Чарльз Дарвин в своей теории эволюции отмечал сходство человека с приматами, и это касается не только анатомии, но и базовых инстинктов. Обезьяны, подобно людям, испытывают отвращение к собственным отходам жизнедеятельности. Натуралисты наблюдали, как после дефекации приматы демонстративно уходят, не оглядываясь на результат. Если же животному случается наступить в экскременты, оно начинает прихрамывать, всем видом показывая дискомфорт и потребность в очищении — будь то лист растения или вода. Интересно, что реакция на «свои» и «чужие» отходы у них различается, что указывает на зачатки гигиенического поведения.
Доисторические и античные эксперименты
На протяжении всей истории человечество искало идеальное средство для гигиены после туалета, проявляя remarkable изобретательность. Первобытные люди использовали то, что было под рукой: пучки травы, мох или широкие листья растений.
В более развитых обществах подходы стали разнообразнее. Древние бритты и скандинавы, будучи скотоводами, высоко ценили овечью шерсть не только для одежды, но и в качестве мягкого и удобного гигиенического средства. В Древнем Риме среди простолюдинов была популярна морская губка — многоразовый аксессуар, который после использования промывали в специальном чане. Элита же римского общества — патриции — могла позволить себе больший комфорт: они использовали тампоны из овечьей ваты, насаженные на палочку и пропитанные ароматной розовой водой.
От Средневековья до эпохи монархов
В средневековых городах в ходу были многоразовые тряпичные платки, что было далеко не гигиенично. Апогеем роскоши в этом деле стал двор французского короля Людовика XIV. Для «короля-солнце» изготавливали специальные батистовые и шелковые платочки, которые после единственного использования отправлялись в корзину. Этот пример ярко иллюстрирует социальное неравенство, простиравшееся даже в такие интимные сферы жизни.
Разные культуры и народы, в зависимости от окружающей среды и традиций, находили свои уникальные решения. Эскимосы использовали снег или мох, викинги — овечью шерсть, жители Гавайских островов — скорлупу кокоса. Французские крестьяне применяли жгуты сена, моряки — распущенные пряди пенькового каната, а в Индии ритуальное омовение водой, часто в реке Ганг, совмещало духовную и гигиеническую функции.
Рождение бумажной эры
Китайские истоки
Изобретатели бумаги, китайцы, первыми догадались использовать ее не только для письма. Еще во II веке до нашей эры бумага служила для упаковки и обивки. Первое документальное упоминание о ее использовании в туалете относится к 589 году н.э. Ученый Ян Житуи с юмором отмечал, что не решается использовать в отхожем месте бумагу с именами мудрецов или цитатами. К XIV веку производство туалетной бумаги в Китае стало массовым. Для нужд императорского двора в 1393 году было изготовлено 720 000 листов! Для семьи императора Хунъу бумагу производили по особой технологии: ароматизированные листы размером 7x10 см отличались необыкновенной мягкостью.Индустриальная революция и «литература для унитаза»
В XIX веке с развитием полиграфии появился новый гигиенический тренд — макулатура. Прочитанные газеты, журналы и дешевые книги обретали «вторую жизнь» в уборных. Даже появился специальный термин — «литература для унитаза». Некоторые издатели шли навстречу потребителям, выпуская газеты с отверстием в углу для удобного размещения на гвозде в отхожем месте.
Коммерциализация и современность
Первый коммерческий продукт, позиционируемый именно как туалетная бумага, был выпущен в 1857 году нью-йоркским предпринимателем Джозефом Гайетти. Его «Лечебная бумага для ватерклозета», пропитанная соком алоэ, продавалась в пачках по 500 листов и стоила 50 центов — немалые по тем временам деньги. На каждом листе красовалось имя изобретателя, что было и рекламой, и гарантией подлинности. В 1879 году появились первые рулоны, а термин «туалетная бумага» был официально употреблен газетой New York Times в 1888 году. В консервативной Англии долгое время стыдливо называли рулоны «бумажными бигуди».
Сегодня туалетная бумага — это глобальная индустрия, предлагающая невероятное разнообразие: от однослойной до многослойной, ароматизированной, цветной, с тиснением. Японские инженеры создали бумагу, полностью растворяющуюся в воде. Интересный факт: во время операции «Буря в пустыне» американские военные использовали рулоны туалетной бумаги для маскировки танков в пустыне. Подсчитано, что за всю жизнь среднестатистический человек использует около 200 километров этого незаменимого гигиенического материала, что является ярким символом его интеграции в нашу повседневность.
