Эволюция моды XVII века: от стиля Якова до барокко

Изучение модных тенденций XVII столетия часто вызывает путаницу из-за множества используемых терминов. В разных источниках можно встретить такие названия, как «стиль короля Якова», «барокко», «кавалерский стиль» или «елизаветинский стиль». Давайте разберемся, что стоит за этими понятиями и как развивалась мода в первой половине века.

Стиль короля Якова: переходная эпоха

Период короля Якова (Jacobean era) связан с правлением в Англии короля Джеймса I (известного в Шотландии как Джеймс VI). Он взошел на шотландский престол в 1567 году, а в 1603 году, после смерти королевы Елизаветы I, стал правителем Англии. Это время стало мостом между пышным елизаветинским стилем и новыми веяниями.

Отличительной чертой моды стиля Якова была невероятно богатая и тяжелая вышивка. В декоре преобладали натуралистичные мотивы: яркие цветы, животные и даже целые сюжетные сцены, вышитые на ткани. Эта любовь к цветочной вышивке была характерна не только для Англии, но и, например, для Испании.

Женские платья той поры могли иметь как очень высокий, так и крайне откровенный низкий вырез. В первые годы века еще сохранялась мода на жесткие стоячие воротнички на каркасе и длинные рукава с высокими манжетами. Однако к 1613 году такие воротнички практически исчезли. В Англии вплоть до 1620-х годов и мужчины, и женщины носили изысканные льняные курточки, щедро украшенные шелковой вышивкой, лентами и бантами.

Начало эпохи барокко и кавалерский стиль

С 1620-х годов в моду входит однотонный атлас. Воротнички платьев становятся широкими и плоскими, часто отделанными кружевом. Начинается новая эра — период барокко, который в Англии также называют кавалерским стилем. Его начало связывают с восшествием на престол короля Карла I в 1625 году. Это была эпоха роскоши, веселья и, конечно, перемен в одежде.

Главной инновацией стало изменение линии талии. Она заметно поднялась вверх, примерно на середину туловища, причем это касалось как женских, так и мужских костюмов. Это еще не была завышенная талия времен ампира начала XIX века, но ее расположение явно сместилось от естественного.

В этот период в фаворе были тяжелые, дорогие шелка. С 1630-х годов костюмы начали активно дополнять драгоценными камнями, шарфами, плащами и накидками. Линия талии продолжала «ползти» вверх до середины 1630-х годов, после чего тенденция развернулась, и к 1640-м годам талия снова вернулась на свое природное место, ознаменовав новый этап в истории костюма.