибкам в измерении); в-третьих, требуется скрупулезно соблюдать правила измерения давления.
Приводим краткое описание методики измерения давления.
За 30 мин до измерения давления ребенок не должен принимать пишу, физически напрягаться, подвергаться воздействию холода. Рукава одежды должны быть свободны. В помещении, где проводится измерение давления, нужно создать спокойную обстановку.
Манжета накладывается на плечо, при этом ее нижний край располагается примерно на 2 см выше внутренней складки локтевого сгиба. Центр резинового мешка должен находиться над плечевой артерией. Резиновая трубка соединяет манжету с манометром. Накачивая воздух в манжету, измеряющий прощупывает пульс ребенка на артерии и наблюдает за столбиком ртути. При определенном давлении в манжете пульс исчезает. После этого давление в манжете поднимают еще на 20 мм рт. ст. — это будет «максимальное давление» в манжете. Затем воздух из манжеты выпускается. При последующих измерениях артериального давления у ребенка давление в манжете доводится до этого уровня. Все эти указания следует выполнять неукоснительно.
При измерении артериального давления фонендоскопом во время выпускания воздуха также фиксируются тоны. Первая фаза (появление тонов) отмечается как систолическое, или верхнее, давление, четвертая (изменение тембра и звука) — как первое диастолическое, и пятая (исчезновение) — как второе диастолическое давление, или нижнее.
Измерение артериального давления производится до ближайшей четкой цифры (т.е. с интервалом в 2 мм рт. ст.). Если ртутный столбик оказывается между двумя отметками, то отмечается ближайшая верхняя четная цифра.
Детально процедура измерения давления после наложения манжеты и ее соединения с аппаратом состоит из следующих этапов:
1. Выждать 30 секунд.
2. Вставить ушные муфты металлических трубок фонендоскопа в уши.
3. Приставить диафрагму фонендоскопа к месту проекции плечевой артерии, непосредственно ниже манжеты, но не касаясь ее и соединительной трубки.
4. Закрыв запирающий винт и сжимая грушу быстрыми, но ровными движениями накачать воздух в манжету до предварительно определенного «максимального» уровня. Глаза должны быть на уровне середины шкалы манометра и фиксированы на «максимальном» уровне.
5. Слегка открыть запирающий винт и, поддерживая постоянную скорость выпускания воздуха — примерно 2 мм рт. ст. в секунду, выслушивать артерию, продолжая делать это, пока уровень ртути в манометре не опустится на 20 мм рт. ст. ниже уровня диастолического АД.
6. После этого можно, открыв запирающий винт, полностью выпустить воздух из манжеты, вынуть муфты металлических трубок фонендоскопа из ушей, записать цифры артериального давления.
7. Если звуки не отчетливы или какая-нибудь случайность нарушила качество измерения давления, повторите все этапы измерения.
Для того чтобы ориентироваться, является ли зафиксированное давление нормальным, повышенным или пониженным, в конце главы приводится таблица пределов колебания давления у детей школьного возраста Москвы (от 7 до 17 лет).
Если у вашего ребенка повышено (или понижено) давление, следует немедленно обратиться к врачу, который подтвердит результаты вашего измерения и назначит соответствующее обследование, а при необходимости и квалифицированную консультацию.
Более подробно хотелось бы остановиться на практических рекомендациях для учителей и родителей по профилактике артериальной гипертензии у детей и подростков.
Аксиомой является то, что одной из мер, способствующих сохранению здоровья и поддержанию на достаточно высоком уровне работоспособности детей и подростков с повышенным артериальным давлением, а также профилактики гипертензии является правильно построенный режим дня, регуляция продолжительности всех видов учебной и вне учебной деятельности, рациональное чередование труда и отдыха, т.е. создание оптимальных гигиенических условий в школе и дома.
