Шостакович. Рождение Седьмой симфонии


        Шостакович. Рождение Седьмой симфонии          В течение первых месяцев Великой Отечественной войны из осажденной Москвы и блокадного Ленинграда в Куйбышев (ныне Самара), который в то время стал запасной столицей СССР, были эвакуированы не только правительство страны, ее Верховный Совет и весь дипломатический корпус, но также многие культурные ценности страны и деятели литературы и искусства.

ГНЕВ И МИЛОСТЬ ВОЖДЯ

Сюда переехали известные советские писатели, певцы, музыканты - Алексей Толстой, Всеволод Иванов, Илья Эренбург, Ванда Василевская, Валентин Катаев, Петр Павленко, Давид Ойстрах, Иван Козловский, Валерия Барсова, Лев Оборин и другие. Также здесь работали всемирно известные художественные коллективы - Государственный академический Большой театр, Ленинградский академический театр оперы и балета, симфонический оркестр Всесоюзного радио. Уже в сентябре 1941 года на сцене Куйбышевского театра оперы и балета начались постановки произведений столичных драматургов на фронтовую тематику.

Но самым выдающимся культурным событием города в военное время, вне всякого сомнения, была премьера Седьмой симфонии молодого ленинградского композитора Дмитрия Шостаковича, которая состоялась 5 марта 1942 года в зале Куйбышевского областного театра оперы и балета.

Первым исполнителем симфонии стал оркестр академического Большого театра под управлением дирижера Самуила Самосуда. Именно этот коллектив дал путевку в жизнь гениальному произведению, без которого ныне невозможно себе представить музыкальный образ того сурового времени.

Дмитрий Шостакович родился 12 (по новому стилю 25) сентября 1906 года в Санкт-Петербурге в семье обрусевших поляков. Он получил музыкальное образование, окончив Петроградскую консерваторию. Его дипломной работой в 1925 году стала Первая симфония, за исполнение которой на международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве Дмитрий получил главный приз. Тогда же музыка молодого автора быстро обрела признание за рубежом, чего нельзя было сказать о нашей стране.

В конце 1920-х и начале 1930-х годов Шостакович написал Вторую и Третью симфонии, которые советская критика

назвала «пропагандой буржуазной культуры», а после премьеры оперы «Леди Макбет Мценского уезда» в 1934 году в газете «Правда» вышла статья под заголовком «Сумбур вместо музыки». Оперу Шостаковича из театрального репертуара немедленно и безжалостно убрали.

Иной автор после такого разгрома наверняка оставил бы творческую карьеру, но Шостакович в 1936 году завершил работу над Четвертой симфонией, которая, впрочем, в атмосфере начавшегося в то время в стране государственного террора до сцены так и не дошла. Впервые для публики она была исполнена только в 1961 году.

В мае 1937 года Шостакович написал свою Пятую симфонию, в которой, как считается, сумел «замаскировать» драматический характер музыки общепринятыми симфоническими формами. После первого исполнения этого произведения сам Сталин неожиданно для всех выступил на страницах «Правды» со статьей, в которой были такие строки: «Это деловой творческий ответ советского художника на справедливую критику». Слова вождя тут же вызвали в советской прессе шквал хвалебных статей по поводу творчества Шостаковича, а его Пятую симфонию стали официально называть «образцом социалистического реализма в музыкальном искусстве».

Несмотря на такое признание, отношения Шостаковича с властью по-прежнему продолжали носить двойственный характер. Он получил место преподавателя в Ленинградской государственной консерватории, где написал свою Шестую симфонию, премьера которой состоялась в ноябре 1939 года. Но критика ее демонстративно не замечала, поскольку «наверху» мнение об этой музыке оказалось не слишком благоприятным.

Седьмую «Ленинградскую» симфонию. самое знаменитое свое произведение, Шостакович начал писать сразу же после начала войны. В начале сентября 1941 года, когда вокруг города на Неве сомкнулось кольцо блокады, Шостакович подал заявление с просьбой направить его на фронт. Вместо этого он получил приказ готовиться к отправке на «Большую землю». Вскоре семья композитора с группой других деятелей культуры была переправлена в Москву, а 22 октября 1941 года со вторым эшелоном Большого театра он с женой и двумя детьми прибыл в Куйбышев.

