Часто ли мы задумываемся о том, что наши дети — это не просто продолжение нас самих, призванное реализовать наши несбывшиеся мечты? Многие родители искренне верят, что достаточно сильно вдохновить или даже заставить ребёнка, и в нём откроются невероятные таланты. Даже если сами они не достигли больших высот, они готовы бесконечно «подкидывать» своё чадо к звёздам, не обращая внимания на возможные «травмы» от падений.
Генетическая лотерея и миф о скрытых сокровищах
Конечно, генетика — сложная штука. В нас смешаны черты бесчисленных предков, и «колода тасуется причудливо». Из обычных семей порой выходят гении, а у талантливых родителей рождаются самые обычные дети. Мировые религии призывают искать всё внутри себя. Но значит ли это, что каждый из нас — как пещера Али-Бабы, полная скрытых сокровищ? Многие уверены, что стоит немного постараться — и из глубин памяти всплывёт дар к пению или языкам.
Это убеждение подпитывает бум школ раннего развития, куда родители ведут детей в надежде, что «специальная тётя» найдёт и разовьёт в ребёнке ту самую «божью искру». Хотя любой детский психолог скажет, что настоящее раннее развитие — это эмоциональное общение, игры и проявление любви. Простые вещи, доступные каждому дома.
Выбор, конечно, за родителями. Но в погоне за мифическими сокровищами мы часто теряем нечто более важное и живое — самих детей. Вместо нормального общения их жизнь превращается в бесконечную муштру, приготовление уроков и нервные срывы.
Тяжёлое наследие и грабли, на которые мы наступаем
Печально, но иного детства и юности, кроме как через эту систему давления, мало кто в нашей стране знает. Так было у наших родителей и бабушек с дедушками. Многие ли с теплотой вспоминают старшие классы с их бесконечными формулами и функциями? Не отрицая достижений советской системы, не стоит идеализировать её. Шишек было набито предостаточно, пролито море детских слёз, искалечено немало судеб.
Но, как в той печальной истории, мы продолжаем «кушать кактус». Мы не меняем систему, а лишь добавляем новые витки: школы раннего, дополнительного, эмоционального развития. Не кроется ли за этим не только забота о детях, но и коммерческий интерес? Система репетиторов, которая лишь «натаскивает» для экзаменов, чтобы потом всё благополучно забыть и, наконец, начать жить.
А жить как?
Обратите внимание: На кого пойти переучиться в 40 лет?.
Как получится — приспособиться, устроиться. Многие ли скажут спасибо школе за знания, которые реально пригодились в жизни? Чаще они бесполезны в решении бытовых проблем. И общий уровень культуры школа сегодня тоже сохраняет не лучшим образом.Это не призыв вернуться в прошлое. Но наблюдаемая картина не радует. Проблема обсуждается давно, но всё сводится к вздохам: «Что поделаешь, жизнь такая...»
Опыт Финляндии: меньше учёбы, больше результата
Давайте посмотрим на тех, у кого получается лучше. Например, на Финляндию. Пару лет назад по данным OECD финские школы заняли лидирующие позиции в мировом рейтинге образования. При этом финские школьники тратят на учёбу меньше времени, но показывают рекордные результаты. Их же называют самыми читающими детьми в мире.
В чём секрет? В основе системы лежат семь принципов: равенство, грамотное финансирование, индивидуальный подход, практичность, доверие, добровольность и самостоятельность.
Общее образование делится на две ступени: начальная (1-6 классы) и старшая (7-9 классы). 10-й класс — дополнительный, для улучшения оценок и профориентации. После этого можно идти в лицей или профессиональный колледж.
Справедливости ради, у финской модели есть и критики. Но результаты говорят сами за себя. Любопытно, что внимательные исследователи находят в её основе переработанную и модернизированную советскую модель. Вот умеют же люди взять лучшее и адаптировать к современности!
Больше интересных статей здесь: Психология.
Источник статьи: Не пойти ли нам... за опытом к финнам.