Грандиозность любви

Несколько месяцев назад мы с вами обсудили, что такое любовь, делая при этом ударение на любви агапе: она бескорыстна по своей природе и является проявлением воли, решением, обязательством делать для любимого все только самое лучшее. А теперь давайте остановимся на источнике всего этого, на том, что дает нам силы любить Бога и других так, как мы должны это делать. Иоанн прекрасно сказал об этом источнике в 1 Ин. 4:19-21:

«Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего».

“Будем любить, потому что Он прежде возлюбил нас”. Мы можем проповедовать о любви агапе до второго пришествия Христа, но так и не поймем ее, пока не увидим Божью любовь к нам. “Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою” (1 Ин. 3:16). Но это ставит нас в затруднительное положение: мы никогда не сможем до конца узнать и понять, что Бог и Иисус сделали для нас. И я, разумеется, не могу выразить Божью любовь так, как хотел бы. Поэтому давайте обратимся к Еф. 3:14-21, и к тому парадоксу, который заключен в этих стихах.

В Еф. 2 Павел говорит о спасении благодатью и о том факте, что Божья благодать распространяется на всех людей - не только на иудеев, но и на язычников. Крест может объединить всех в одно тело, которое есть церковь (Еф. 2:16; 1:22, 23). Глава 3 начинается с молитвы Павла о братьях в Эфесе, большинство из которых было христианами из язычников. Первые слова этой главы звучат так: “Для сего-то...” Затем на протяжении нескольких стихов Павел говорит о своей работе с язычниками. И, наконец, в стихе 14 он уже готов к замечательной молитве, которой завершается первая половина книги:

«Для сего преклоняю колена мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, - да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею. А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь» (Еф. 3:14-21).

В этой молитве высказаны четыре связанные между собой просьбы:

(1) Он молится о том, чтобы эфесяне укрепились во внутреннем человеке, т.е. в душе, посредством живущего в них Духа, которого они получили, став христианами (Деян. 2:38).

(2) Он молится о том, чтобы они так укрепились в своем внутреннем человеке, чтобы Христос верой вселился в их сердца: по мере того, как их вера будет расти, Христос навсегда поселится в них.

(3) Он молится о том, чтобы Христос вселился в их сердца, чтобы они укоренились и утвердились в любви.

(4) Он молится обо всем этом, чтобы они исполнились всей полнотой Божьей. Здесь снова идет речь о христианской полноте, или зрелости. Главная мысль всей молитвы состоит в том, что христиане должны расти!

Нас в данный момент интересует та часть молитвы, где содержится третья просьба. В основе молитвы лежит просьба о том, чтобы эфесяне по мере осознания ими Божьей и Христовой любви сами возрастали в ней: “Чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову”.

В этой просьбе переплетаются два образных выражения. Рой Дивер называет их сельскохозяйственным и архитектурным. “Укорененные в любви” - метафора, имеющая отношение к сельскому хозяйству; нам нужно укорениться в любви подобно растущему растению, пускающему корни в почве. “Утвержденные в любви” - метафора из области архитектуры; она передает образ прочного основания. Если мы будем “укорененными и утвержденными в любви”, мы тогда сможем кое-что сделать. Мы сможем познать непознаваемое. Мы сможем постичь непостижимое. “И уразуметь превосходящую разумение любовь Христову”.

Хотя эта тема имеет такие глубины, которые нам никогда не постичь в этой жизни, все же кое-что мы можем познать, иначе слово “знать” не имело бы никакого смысла. Среди того, что мы можем в какой-то мере познать, Павел называет грандиозность любви: “Чтобы вы... могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота”.

Честно говоря, я не знаю всего того, что подразумевается под словами “широта и долгота, и глубина и высота”. Может быть, Павел представлял, как он стоит в центре любви и смотрит вверх... вниз... в одну сторону... в другую сторону... и не видит ни конца, ни края. Это говорит о всеохватности любви, которой он касается и в Рим. 8:35, 37-39:

«Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?.. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем».

Если вы будете плыть на корабле по морю или океану, взойдите на самую высокую точку на корабле и окиньте взором бескрайнее пространство вокруг. Посмотрите во все стороны. Везде будет вода. Но вы будете знать, что где-то там, за горизонтом, есть земля. Этот пример нельзя назвать идеальным, поскольку зрение имеет пределы, но все же определенную параллель с высказыванием Павла провести можно. По сути, Павел говорит: “Я в центре Божьей любви. Сколько я могу видеть, везде только любовь. Бог любит меня, и эта любовь не знает границ”.

Может быть, это и все, что хотел сказать Павел, используя эти слова, однако пространственная терминология пленяет ученых, начиная с ранних дней существования церкви (в писаниях Иеронима) и до настоящего времени (в работах многочисленных авторов, которые я недавно изучал). Поэтому я хотел бы использовать эти же выражения, чтобы сосредоточить наши размышления на том, как же все-таки велика Божья любовь.

ШИРОТА БОЖЬЕЙ ЛЮБВИ

Начнем, следуя тексту, с широты Божьей любви. Как широка Божья любовь? Может, она настолько узка, что охватывает лишь нескольких, небольшое число избранных, особых людей? Нет, Божья любовь так широка, что охватывает всех людей. Мы видим это в нашем бренном мире.