ТАМ БЫЛА ВОЙНА

Эвакуированные приехали в запасную столицу с минимумом багажа и почти без денег, а у Шостаковича где-то среди театральных вешей затерялся чемоданчик с первой частью партитуры Седьмой симфонии. Всех сначала поселили в школе №81, что и сейчас находится на Самарской площади. Школьные классы разгородили простынями и одеялами, и в таких условиях здесь первое время жили не только Шостаковичи, но также артисты и музыканты Большого театра, а еще семьи других композиторов, писателей, певцов. Вагон с вещами эвакуированных, как потом оказалось, застрял в Рузаевке, и в Куйбышев он прибыл только через неделю. Среди общего багажа, к радости Дмитрия Дмитриевича, отыскался и его чемоданчик с партитурой Седьмой симфонии.

Вскоре всем деятелям культуры, приехавшим из Москвы, начали выделять более комфортное жилье. Семье Шостаковича после долгих мытарств предоставили двухкомнатную квартиру в доме №146 на улице Фрунзе. Здесь композитор смог продолжить работу над Седьмой симфонией. Последнюю правку в ее партитуру он внес 27 декабря 1941 года.

Подготовку к премьере оркестр Большого театра начал в середине января. Незабываемые впечатления от этих репетиций остались у Алексея Толстого: «В большом фойе между колонн расположился оркестр московского Большого театра, один из самых совершенных музыкальных коллективов в мире. За пультом - Самосуд, по-рабочему, в жилетке. Позади него на стуле - Шостакович, похожий на злого мальчика... Сейчас - после корректур - будут проиграны все четыре части. Взмахивает мокрыми волосами Самосуд, пронзает палочкой пространство, скрипки запевают о безудержной жизни счастливого человека. Седьмая симфония посвящена торжеству человеческого в человеке».

Прием нового музыкального произведения публикой был ошеломляющим. Очевидцы вспоминают, что после заключительных аккордов в зале в течение десяти-пятнадиати секунд стояла гробовая тишина, а потом на музыкантов и автора обрушился настоящий шквал аплодисментов. Присутствовавший на премьере киносценарист Алексей Ка-плер вспоминал об этом так: «Слова "овация", "успех" ни в какой мере не передают того, что творилось в зале. У многих на глазах стояли слезы. Вновь и вновь выходил на сцену создатель этого творения, и не верилось, что это именно он, 35-летний худощавый интеллигент-очкарик, выглядевший совсем юным, мог вызвать такую бурю эмоций».

ПРИЗНАНИЕ ГЕНИАЛЬНОСТИ

На другой день после премьеры копия партитуры Седьмой симфонии самолетом была отправлена в Москву. В Колонном зале Дома союзов эта музыка была исполнена 29 марта 1942 года, а 9 августа произведение Шостаковича прозвучало и на его родине - в блокадном Ленинграде. В том же году Седьмую симфонию впервые услышали в Нью-Йорке, куда микрофотокопию ее партитуры переправили через Тегеран, Каир и ряд городов Латинской Америки.

В конце 1942 года Шостакович написал свою Восьмую симфонию, в которой он, по мнению искусствоведов, словно бы нарисовал монументальную фреску о событиях, происходящих в это время вокруг него.

Кроме того, именно он организовал, а затем некоторое время возглавлял Куйбышевское отделение Союза композиторов СССР. Заседания отделения были еженедельными. Посвящались они, главным образом, обсуждению новых произведений.

В марте 1942 года Дмитрий Шостакович получил большую четырехкомнатную квартиру с отдельным кабинетом, роялем и видом на Волгу на улице Вилоновской (впоследствии так называемый «обкомовский» дом). К этому времени до Куйбышева из блокадного Ленинграда благополучно добрались его мать, сестра и племянник. По указанному адресу вся большая семья Шостаковича жила вплоть до 3 марта 1943 года, когда начался ее переезд обратно в Москву.

В мае 2004 года в Самаре на фасаде дома №146 по улице Фрунзе, где Дмитрий Шостакович завершал работу над Седьмой симфонией, была открыта мемориальная доска с его барельефом. А в сентябре 2006 года, в день его столетнего юбилея, отрезок улицы Рабочей от Струковского сада до площади имени Куйбышева, на который выходит этот дом, был переименован в честь Шостаковича. Улицы с таким названием нет больше нигде в мире.

Валерий ЕРОФЕЕВ

Тайны ХХ века №24 (июль 2012)