Известно, что в школах к концу каждого урока ухудшается микроклимат, а к концу занятий в два и более раз увеличивается содержание углекислого газа во вдыхаемом воздухе, температура воздуха повышается на 2-5°С, увеличивается влажность, создаются дискомфортные условия.
Утомление у школьников младших классов развивается уже к концу второго урока, а у более старших — к концу третьего. При этом у учащихся отмечаются выраженные изменения в функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы. Так, к концу уроков у ряда детей нередко можно зарегистрировать повышение тонуса периферических сосудов. Поэтому для повышения работоспособности учащихся на третьем и последующих уроках необходимо проведение трехминутной физкультурной паузы.
Медицинские работники школ, педагоги должны обращать внимание на соблюдение режима отдыха учащихся во время перемен. Следует обязательно проветривать школьные помещения.
Во внешкольном периоде регламентация труда и отдыха, физкультурных занятий должна осуществляться родителями, но делать это следует незаметно и ненавязчиво, без нудных назиданий.
У детей и подростков с повышенным артериальным давлением признаки утомляемости во время учебных занятий проявляются особенно резко. Км рекомендуется во время больших перемен выходить на воздух.
Учителя должны по возможности бороться с шумом во время перемен. Четко доказано, что повышенный уровень шума на переменах, особенно в школах, расположенных в шумных районах больших городов, вызывает наиболее неблагоприятные сдвиги в организме учащихся с повышенным давлением. Это может проявляться в виде головной боли, появляющейся к концу учебных занятий или во второй половине дня, утомляемости, раздражительности, ухудшения сна, развития хронического утомления.
В деле профилактики и лечения первичной артериальной гипертензии большое значение придается уровню двигательной активности. Терапия движением сегодня завоевывает свое место в наборе терапевтических средств как для детей, так и для взрослых.
Как показали результаты исследований, одним из важных факторов, способствующих развитию у детей и подростков первичной артериальной гипертензии, является недостаточная двигательная активность (гиподинамия). Выраженная гиподинамия может вызвать прогрессирующее снижение адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы, дисфункцию вегетативных отделов нервной системы. У этих детей с первичной артериальной гииертензией снижена физическая работоспособность, и это снижение идет параллельно с тяжестью заболевания. Кроме того, отмечена рефлекторная зависимость между тонусом скелетной мускулатуры и уровнем артериального давления. Мышцы являются тем звеном, через которое с помощью специальных упражнений можно воздействовать на уровень давления. Основной задачек врача при этом является подбор оптимального объема двигательной активности.
Терапия движением включает в себя лечебную гимнастику, бег трусцой, ходьбу, плавание, вело тренинг и др. Наиболее перспективно сочетать лечебную физкультуру с другими видами двигательных упражнений, а также с бегом, ходьбой, плаванием. Обычно курс лечения составляет не менее четырех недель. Особенно полезно плавание в морской воде. Доказано, что при этом происходит снижение тонуса симпатической нервной системы.
Очень хороший результат дает вело тренинг, причем физическую нагрузку надо точно дозировать в соответствии с возрастом больного и повышать ее по мере необходимости. Известно, что тренировочный эффект в полном объеме наступает обычно при пульсе 140 уд/мин и выше. Однако такая частота пульса допустима только при начальной стадии артериальной гипертонии. Длительность тренировочного занятия составляет 10 мин с частотой тренировок 5 раз в неделю.
Очень полезно сочетать лечебную физкультуру с массажем. Достигается более быстрая нормализация давления и других показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Все виды двигательной активности в сочетании с рациональной диетой способствуют снижению и нормализации массы тела тучных детей. Особенно это важно в тех случаях, когда ожирение сочетается с гипертензией, что встречается довольно часто.
Поддержание массы тела на нормальном уровне за счет двигательной активности с ограничением потребления жиров и продуктов, содержащих много углеводов, — важная мера профилактики обострения гипертензии. Главное условие — следует избегать избыточного потребления поваренной соли (хлорида натрия), не больше 5-6 г за сутки. Резкое снижение потребления поваренной соли значительно снижает давление у лиц даже со стойкой гипертензией.