«Сам дая всему жизнь и дыхание и все» (Деян. 17:25).
«Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:45).

Это так же истинно в духовной области.

«Господь... долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3:9).
«[Бог] хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4).

Эта истина - одна из тех загадок, которые мы никогда полностью не разгадаем. Ис. 44 может приоткрыть завесу над тайной, если мы прочтем слова Бога, обращенные к Его народу в дни Ветхого Завета, когда Он говорит, почему будет помогать им, хотя они далеки от того, какими им следовало быть:

«А ныне слушай, Иаков, раб Мой, и Израиль, которого Я избрал. Так говорит Господь, создавший тебя и образовавший тебя, помогающий тебе от утробы матерней: не бойся... Ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих... Один скажет: “я Господень”... а иной напишет рукою своею: “я Господень”...» (ст. 1-3, 5).

Хоть люди и согрешили, Бог собирался благословить их (1) потому, что Он сотворил их, (2) потому, что Он избрал их и (3) потому, что они были призваны Его именем. Они были Его сыновьями. Раз Бог сотворил всех людей, Он призывает всех быть Его народом, Он предоставляет всем возможность быть названными Его именем - быть Его сыновьями и дочерьми.

В Писании по разным поводам и неоднократно подчеркивается, что Божья любовь простирается на всех. “Христос Иисус предал Себя для искупления всех” (1 Тим. 2:6). Он “вкусил смерть за всех” (Евр. 2:9).

ДОЛГОТА БОЖЬЕЙ ЛЮБВИ

Теперь поговорим о долготе Божьей любви. Как далеко простирается Божья любовь ко всем людям?

Наша с вами любовь к другим имеет пределы. Иисус говорил об этих границах в Ин. 15:13: “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих”. Иисус утверждает, что наивысшее выражение человеческой любви - это смерть за друга. Но Иисус умер не только за Своих друзей, но также и за Своих врагов. Поэтому любовь Иисуса превосходит даже самую великую любовь. В Рим. 5 Павел продолжает эту мысль, говоря об ограниченности нашей любви по сравнению с неограниченной Божьей любовью:

«Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (ст. 6-8).

Как далеко протянулась Божья любовь? На весь путь до креста. “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного” (Ин. 3:16).

Мы вновь подошли к непостижимому и непознаваемому. Я довольно смутно могу осознать Его физические страдания: боль от впивающихся в чело шипов тернового венца, окровавленная от бичевания спина, обессиленное тело, невыносимая боль от пробивающих руки и ноги гвоздей, страшная агония задыхающихся без кислорода легких. Но Его духовных мук, когда Он взял на Себя грехи каждого из нас (2 Кор. 5:21), духовных мук, выразившихся в словах “Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?” (Мф. 27:46), я совсем не могу постигнуть. Я принимаю их верой. Он умер за наши грехи.

«Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились... Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию» (1 Кор. 15:1, 3, 4).

Не так давно я прочел историю, которая произошла на самом деле и которая затронула мою душу. Маленький мальчик и его собачка играли перед домом, когда внезапно щенок бросился на проезжую часть прямо перед движущимся автомобилем. Малыш, видя опасность, бросился на дорогу спасать своего любимца. Пронзительно завизжали тормоза - это водитель пытался избежать наезда, но было поздно. Оба - и мальчик, и щенок - погибли мгновенно.

Это были самые необычные похороны в истории городка. Рядом с красивым гробом, в котором лежал мальчик, стоял маленький деревянный ящик с останками щенка. На кладбище обоих опустили в одну могилу, над которой позже установили надгробный камень с надписью:

Однажды он щенка нашел
Дождливым зимним днем,
Принес его домой и стал
Заботиться о нем.
Лечил, кормил, оберегал,
Повсюду брал с собой,
Ласкал, играл с ним и любил
Всем сердцем, всей душой.
Светились радостью глаза,
Когда с ним шел гулять.
Всю глубину такой любви
Дай нам, Господь, понять.

Необычная панихида завершилась такими словами: “Иисус любит нас, как этот мальчик любил своего щенка”.

Это долгота Божьей любви.

ГЛУБИНА БОЖЬЕЙ ЛЮБВИ

Далее идет глубина Божьей любви. Как глубока может быть Божья любовь? Мы уже говорили, что Его любовь достаточно широка, чтобы охватить всех людей, но трудно удержаться от мысли о том, что некоторые настолько погрязли в грехе, а вина их настолько велика, что даже Божья любовь не сможет дотянуться до них. Прекрасная истина заключается в том, что Божья любовь может проникнуть в самые глубины и спасти самых закоренелых грешников.

