Когда я в детстве поступала «плохо» моя мама смотрела на меня особым взглядом. Это был сигнал. Надо было срочно менять поведение, прекращать неугодное занятие и так далее в зависимости от ситуации. Во время учебы в институте мне попалась любопытная статья в которой один известный в узких кругах француз вспоминал свою няню. Она тоже смотрела на него особым взглядом. Далее он описывал его и даже дал ему название: «Совиные глаза». Мне показалось, что он описывает мою маму…
Сейчас я сама очень часто делаю «совиные глаза». Я похожа на маму, поэтому примерно знаю, как выгляжу в этот момент. Плюс к этому добавлены очки. Я их разумеется приснимаю, гляжу поверх. Стращаю. Когда я смотрю так на кого-то из своих хулиганящих мальчишек, то это к моему большому удивлению работает. Про того, на кого я посмотрела дети говорят, что он «в списке». Сам список, конечно, лежит на столе. Раньше, когда он не умели читать это могла быть любая бумага с надписями. Теперь эту функцию выполняет список с датами рождения. Рядом лежит прищепка. Желтая такая, я её из дома принесла. Про эту жёлтую прищепку по группе ходят смутные слухи. По легенде, её прицепляют на язык болтунам. Но никто этого не видел, ну во всяком случае не рассказывал.
Музыкальный руководитель очень легко может заставить детей петь громче или тише. Она просто делает вид что крутит регулятор громкости. Как они понимают, когда надо тише, а когда громче никто не знает.
Если мне кажется, что ребёнок меня обманывает (а это, к сожалению, не редкость) я просто продолжаю на него смотреть. Пристально так, не моргая. Руки скрещиваю на груди. И даже могу надуть верхнюю губу (это вообще безотказно работает). Тогда мы сдаемся, делаем ЭХ и рассказываем все на чисто.
Если я хочу тишины в группе, то один из способов это сесть за детский стол и начать рисовать. Главное не говорить никому-никому даже по секрету что это такое тут делается. Через пять минут рисуют практически все. И конечно секретные карты. Еще можно «делать йогу на ковре» сидя по-турецки всей группой.
Иногда так важно вообще ничего не говорить и просто держать за ручку, особенно когда первый день в саду страшно, а мамы все нет и нет. Или молча кивнуть, когда надо давать долгий ответ и непонятно правильно или не правильно. А как не успокоить тревогу молча и незаметно прикрыв глаза в ответ на молящий взгляд не рассказывать маме об очередной драке?
Воспитатели говорят очень много. Целый день. У многих кашель, сохнет горло и хрипота. Но многое мы говорим не вербально. И это ценно.