
Евгений Матвеев обладал той редкой, истинно русской красотой, которая сегодня становится все большей редкостью. Его талант был многогранен: помимо блестящего актерского мастерства, он проявил себя как талантливый режиссер и сценарист. Внешнее сходство с Леонидом Брежневым предопределило множество героических ролей в кино, а слухи приписывали ему особое расположение властей. Однако реальная жизнь артиста была далека от легенд — его путь к успеху был полон испытаний и преодолений.
Истоки таланта в провинции
Мальчик, появившийся на свет в 1922 году в украинской глубинке, в семье крестьянки и середняка, казалось, не имел особых перспектив. Ситуация усугубилась, когда через четыре года родители развелись. Мать, Надежда Федоровна, в одиночку воспитывала сына, не имея возможности уделять ему много внимания. Именно из детского одиночества родилась страсть к творчеству: Женя мечтал научиться играть на балалайке. Чтобы заработать на инструмент, ему пришлось самостоятельно торговать арбузами.
В школе он учился блестяще, проявляя живой ум и любознательность. Педагоги посоветовали матери перевезти сына в город, где у него могли бы открыться более широкие возможности. Семья переехала в райцентр Цюрупинск. Там, уже будучи учеником средней школы, Женя серьезно увлекся театральной самодеятельностью. Окончив девять классов, он отправился в Херсон, где устроился в массовку местного драматического театра.
Его заметили во время одного из спектаклей и посоветовали ехать учиться в Киев. В 18 лет Евгений поступил в школу актеров при киностудии имени А.П. Довженко. Однако учебу прервала Великая Отечественная война. Юношу направили в Тюменское пехотное училище, где он после окончания курса остался работать преподавателем вплоть до 1946 года. После демобилизации он вернулся к актерской профессии, устроившись в местный театр.
Семейная жизнь и испытания
В те же годы Евгений встретил свою будущую супругу Лидию. Поначалу она не проявляла к нему особого интереса — симпатией к актеру была охвачена ее подруга. Однако со временем чувства изменились, и молодые люди начали встречаться. Они поженились 1 апреля 1947 года, а вскоре у них родилась дочь Светлана. Год спустя семья перебралась в Новосибирск, где Евгений стал актером театра «Красный факел».
Семейная жизнь оказалась непростым испытанием. Хотя родители жены могли финансово помогать молодым, гордый Евгений считал такое вмешательство унизительным и стремился самостоятельно обеспечивать семью. Он работал на нескольких работах одновременно: играл в театре, вел радиопередачи и руководил драматическими кружками. Лидия в это время работала певицей.
В 1952 году Матвеевы переехали в Москву. Евгений устроился в Малый академический театр, а Лидия — в хор Большого театра. Это было редкой удачей для обоих! На фоне относительного материального и морального благополучия в семье родился сын Андрей.
Трагедия и сила духа
В 1965 году произошла трагедия. Во время праздничного концерта Матвеев, по замыслу режиссера, должен был выехать на сцену на настоящей тачанке. Однако неподготовленные лошади, испугавшись то ли яркого света софитов, то ли шума зрительного зала, перевернули повозку вместе с актером.
Матвеев получил тяжелейшие травмы позвоночника и ног. Ситуация была настолько серьезной, что врачи готовились объявить суровый вердикт: в лучшем случае — пожизненная инвалидная коляска, в худшем — полная неподвижность. Для энергичного, амбициозного и полного сил Евгения Семеновича такой приговор был равносилен смерти.
Последовали мучительные месяцы в больничных палатах, переезды из госпиталя в госпиталь, часто неэффективное лечение... Многие на его месте сломались бы, опустили руки. Но не таков был Евгений Матвеев! В момент, когда судьба, казалось, навсегда вычеркнула его из профессии, он начал осваивать смежные специальности — в первую очередь, режиссерское мастерство.
Трагический поворот в его жизни обернулся новой возможностью: он прославился как режиссер, сняв всенародно любимые фильмы «Цыган» и «Любить по-русски». Болезни и травмы в конечном итоге отступили перед железной волей Матвеева и его безграничной любовью к искусству. Преодолевая нестерпимую боль, он продолжал играть и творить.
За кулисами славы
На первый взгляд, жизнь Евгения Матвеева могла служить эталоном для советского человека, соответствуя высоким моральным стандартам эпохи. Однако этому идеальному образу мешал один упорный слух, ходивший по стране. Дело в том, что в фильме «Родная кровь» Евгений играл вместе с известной прибалтийской актрисой Вией Артмане.
Когда у Вии родилась дочь Кристиана Димитере, молва мгновенно приписала отцовство Матвееву. Сам актер никогда не комментировал эти слухи, а Артмане также вела себя сдержанно, не опровергая и не подтверждая сплетни. В других любовных историях Матвеев, несмотря на огромный успех у женщин, замечен не был, сумев до последних дней сохранить верность своей жене.
Актер скончался 1 июня 2003 года от рака легких, который, к сожалению, был диагностирован слишком поздно, когда лечение уже не могло помочь. Евгения Семеновича похоронили на престижном Новодевичьем кладбище в Москве, где покоятся многие выдающиеся деятели культуры и искусства.