Француженка, открывшая миру Тибет


        Француженка, открывшая миру Тибет          В 1982 году в маленький французский городок Дннь-ле-Бен прибыл его святейшество далай-лама XIV. Местные жители несказанно удивились, когда узнали, что высокий гость посетил их захолустье благодаря женщине, которую в свое время здесь считали эксцентричной чудачкой.

Духовный лидер буддистов заявил, что приехал почтить память «первого человека, который представил Западу настоящий Тибет» - путешественницы, тибетолога, женщины-ламы Александры Давид-Неэль.

НЕУГОМОННАЯ АЛЕКСАНДРА

Родилась Луиз Эжени Александрии Мари Давид в городе Сен-Манд 24 октября 1868 года. Она получила строгое католическое воспитание, но ветер странствий манил ее уже в юности. В первый раз девушка убежала из дома в 17 лет. Ее вернули, но она убегала снова и снова. В своих путешествиях Александра знакомилась с такими же неугомонными людьми, не признающими банального существования добропорядочных обывателей.

В 1886 году по настоянию родителей Александра поступила в Королевскую консерваторию в Брюсселе на отделение вокала. Она, несомненно, была талантлива. Через три года ей вручили первую премию консерватории и отправили учиться в Лондон. Там молодая певица проявила интерес не только к пению. Сначала она увлеклась масонством, причем настолько серьезно, что достигла тридцатой степени в смешанном шотландском обряде франкмасонства. Позже, после знакомства с Еленой Блаватской, основательницей теософского общества, Александру увлекли эзотерические идеи.

Вернувшись во Францию и став певицей в театре Opera Comique. девушка параллельно изучала санскрит и историю Востока в Сорбонне. Тогда же студентку закружил вихрь радикального анархизма и феминизма. Позже в воспоминаниях она писала, что хранила в своей парижской квартире пистолет и боеприпасы.

В 1891 году, получив наследство, Александра впервые отправилась в Индию, где изучала йогу и буддизм. Но через год ей пришлось вернуться в Европу - закончились деньги.

В начале XX века Александра получила приглашение тунисского оперного тетра и уехала в Африку. Там она вышла замуж за инженера Филиппа Неэля. Однако семейная жизнь не складывалась - душа Александры стремилось на Восток. И вот в 1911 году муж сдался - он согласился оплатить поездку неугомонной супруги в Индию. Александра пообещала Филиппу вернуться к Рождеству, но ее странствия затянулись на долгие 14 лет.

ПУТЕШЕСТВИЕ НА ВОСТОК

Сначала Александра отправилась в Пондичерри - «осколок французской Индии». Затем жила в Калькутте, о чем остались забавные воспоминания современника. Александра посрамила местных факиров - спокойно легла на ложе, утыканное гвоздями. Британскому туристу, который и рассказал об этом курьезе, она с улыбкой объяснила, что устала, а ей посчастливилось найти кровать. Почему же этим не воспользоваться?

Зачарованная идеями Блаватской, Александра решила посетить Тибет. В 1912 году она уехала на север Индии, в Гималаи и поселилась в маленьком приграничном штате Сикким.

Там она и встретилась с далай-ламой, который жил в Сиккиме в изгнании. Глава буддистов впервые дал аудиенцию европейской женщине. Надо заметить, что к тому времени Александра глубоко изучила буддизм, что. разумеется, послужило толчком для встречи - далай-лама был заинтригован таким феноменом. Побеседовав с Александрой и убедившись, что знанип ее действительно обширны, далай-лама посоветовал ой изучить тибетский язык, в чем она позже блестяще преуспела.

За время пребывания в Сиккиме Александра посетила все буддийские монастыри региона, встречалась с ламами и несколько лет жила отшельницей в пещере, постигая духовные практики. В одной из обителей ома познакомилась с молодым ламой  Йогденом  и усыновила его. Они вместе странствовали по горам Сиккима, но после очередного конфликта с властями им пришлось покинуть Индию.