К негативным факторам помимо гиподинамии относятся вредные привычки (курение, алкоголь). Тяжелый психологический климат в семье, неблагоприятные условия жизни, большие умственные перегрузки также создают предпосылки для формирования гипертензии у детей и подростков. Перемена обстановки, устранение стрессовых ситуаций и школьных перегрузок зачастую приводят к нормализации давления даже без применения какого-либо лечения.
Для закрепления эффекта помимо двигательной терапии применяют и другие методы немедикаментозной терапии. Определенное положительное действие в общем комплексе врачебных мероприятий при первичной гипертензии у подростков с нейровегетативными расстройствами оказывают акупунктура (иглоукалывание), а также физические методы лечения — аэротерапия, гелиотерапия, лечебный массаж (в том числе и самомассаж), электросон, электрофорез с различными препаратами (новокаином, димедролом и хлористым кальцием, а также магнием и бромом).
Отличный результат наблюдается при применении углекислых ванн нарзана в подростковом санатории г.Кисловодска. После двух ванн у больных снижается давление, а после пяти — полностью нормализуется, уменьшаются и исчезают невротические проявления.
Неплохой нормализирующий эффект дают и простые теплые ванны с температурой воды 36-37°С, а также кислородные, жемчужные, хвойные, хлоридо-натриевые (с концентрацией хлорида натрия до 30 т/л), радоновые и сульфидные ванны, а также теплые дождевые души.
Из психотерапевтических методов используют гипнотерапию и аутотренинг, метод психологической разгрузки.
В домашних условиях иглотерапия с успехом может быть заменена шиацу (японская терапия надавливанием пальцев в определенные точки). Вот несколько рекомендаций специалиста по шиацу Токуиро Намикоши.
Тяжесть в голове (в результате застоя венозной крови).
Это состояние легко устранить, усиливая приток свежей крови к мозгу. Надавите несколько раз подушечками обоих больших пальцев на область макушки (давление сильное, но не вызывающее боли) в течение 5-7 секунд, идя от затылка в сторону лба по левой стороне, а затем по средней линии головы — голова слегка прояснится.
Затем подушечкой большого пальца слегка надавите сначала на правую сонную артерию, затем на левую, повторите несколько раз. Начинать надо от нижней челюсти (угла), постепенно спускаясь к ключице (по ходу артерии). Это способствует расширению кровеносных сосудов, притоку к голове крови и, следовательно, улучшению самочувствия, снятию умственной усталости, что очень важно, когда к концу уроков у школьника накапливается усталость.
Надавливание на виски тремя пальцами, на заднюю поверхность шеи четырьмя пальцами, на затылок большими пальцами поможет восстановить трудоспособность.
Снижение давления.
Подушечкой большого пальца руки надавите под левой нижней челюстью в месте, где ощущается пульсация сонной артерии, до счета десять. Затем отпустите, сделайте вдох и снова надавите. После трехкратного надавливания аналогичные действия проделайте справа. Этим вы несколько снизите давление или даже нормализуете его. Затем средними пальцами обеих рук трижды надавливайте на затылок (зона продолговатого мозга) до счета десять. После этого тремя пальцами каждой руки надавите на основание затылочной кости и на три точки над ним. Увеличивая с каждым разом давление, повторите надавливание три раза. Тремя пальцами надавливайте с обеих сторон на заднюю поверхность шеи по направлению книзу. Повторите трижды для каждой из трех точек. Надавите тремя пальцами с двух сторон на надшеечную область, сосчитайте до десяти и отпустите. Повторите десять раз. Затем сильно надавите, сочетая надавливание с растяжением сначала левого среднего пальца, потом правого.
Педагоги должны знать, что ученики с повышенным давлением могут не освобождаться от общественной работы, но перегружать их тоже не следует.