Павел считал, что он сам как нельзя лучше иллюстрирует эту истину. В 1 Тим. 1:15 он называет себя “первым” из грешников, но Иисус все же спас его! Другой иллюстрацией этой истины может служить женщина из Ин. 4, с которой Иисус разговаривал у колодца в Самарии. Мало кто из нас счел бы ее “подходящей кандидатурой” для обращения. Ее жизнь была беспорядочной; мы, наверное, даже подумали бы, что до нее невозможно “достучаться”. Но любовь и внимание Иисуса что-то пробудили в ней. Назовем это надеждой. Божья любовь проникает в Киев, Москву, Чечню, Грузию, США, Индию, в самые богатые и самые бедные кварталы каждого города, в тюрьмы, в дома терпимости - и говорит: “Надежда есть!”

Тот факт, что Божья любовь может быть обращена к каждому, независимо от того, насколько он погряз в грехах, изумляла ранних христиан. Она изумляла Павла. Он говорил: “...Я... живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня” (Гал. 2:20). Она изумляла апостола Иоанна. Четыре раза он называл себя возлюбленным учеником Иисуса.

Один старый вождь индейского племени все время рассказывал об Иисусе и о том, что Он значит для него. Один из соплеменников спросил: “Почему ты так много говоришь об этом Иисусе?” Вместо ответа вождь собрал немного палочек и травы и сделал из них круг. В середину круга он посадил гусеницу и так же молча поджег траву. Они стали наблюдать за гусеницей. Когда трава занялась пламенем, гусеница начала быстро ползать, ища выхода. Пламя приближалось, и маленькая гусеница подняла голову так высоко, как только могла. Тогда старый индеец наклонился и протянул ей свой палец. Она заползла к нему на палец. Вождь осторожно опустил ее в безопасное место и только после этого сказал: “Это самое сделал Иисус для меня. Я погибал в грехе. Я был в ловушке. Мое положение было безнадежным. И тогда Господь наклонился и поднял меня из моей ямы греха и стыда. Как я могу не любить Его и не говорить о Его удивительной любви и заботе?”

Этот пример вождя, когда он сравнил себя с гусеницей, существом, подобным червяку, не случаен. Каждый из нас может сказать: “Я был ничем - но Иисус возлюбил и спас меня”.

ВЫСОТА БОЖЬЕЙ ЛЮБВИ

И, наконец, высота Божьей любви. Мы можем оценить высоту предмета, посмотрев вверх. Я до сих пор помню, как впервые приехал в Москву. Я не мог оторвать взгляда от высотных зданий. Я смотрел на них с открытым ртом. Но ни одно из них не может сравниться по высоте с Божьей любовью.

Высказывается много предположений о том, что в точности имеется в виду под “высотой” Божьей любви. Любовь настолько высока, что мы просто не можем себе это представить (Рим. 8:39). Любовь так высока, что достигает небес. Там Бог, и “Бог есть любовь” (1 Ин. 4:8, 16). И каждый член триединого Бога любит остальных членов Божества (Ин. 17:24).

Лично мне нравится мысль о том, что любовь возносит нас. Иисус сказал: “И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе” (Ин. 12:32). Мы поем: “Любовь вознесла меня! Когда все другое помочь не могло, любовь вознесла меня”. В этой жизни Божья любовь поднимает меня над виной моего греха, когда я отвечаю Ему послушанием и любовью, и однажды эта любовь вознесет меня на небеса, в Его присутствие!

Исследовав эти удивительные слова: “ширина”, “долгота”, “глубина” и “высота”, - мы должны признать, что в них есть много такого, чего мы не в состоянии постичь. Но мы можем знать следующее: какова бы ни была значимость этих слов, они значимы крестом. Крест есть центр, средоточие Божьей любви.

Пусть не все тайны мы можем разгадать, тут есть чему поучиться:

(1) Давайте ценить, как сильно Бог любит нас лично. Однажды Карла Барта, известного богослова, спросили, какую из своих мыслей он считает самой значительной. Он ответил: “Иисус меня любит, я это знаю, так как в Писанье об этом читаю”. Нет лучшей мысли, чем та, что “Иисус меня любит”. Некоторые сегодня говорят: “Никто меня не любит”. Иисус любит вас; Бог любит вас. Они на вашей стороне, и они помогут вам.

(2) Нам необходимо подражать Божьей любви. Нам необходимо узнать, что такое любовь на самом деле - а затем претворять ее в жизнь. Давайте расширим нашу любовь и станем любить всех людей. Давайте продлим нашу любовь и станем жертвенными и бескорыстными. Давайте углубим нашу любовь и станем любить людей, потому что они нуждаются в этом, даже если они этого и не заслуживают. Давайте вознесем нашу любовь и будем стремиться возвышать людей нашей любовью, а не тащить их вниз.

(3) Хотя мы никогда не сможем до конца постичь все стороны Божьей любви, давайте возьмем от нее все, что мы можем, ответив на нее любовью и повиновением. Я не разбираюсь в магнетизме, но могу использовать его свойство, работая с магнитной доской. Я не разбираюсь в электричестве, но прекрасно знаю, как включать свет. Я никогда полностью не постигну Божью любовь, но могу воспользоваться ею, если сам отвечу Богу любовью и повиновением (Ин. 14:15; 1 Ин. 5:3).

#любовь #любовь божия #любовь к богу #божественная любовь #божья любовь #христианство #религия #люби #любить #бог

Еще по теме здесь: Отношения.

Источник: Грандиозность любви.