Александра переехала в Японию, затем в Корею. Однажды, переодевшись нищенкой, она вместе со своим верным спутником отправилась в священную и запретную столицу Тибета - Лхасу. Путешествие длилось три года. На лошадях. в повозке и мешком было преодолено около 8000 миль. Путешественники сталкивались с бандитами и дикими животными. Постоянно возникали проблемы с властями, полицией, китайскими солдатами, и матери с названым сыном часто приходилось менять свой маршрут.

Наконец, в феврале 1924 года Александра и Йогден прибыли в Лхасу, где провели два месяца, изучая священный город и посещая буддийские монастыри. Но, 8 конце концов, и оттуда им пришлось бежать.

В 1937 году Александра предприняла еще одну поездку на восток - через СССР по Транссибирской магистрали. На этот раз попасть в Тибет ей помещала японо-китайскэя война.

ЧУДЕСА ТИБЕТА

Профессор Коллеже де Франс доктор д'Арсонваль писал, что Александра Давид-Неэль открыла европейцам глаза на чудеса Тибета. Годы скитаний и общения с аскетами, колдунами и монахами сделали из француженки подлинного знатока магических обрядов, буддийских медитативных техник и шаманских мистерий древней тибетской религии бон.

Невероятно эрудированная женщина-лама, владеющая почти всеми наречиями тибетского языка и досконально разбирающаяся е учении Будды, на равных беседовала с ламами, мистиками, некромантами и оккультистами всех мастей. Железные нервы позволяли ей наблюдать обряды, от которых действительно стыла кровь в жилах. Так, она медитировала рядом с расчлененным трупом, по обычаю оставленным родственниками на съедение зверям, не побоялась забрать проклятый ритуальный кинжал пембо у плачущих туземцев, которые верили, что он убьет всю деревню. Вполне спокойно слушала рассказ местного колдуна о том, что для просветления надо съесть кусочек трупа почившего ламы.

Через многие практики Александра прошла сама. Например, ей удалось материализовать призрак ламы, от которого впоследствии ей трудно было избавиться. Причем, описывая этот случай, она упомянула, что видела такие призраки за спинами многих живых лам, Все чудеса, связанные с телом и разумом, такие как тумо - умение регулировать температуру тела, лунг-гом - развитие необычайной выносливости, левитацию и телепатию Александра описывала в своих книгах без излишней эмоциональности. Она была уверена, что сила мысли и духовные практики позволяют тибетцам выходить за рамки обыденности и основа всех чудес - духовное совершенствование и развитие внутренних резервов организма.

Но слепой мистицизм был Александре чужд - она оставалась европейской женщиной, последовательницей Декарта и Клода Бернара.

ГИМАЛАИ ДЛЯ ЛИЛИПУТОВ

Вернувшись во Францию, Александра поселилась в городке Динь-ле-Бен. Выбор ее был не случаен. Конечно, река Блеон - не Брахмапутра, а гора Кур - не Эверест. Но Александра называла Диньские Предальпы «Гималаями для лилипутов» и говорила, что они помогают ей бороться с ностальгией по «стране снегов».

Выстроив дом Самтен-Дзонг («Обитель размышления»), который стал тибетским культурным центром во французском городке, Александра написала несколько книг о Тибете, проводила конференции и читала лекции о буллизме во Франции и Европе. Ее заслуги не остались незамеченными - Британское Королевское географическое общество наградило женщину-ламу золотой медалью, а на родине она удостоилась высшей награды - ордена Почетного легиона.

Но мысль о Тибете не давала Александре покоя до самой смерти. Даже когда ей исполнилось сто лет, она хотела совершить новое путешествие.

Александра Давид-неэль умерла 8 сентября 1969 года. Мечта женщины-ламы вернуться на Восток осуществилась - прах ее был развеян над водами Ганга в священном городе Варанаси.

В Самтен-Дзонге. ныне музее, сохранились вещи, с которыми она совершала главные путешествия в своей жизни: компас, котелок, автоматический пистолет, шляпа, тибетские четки из 108 человеческих косточек и золотые монеты, подаренные ей князем Сиккима. Однако подлинное наследие Александры живет в книгах, которые вдохновляют и зовут в путешествие к неизведанному, куда всю жизнь стремилась она - женщина, по словам далай-ламы, «принесшая на Запад истинный запах Тибета».

Марина УДЕНЦОВА

Тайны ХХ века №24 (июль 2012)