В ход шло все, что оказывалось под рукой. Первобытные пользовались пучками травы, мха или широкими листьями.
Древние бритты и скандинавы, скотоводы и охотники, ценили овечий мех не только за теплоту. Это было отличное, мягкое и удобное средство гигиены. Римский плебс активно пользовался продуктами моря. Прежде всего морской губкой. Она была необходимым атрибутом в каждом доме, ее брали с собой по нужде, после промывали в чане и откладывали до следующего раза. Люд побогаче жаждал комфорта. В дело шла вата, сделанная из овечьей шерсти. В домах патрициев были припасены специальные очистные ВИП-тампоны: вата на палочке пропитывалась розовой водой.
В средневековых городах в ходу были куски ткани, точнее, платки соответствующего предназначения. Они были многоразовыми и потому нефункциональными.
Чтобы потрафить самому нежному месту Людовика XIV, французские ремесленники поставляли к монаршему двору батистовые платки. В нужнике «короля-солнца» держали целые кипы шелковых кусочков ткани, которые царственные персты после использования отправляли в корзину. Стоит ли говорить, что короли дважды одним кружевом не пользуются.
Каждая нация внесла свой вклад в культуру специфической гигиены. На Гавайях использовали копру кокоса. Эскимосы — снег или мох. Викинги — ягнячью шерсть. Во Франции были популярны жгуты сена и шнурок. Моряки-путешественники, спеша в гальюн, прихватывали распущенный конец якорного каната. Индусы очищались в Ганге. Омовение рукой — общечеловеческий ритуал.
Известно, что бумагу изобрели китайцы. Они же первыми стали пользоваться ею не по прямому, писчему, назначению. Еще за двести лет до Рождества Христова в Китае бумага была незаменимым упаковочным и обивочным материалом. Первое упоминание о туалетной бумаге датировано 589 годом нашей эры. Ян Житуи, ученый и чиновник, остроумно заметил: «Бумагу с цитатами или имена мудрецов я не осмеливаюсь использовать в туалете». Китайцы быстро оценили преимущества туалетной бумаги. В XIV веке ее производство было поставлено в Поднебесной на широкую ногу. Для нужников пекинского Императорского суда в 1393 году было поставлено 720 тысяч листов туалетной бумаги. А для семьи императора Хонгвю бумага делалась по секретной технологии. Она отличалась особой мягкостью, и каждый лист был пропитан специальным ароматическим составом. Размеры листа были 7x10 см.
В XIX веке начался промышленный бум. Активное развитие полиграфии способствовало появлению новой культуры опорожнения. Теперь, прочитав книгу, люди оценивали не только ее содержание, но и качество бумаги. В это же время в обиход вошло выражение «литература для унитаза». Газеты и журналы обретали вторую жизнь. После читки пресса отправлялась в нужник для повторного неторопливого изучения и использования в гигиенических целях. Выпускались даже издания, в которых было предусмотрительно проделано отверстие в верхнем левом углу. Для гвоздика в туалете.
В 1857 году бизнесмен из Нью-Йорка Джозеф Гайетти выпустил первую партию «лечебной бумаги для ватерклозета». Реклама на этикетке сообщала о «величайшем значении» и на все лады расхваливала медицинскую пользу, прежде всего чистоту и ослепительную белизну, бумаги. Картонная упаковка
500 салфеток стоила недешево — 50 центов. Салфетки пропитывались алоэ и предназначались для гигиены заднего прохода. На каждой было напечатано имя Гайетти. Вначале салфетки перфорировались и складывались вертикально, в 1879 году в продаже появились салфетки-рулоны. В 1888 году газета New York Times впервые использовала словосочетание «туалетная бумага». В чопорной Англии долго стеснялись назвать бумагу «туалетной», и первые рулоны именовались загадочно: «бумажные бигуди»...
Сегодня туалетная бумага — неотъемлемый атрибут человеческого быта. Она выпускается в огромных количествах и в разнообразных вариантах исполнения. Степень мягкости, богатая палитра оттенков, всевозможные тиснения — фантазия производителей неисчерпаема. Японцы даже придумали туалетную бумагу, которая полностью растворяется в воде. Во время военной операции «Буря в пустыне» американские стратеги использовали туалетную бумагу для... маскировки своих танков. Подсчитано: в среднем человеку требуется около 60 листов туалетной бумаги в день. И если всю туалетную бумагу, которую человек использует в течение жизни, вытянуть одним рулоном, то его длина будет около двухсот километров!