Занятия физической культурой должны проводиться по программе основной группы, но допуск к участию в различных соревнованиях, в том числе и по бегу, занятия в спортивных секциях должны быть в компетенции врача и решаться индивидуально.
Активный отдых учащихся на открытом воздухе во время перемен в школе повышает насыщение крови кислородом и снижает утомляемость. Установлено, что содержание кислорода в крови в пределах нормальных колебаний при обычном режиме до и после уроков отмечается только у 32% школьников с артериальной гипертонией, а при соблюдении активного отдыха на переменах до уроков — у 57% и при окончании занятий — у 70% учащихся. Это означает, что частота гипоксических состояний (недостаточное насыщение крови кислородом) при обычном режиме занятий в школе наблюдается в два раза чаще. А по мнению многих ученых, кислородная недостаточность является одной из Причин нарушения функции регуляторных механизмов системы кровообращения.
Во время школьных занятий на первой перемене 10-12 минут следует отводить для физических упражнений, вторая перемена отводится для подвижных игр с учетом возраста и интересов учащихся. Обычно игры проводятся с постепенным снижением двигательной активности и за три минуты до окончания перемены заканчиваются спокойной ходьбой и дыхательными упражнениями. Для профилактики артериальной гипертензии у детей (особенно если имеется наследственная отягощенность) большое значение имеет правильная организация режима дня. Время активного отдыха на свежем воздухе независимо от возраста должно составлять не менее 3-3,5 часа в день.
Не следует забывать и о полноценном сне, продолжительность которого у детей и подростков не должна превышать существующие нормы, но недосыпания не должно быть. Для учащихся младших классов (I-III) и выздоравливающих после различных заболеваний рекомендуется дневной сон в течение 1 —1,5 часа. Остальные дети и подростки с повышенным давлением нуждаются в активном дневном отдыхе.
На выполнение заданий младший школьник должен тратить 1,5-2 часа, старший — 2,5-3,5 часа. (К сожалению, учащиеся в эти сроки часто не укладываются.) Каждые 30-35 минут необходимо делать перерывы на 5-10 минут.
Сниженное артериальное давление (гипотензия) встречается в детском и подростковом возрасте примерно с такой же частотой, как и гипертензия, но в отличие от последней значительно чаще у девушек.
Различают физиологическую гипотензию, вегетососудистую дистопию по гипотоническому типу и симптоматическую (вторичную) гипотензию. Симптоматическая артериальная гипотензия не является самостоятельным заболеванием, это симптом какого-либо другого заболевания, например хронического тонзиллита или хронического холецистита. Поэтому после обнаружения у ребенка пониженного давления врач проводит обследование на предмет выявления заболевания, которое может сопровождаться гипотензией.
Врачей больше интересует второй вариант ВСД по гипотоническому типу, который имеет волнообразное течение, причем в периоде обострения больные жалуются на резкую слабость, пониженную работоспособность, особенно в первую половину дня, когда давление особенно низкое. Со второй половины дня и к вечеру давление несколько увеличивается, дети становятся бодрее, работоспособность восстанавливается. Причем жалобы детей и подростков, страдающих гипотензией данного типа, очень напоминают жалобы при гипертоническом состоянии.
Все рекомендации по рациональному труду и отдыху идентичны тем, которые должны проводиться при артериальной гипотензии.
Правильная организация режима дня, устранение возможных стрессовых ситуаций, умеренные физические нагрузки, лечебная физкультура, как правило, дают положительный эффект. Детям с метеочувствительностью и повышенной восприимчивостью к теплу и холоду пользу приносит закаливание.
Неплохой результат дают водные процедуры-обтирания, простой и контрастный дуга, купание. Рекомендуется санация очагов хронической инфекции (в миндалинах, придаточных пазухах носа, в желчном пузыре). Именно эти хронические очаги инфекции могут явиться причиной гипотензии в одних случаях или ухудшать течение ВСД по гипотоническому типу в других.